Как война в Украине повлияла на энергетику Казахстана?

Российско-украинская война оказала непосредственное и большое влияние на топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Казахстана, поскольку около 95% всей казахстанской экспортной нефти проходит по территории России по трубопроводной системе, подконтрольной российской государственной компании «Транснефть» и частной, принадлежащей Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), в котором самая большая доля у Россия – 31% (Казахстан – 20,75%, остальная часть принадлежит международным и российским нефтяным компаниям).
При этом, Казахстан и Россия не продают и не покупают друг другу нефть. Стороны обмениваются ею в рамках обеспечения сырьем Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ). Ежегодно на этот казахстанский завод, расположенный на севере страны, поставляется около 5-6 млн тонн российской нефти из объемов, которые (10 млн тонн в год) идут транзитом через в Китай. Казахстан отдает обратно РФ такой же объем нефти на казахско-китайской границе.
Казахстан замещает Россию на рынке энергоресурсов Европы
Основным экспортным товаром Казахстана на протяжении многих лет остается сырая нефть, на которую приходится не менее половины всей экспортной выручки республики ($42,9 млрд или 52,5% от всего экспорта в 2024 году). Между тем, Казахстан зависим от России в плане поставок углеводородного сырья на мировые рынки.
Практически сразу после военного вторжения России в Украину, 24 марта 2022 года, КТК, по которому отгружается около 80% казахстанской экспортной нефти, перестал принимать сырье от грузоотправителей, якобы, в связи с неисправностью двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ), использующихся для отгрузки нефти из резервуаров в танкеры. Оператор нефтепровода сообщил, что за несколько дней до этого был шторм, который повредил плавучие шланги, что их ремонт может занять не менее трех недель. При этом у грузоотправителей и самой трубопроводной системы нет таких объемов хранилищ, чтобы они могли бы обеспечить бесперебойную добычу. Это значило, что недропользователям придется значительно снизить или же и вовсе останавливать производство.
Примерно через 20 дней в казахстанском правительстве заявили, что КТК работает лишь на 60% своей мощности. Позже и сам оператор, и тогдашний министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявили, что в 2021 году морской терминал осуществлял одновременную отгрузку нефти с двух ВПУ только 48% эксплуатационного времени, а в остальные периоды работало только одно ВПУ. То есть после аварии нефтепроводная система могла работать без ущерба еще, как минимум, в течение полугода. На добычу и экспорт это никак не повлияла бы.
Между тем, германская газета «Handelsblatt» совместно со специалистами исследовательского центра Correktiv провела расследование и сообщила, что «авария» на КТК придуманная. В эти дни на российском побережье Черного моря в районе порта Новороссийск не было такого шторма, который мог бы повредить шланги ВПУ, что «за 20-летню историю нефтепровода он никогда еще не выходил из строя из-за ветра». Издание заявило, что инцидент был спланирован, чтобы шантажировать Казахстан, а также Европу, которая после военного вторжения России в Украину начала отказываться от российской нефти и планировала заменить ее, частично, казахстанской. При этом уже в 2021 году около 66% казахстанской экспортной нефти поставлялась в страны Европы.
В 2022 году было еще несколько инцидентов, которые могли привести к остановке КТК. В частности, 6 июля российский суд вынес решение приостановить работу нефтепровода на 30 суток, якобы за нарушения, выявленные в ходе проверок. Но остановки системы не было. Оператору, якобы, удалось устранить нарушения в указанные сроки.
При этом 7 июля президент Касым-Жомарт Токаев провел совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала, во время которого заявил о необходимости «проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов а также диверсификацию поставок», назвал приоритетным Транскаспийский маршрут (то есть в обход территории РФ), и поручил национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) «проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта».
Транскаспийский маршрут экспорта нефти предполагает транспортировку нефти в основном на железнодорожных цистернах до морского порта Актау, оттуда на танкерах до порта Баку, где нефть сливалается в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), выходящий прямиком на Средиземное море.
В ноябре 2022 года правительство объявило, что с 2023 года часть экспортной нефти – для начала в объеме 1,5 млн тонн в год, с последующим ростом до 6,5 млн тонн – будет отправляться по Транскаспийскому маршруту. В 2023 году по нему было отправлено 1,4 млн тонн нефти, столько же было и в 2024 году. В 2025 году планируется довести объемы до 1,7 млн тонн.
Таким образом, из-за проблем с КТК Казахстан был вынужден возобновить экспорт нефти по БТД, прекратившийся в июле 2015 года. Возможно, это было сделано для того, чтобы показать Москве, что у республики есть альтернативные маршруты для экспорта своего главного экспортного товара. Однако, объемы, отправляемые по ним, несравнимы с теми, которые, по-прежнему, идут через Россию.
Нефть выросла
Война России в Украине также повлияла на стоимость нефти. Возможное снижение поставок российской нефти, которая на тот момент занимала примерно 10% от мировой добычи, вызвал ажиотаж на рынке. В результате весной 2022 года цена нефти марки Brent поднималась до $130 за баррель, хотя еще в январе находилась в районе $74 за баррель. В целом в 2022 году средние цены на нефть были в пределах $100 за баррель, что принесло рекордные доходы нефтяным компаниям, работающим в Казахстане. Национальный фонд страны пополнился 6,4 трлн тенге, перечисленными нефтегазовым сектором республики. Только налогов на сверхприбыль нефтяные компании страны заплатили на 100 млрд тенге.
Для сравнения в 2021 году нефтегазовый сектор перечисли в Нацфонд 2,6 трлн тенге, из них 32,6 млрд тенге налогов за сверхприбыль.
За 3,5 года войны в Украине в связи с отказом большинства европейских стран от российской нефти Казахстан нарастил поставки углеводородного сырья в Европу. Если в 2021 году в страны Европы, включая Турцию, было поставлено 45,8 млн тонн нефти (около 920 тыс. баррелей в стуки, б/с), то в 2024 году этот показатель вырос до более чем 60 млн тонн (1,2 млн б/с). Доля региона в общем объеме экспорта нефти из Казахстана выросла с 70 до 85%.
При этом доля казахстанской нефти в импорте Европейского союза (ЕС) продолжает расти. Так, согласно данным Евростата, в первом квартале 2025 года на долю республики пришлось 12,7% от всего импорта сырой нефти ЕС. Казахстан занял третье место среди поставщиков углеводородного сырья в Евросоюз, после США (15%) и Норвегии (13,5%). По сравнению с аналогичным периодом 2024 года показатели выросли на 1,8 процентных пункта. Доля России до начала войны в Украине составляли 25%.
Интерес стран ЕС к казахстанской нефти связан не только с близостью республики в географическом плане и небольшим транспортным плечом, но также с тем, что казахстанская нефть такого же качества, как и российская. Часть европейских НПЗ до 2022 года приобретали российскую нефть марки Urals. До июня 2022 года около 20% казахстанской нефти, транспортируемой по трубопроводной системе Транснефти, продавалась под этой же маркой. Но затем, после того, как российская нефть попала под санкции, Казахстан дал для своей нефти отдельное название – KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil). Это дало возможность импортерам покупать казахстанскую нефть без риска попасть под санкции.
Российско-украинский конфликт привел к нарушению цепочек поставок энергоресурсов в мире, что коснулось и Казахстана.
Какие казахстанские энергоресурсы импортирует Украины
В 2021 году и по сегодня Украина не импортировала казахстанскую нефть. В последний раз она закупила в 2016 году в объеме около 600 тыс. тонн, но Украина покупала значительные объемы казахстанского угля.
В 2021 году доля Украины в экспорте Казахстана составляла 1%, и она занимала 22 место среди всех торговых партнеров республики, а доля в импорте составляла 1,1% – 12 место. Казахстан экспортировал в Украину товаров на $575,2 млн, а импортировал – на $451 млн. Таким образом, общий взаимный товарооборот между странами был чуть больше $1 млрд, согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПР РК.
Из Казахстана в Украину тогда было продано 792,6 тыс. тонн каменного угля, что составляет чуть более 4% от всего экспорта этой продукции. Помимо этого, она закупила около 223 тыс. тонн минеральных и химических удобрений, 12,7 тыс. тонн необработанного цинка, 14,8 тыс. тонн ферросплавов и т. д.
А из Украины, в свою очередь, Казахстана импортировал 19 тыс. тонн мяса, 879 тонн медикаментов, 9,7 тыс. тонн бумаги и картона, 3,2 тыс. тонн оборудования для сельского хозяйства, 13,8 тыс. кондитерских изделий и другого товара. В 2022 году товарооборот между двумя странами снизился почти вдвое – до $533,8 млн (экспорт – $239,4, импорт – $294,4). В 2023 году взаимная торговля сократилась еще на 26,6%, до $391,8 млн. При этом значительно снизился экспорт – до почти $55 млн, а импорт, наоборот, немного вырос – до $336,8 млн.
По итогам 2024 года показатели изменились немного: общий товарооборот составил $394,3 млн, из них экспорт из Казахстана в Украину дошел до $68,1 млн, а импорт – до $326,1 млн.
В прошлом году Украина импортировала 158,9 тыс. тонн казахстанского угля, что в пять раз меньше, чем в 2021 году. При этом в 2022 году показатель был еще ниже – 90 тыс. тонн. Таким образом, объемы поставок угля постепенно восстанавливаются.
Казахстанские компании поставляли в Украину отдельные партии сжиженного нефтяного газа, но в связи со снижением его выпуска в стране, с ростом внутреннего потребления, вводом нефтехимических производств поставки пропан-бутана за рубеж значительно сократились. При этом часть экспортируемых объемов, в основном компанией «Тенгизшевройл», поставляются в страны Центральной Азии, в большей степени в Таджикистан.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.