Ya Metrika Fast


English version

Как война в Украине помогла Казахстану реализовать свой транзитный потенциал

Общество — 16 сентября 2025 10:00
0
Изображение 1 для Как война в Украине помогла Казахстану реализовать свой транзитный потенциал

Военное вторжение России в Украину внесла значительные коррективы в экспортные маршруты Казахстана. При этом, по ряду отраслей республика была вынуждена изменить логистику поставок еще до начала полномасштабной войны – после аннексии Крыма в 2014 году.

Еще в 2019 году между Казахстаном и Россией возникли разногласия по поводу поставок казахстанского угля железнодорожным транспортом через Россию в Украину, поскольку РФ ввела систему разрешений, позволяющую ей ограничивать перевозку угля через свою территорию. С 1 июня 2019 года – в ответ на дополнительные санкции, введенные Украиной в отношении российских компаний, должностных лиц и товаров – Россия ввела разрешительный режим экспорта российского угля в Украину, который начал применяться и в отношении транзита казахстанского угля. Экспорт ряда товаров в Украину (включая уголь и некоторые виды нефтепродуктов) стал возможен только по отдельному согласованию с Минэкономразвития РФ.

Казахстан выразил несогласие, заявив, что такие ограничения неприменимы согласно базовым принципам Договора о ЕАЭС, который призван гарантировать свободу движения товаров. На практике же ограничения начали применяться к транзитным поставкам казахстанского угля, направляющимся в Украину, практически сразу (с июля 2019 года), говорится в Национальном энергетическом докладе-2021.

В октябре 2019 года Евразийская экономическая комиссия заявила, что Россия создает препятствия для транзита казахстанского угля вопреки правилам ЕАЭС. Однако вместо того, чтобы снять ограничения, Россия согласилась увеличить введенную с июля 2019 года квоту Казахстана на транзит угля в Украину с 90 тыс. до 140 тыс. тонн в месяц.

По данным Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), с июля по октябрь 2019 году казахстанские компании планировали поставить 775,8 тысяч тонн угля, но власти РФ разрешили транзит лишь 320,1 тысяч тонн, заблокировав 60% заявок грузоотправителей.

В 2019 году в Казахстане было добыто 110,7 млн тонн угля, из них 23,1 млн тонн были проданы за рубеж. Ежегодно в среднем около 25%, добываемого в стране угля экспортируется, и 80% из них через Россию. Украина наращивала импорт казахстанского угля, поскольку с 2014 года начался дефицит топлива из-за потери контроля над частью Донбасса, где расположено большинство шахт.

После начала войны в 2022 году экспорт казахстанского угля в Украину просто обвалился, сократившись по сравнению с предыдущим годом в 9 раз – с 792,6 тыс. до 90 тыс. тонн.

При этом Россия переориентировала свой экспорт угля в Китай, Индию и Турцию. Казахстан в 2022 году начал наращивать экспорт в Европу. Поэтому еще введения Евросоюзом запрета на импорт российского угля в августе 2022 года – за первые семь месяцев – экспорт казахстанского угля в Европу поднялся до рекордного уровня – 6,4 млн тонн (рост на 45% в годовом исчислении), превысив суммарный объем за весь 2021 год (5,2 млн т).

Общий годовой экспорт угля из республики по всем направлениям в 2022 году достиг 32,5 млн тонн угля, что на 41% больше, чем в 2021-м. Правительство Казахстана, опасаясь сокращения поставок на внутренний рынок, ввело шестимесячный запрет на вывоз угля из страны автомобильным транспортом, который в основном шел в соседние страны СНГ и Китай.

Проблемы с КТК и попытки переориентировать экспорт нефти

Война в Украине повлияла и на экспортную логистику нефтяных поставок. В марте 2022 года, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), по которому отгружается около 80% казахстанской экспортной нефти, перестал принимать сырье от грузоотправителей. Оператор нефтепровода сообщил, что за несколько дней до этого был шторм, который повредил плавучие шланги двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ), использующихся для отгрузки нефти из резервуаров в танкеры.

Однако, германская газета «Handelsblatt» провела расследование и сообщила, что в эти дни на российском побережье Черного моря в районе порта Новороссийск не было такого шторма, который мог бы повредить шланги ВПУ, что «за 20-летню историю нефтепровода он никогда еще не выходил из строя из-за ветра». Издание заявило, что инцидент был спланирован, чтобы шантажировать Казахстан, а также Европу. Евросоюз осудил вторжение России в Украину и начал отказываться от российской нефти и хотела заменить ее, частично, казахстанской.

В 2022 году было еще несколько инцидентов, которые могли привести к остановке КТК. В частности, 6 июля российский суд вынес решение приостановить работу нефтепровода на 30 суток, якобы за нарушения, выявленные в ходе проверок. Но остановки системы не было. Оператору удалось устранить нарушения в указанные сроки.

Тем не менее, 7 июля президент Касым-Жомарт Токаев провел совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала, где заявил о необходимости искать альтернативные маршруты доставки грузов, назвал приоритетным Транскаспийский маршрут (то есть в обход территории РФ), и поручил национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) «проработать оптимальный вариант его реализации».


КМГ пришлось создать совместно с Abu Dhabi Ports из ОАЭ предприятие для развития морских логистических возможностей. Закупить два новых нефтяных танкера дедвейтом по 8 000 тонн каждый. Транскаспийский маршрут предполагает перевозку нефти на железнодорожных цистернах до морского порта Актау, оттуда на танкерах до порта Баку, где она должна переливаться в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), выходящий на Средиземное море.

В 2023-2024 годах по нему было отгружено 1,4 млн тонн нефти в год. В 2025 году планируется довести объемы до 1,7 млн тонн. У КМГ есть договоренность с государственной нефтяной компанией Азербайджана, являющейся одним из владельцев БТД, об увеличении транзита до 2,2 млн тонн в год. Таким образом, из-за проблем с КТК Казахстан был вынужден возобновить экспорт нефти по БТД, прекратившийся в июле 2015 года.

Однако у этого маршрута есть свои недостатки. Во-первых, по оценке Argus на 2023 год, стоимость перекачки нефти по БТД с учетом железнодорожных затрат доходит до $124 за тонну, что в три раза дороже, чем по КТК – $38/тонна. Во-вторых, даже если акционеры БТД согласятся отдать Казахстану все свободные мощности нефтепровода, а это сейчас около 30 млн тонн в год, то и этих объемов недостаточно казахстанским экспортерам. В 2024 году из республики было вывезено за рубеж 68,6 млн тонн нефти, а в этом году планируется 70,5 млн тонн. В-третьих, мощности казахстанских морских портов не выше 10 млн тонн нефти в год. Кроме того, Каспийское море мелеет. Падение уровня моря уже сказывается на судоходстве. В прошлом году в Актауском морском торговом порту сообщили, что в сторону Баку танкер вместимостью 12 тыс. тонн принимает 10 тыс. или около 80% от имеющейся возможности. Каждые 10 см снижения уровня Каспия приводит к недогрузу судов от 150 до 200 тонн.

А в порту Курык отметили, что обмеление Каспия в первую очередь негативно отразилось на общем процессе погрузочно-разгрузочных работ, снизилось количество одновременно обрабатываемых вагонов, увеличилось время обслуживания паромов. Ситуация может измениться, после того будут проведены дноуглубительные работы, намеченные в рамках расширения Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) – в 2024 году они начались в районе порта Курык, а в этом году – порта Актау.

По Среднему коридору в обход территории России

По ТМТМ, который еще называют Средним коридором, отгружается не только нефть, перевозят сотни тысяч тонн и других грузов – зерна, нефтепродуктов, цветных и черных металлов, химикатов, угля, урана, строительных материалов и прочих товаров. Маршрут начинается в Китае, проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и идет далее в Европу. ТМТМ – мультимодальный маршрут, протяженностью свыше 11 тыс. км, в котором задействованы два вида транспорта: железнодорожный и морской. Китайские грузы сначала на поезде доставляется в казахстанские порты Курык и Актау на Каспии, откуда контейнеры перевозятся на судах до азербайджанских портов Баку и Алят, далее груз снова по железной дороге транспортируются до грузинских портов Батуми и Поти на Черном море. ТМТМ начал работать в 2017 году. При этом о его создании было объявлено еще в ноябре 2013 года, когда в рамках форума «Новый Шелковый путь».

Если в 2021 году по Транскаспийскому коридору было перевезено 25,3 тыс. контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), то в 2024-м уже 56,5 тыс. ДФЭ – рост более чем в 2 раза. Общий объем грузов, перевезенных в этот период по ТМТМ, вырос в 7,5 раза – с 586 тыс. до 4,5 млн тонн, из которых 3,2 млн тонн – казахстанский экспорт, а остальное – транзитный груз. А в 2024 году, по данным Министерства финансов, «особенно заметный рост показал транзитный поток: общий объем транзита вырос в 4 раза, а транзит из Китая – в 28 раз», по сравнению с 2023-м.

Как видим, после начала войны России в Украине объемы перевозок по ТМТМ значительно увеличились.

В 2023 году из более чем 2,7 млн тонн груза, прошедшего по Среднему коридору через Казахстан, экспорт республики составил 2,2 млн тонн или 80% от всего оборота, а импорт 380,5 тыс. тонн – 13,7%. Доля транзитного груза была на уровне 177,1 тыс. тонн или 6,3%.

По данным Минтранса на 2024 год, пропускная способность ТМТМ – 6 млн тонн в год, в том числе 100 тыс. контейнеров в ДФЭ.

При этом конфликт между Россией и Украиной повлиял и на экспорт казахстанского урана. В связи с этим национальная атомная компания «Казатомпром» с 2018 года часть своей продукции отправляет по Транскаспийскому маршруту и постепенно увеличивает эти объемы, чтобы снизить риски срыва поставок своим клиентам. По данным компании, 2023 году доля экспорта через ТМТМ на западные рынки выросла до 64%.

Осенью прошлого года глава компании Меиржан Юсупов заявил, что санкции, вызванные войной в Украине, создали препятствия для поставок урана потребителям в странах Запада.

Он сказал, что, несмотря на то, что продавать уран в Азию гораздо проще, чем на Запад, компания хотела бы иметь диверсифицированную географию поставок своей продукции и продолжать продавать ее американским и европейским покупателям. Однако, по его словам, осуществлять поставки по традиционному, более дешевому маршруту через российский Санкт-Петербург становится все более сложной из-за риска санкций. Если в 2023 году 49% экспортного урана Казатомпром поставил в Азию, 32% в Европу и 19% в Америку, то в 2024 году доля Азии в общем объеме продаж выросла уже до 58%, тогда как доля Америки снизилась до 15%, Европы – до 27%.

На долю Казатомпрома и ее дочерних и зависимых организаций, куда входит вся добыча урана в Казахстане, пришлось около 39% от мирового объема производства урана в 2024 году.


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.