Ya Metrika Fast


English version

Как выглядит Казахстан в новом Шелковом пути 21 века

Общество — 22 сентября 2025 12:00
0
Изображение 1 для Как выглядит Казахстан в новом Шелковом пути 21 века

Война Украины и России кардинально меняет глобальные логистические маршруты, в центре которых оказался и Казахстан, расположенный на стыке Европы и Азии. Одним из основных таких транспортных коридоров становится Транскаспийский международный транспортный маршрут, перевозка грузов по которому увеличилась за последние три года в 7,5 раза.

Через республику проходит несколько транзитных транспортных маршрутов, в основном железнодорожных и автомобильных, а также частично морских. Одним из них является Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который еще называют Средним коридором.

Этот маршрут начинается в Китае, проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и идет далее в Европу. ТМТМ – мультимодальный маршрут, протяженностью свыше 11 тыс. км, в котором задействованы два вида транспорта: железнодорожный и морской. Китайские грузы сначала на поезде доставляется в казахстанские порты Курык и Актау на Каспии, откуда контейнеры перевозятся на судах до азербайджанских портов Баку и Алят, далее груз снова по железной дороге транспортируются до грузинских портов Батуми и Поти на Черном море. ТМТМ начал работать в 2017 году. При этом о его создании было объявлено еще в ноябре 2013 года, когда в рамках форума «Новый Шелковый путь».

Если в 2021 году по Транскаспийскому коридору было перевезено 25,3 тыс. контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), то в 2024-м уже 56,5 тыс. ДФЭ – рост более чем в 2 раза. Общий объем грузов, перевезенных в этот период по ТМТМ, вырос в 7,5 раза – с 586 тыс. до 4,5 млн тонн, из которых 3,2 млн тонн – казахстанский экспорт, а остальное – транзитный груз. А в 2024 году, по данным Министерства финансов, «особенно заметный рост показал транзитный поток: общий объем транзита вырос в 4 раза, а транзит из Китая – в 28 раз», по сравнению с 2023-м.

В 2023 году из более чем 2,7 млн тонн груза, прошедшего по Среднему коридору через Казахстан, экспорт республики составил 2,2 млн тонн или 80% от всего оборота, а импорт 380,5 тыс. тонн – 13,7%. Доля транзитного груза была на уровне 177,1 тыс. тонн или 6,3%.

По данным Минтранса на 2024 год, пропускная способность ТМТМ – 6 млн тонн в год, в том числе 100 тыс. контейнеров в ДФЭ.

С 2018 года национальная атомная компания «Казатомпром» часть своей продукции отправляет по Транскаспийскому маршруту и постепенно увеличивает эти объемы, чтобы снизить риски срыва поставок своим клиентам. По данным компании, 2023 году доля экспорта через ТМТМ на западные рынки выросла до 64%.

Если в 2023 году 49% экспортного урана Казатомпром поставил в Азию, 32% в Европу и 19% в Америку, то в 2024 году доля Азии в общем объеме продаж выросла уже до 58%, тогда как доля Америки снизилась до 15%, Европы – до 27%.

Северный, Южный и Центральный

По территории Казахстана также проходят Северный и Южный, Среднеазиатский коридоры, а также международный транспортный коридор «Север-Юг».

Так, коридор Север-Юг начинается в российском Санкт-Петербурге и идет до индийского порта Мумбаи через Казахстан – Илецк/Озинки, Бейнеу – Озень – Болашак.

В 2024 году по восточной ветке международного транспортного коридора «Север-Юг», которая идет из Ирана в Россию по территории Казахстана и Туркменистана, было перевезено от 1,8 млн до 2 млн тонн грузов, что приблизительно в 3 раза больше, чем в 2023-м году. Такие цифры озвучил посол Ирана в России Казем Джалали. При этом две другие ветки пока отличаются меньшим развитием: для центрального маршрута через акваторию Каспийского моря не хватает грузовых судов, для западного – железнодорожного участка «Решт-Астара», который соединит между собой Иран и Азербайджан. Последний рассчитывают запустить только к 2028 году. Пропускная способность восточной ветки оценивается в 15 млн тонн.

В рамках коридора «Север – Юг» налажена транспортировка грузов между портом Актау и северными портами Ирана. Его восточная ветка пролегает через Мангистаускую область. Ожидается, что в перспективе объем грузовых перевозок по этому маршруту увеличится с 6 млн до 20 млн тонн в год после удлинения старых и строительства новых дорог.

Изображение 2 для Как выглядит Казахстан в новом Шелковом пути 21 века

В частности, на участке Орск (РФ) – Кандыагаш (Казахстан) построят второй путь протяженностью 213 км, что увеличит количество поездов из России с 7 до 15 пар в сутки, сообщили в правительстве РК.

Коридор «Север – Юг» обеспечивает кратчайшие расстояния для перевозок грузов между странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком.

По итогам 2023 года объем перевезенных грузов железнодорожным транспортом по коридору «Север – Юг» составил 2,1 млн тонн, что на 4% больше предыдущего года. К 2027 году транспортный потенциал коридора будет увеличен с 6 до 10 млн тонн в год, полагают в правительстве.


В 2023 году Россия, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан договорились о запуске нового мультимодального «Южного транспортного коридора», который пройдет в обход территории Казахстана.

Изображение 3 для Как выглядит Казахстан в новом Шелковом пути 21 века

Сообщается, что решение Астаны не нарушать западные санкции, введенные против России, стало катализатором инициативы создания альтернативного транспортного коридора в обход Казахстана, говорят российские эксперты. Но базовая причина – в трудностях прохождения товарами границ: кыргызско-казахстанской и казахстанско-российской. Официальная причина затягивания сроков – фитосанитарный и другие виды контроля. Южный транспортный коридор пройдет с юга Кыргызстана в Узбекистан, далее – в Туркменистан, в порт Туркменбаши на Каспийском море, и направится на север, в Астрахань.

Что говорят специалисты

Эксперты консалтинговой компании KPMG считают, что геополитические изменения в Евразии оказали значительное влияние на направления экономического развития стран региона. При этом резкий рост спроса на этот транзитный коридор выявил «узкие места» маршрута. К ним относятся инфраструктурные ограничения, длительные таможенные процедуры, низкий уровень пропускной способности, а также ряд проблем, которые связаны с физическими и нефизическими барьерами на различных этапах.

Через Казахстан и граничащие с ним страны проходят маршруты, которые соединяют, с одной стороны, западные и восточные регионы (Европа-Азия), а с другой – северные и южные регионы (Европа-Индия). К этим маршрутам относятся Северный и Евразийский маршруты, а также «Север-Юг» и ТМТМ.

По словам экспертов, если последние несколько лет объем перевозок из Китая в Европу транзитом через Россию демонстрировал рост и достиг рекордных значений в 2021 году, то в 2022 году объем транзита снизился почти на треть. Сохранение подобных тенденций может обеспечить рост грузоперевозок по альтернативным логистическим путям на уровне 250 тыс. двадцатифутовый эквивалент или около 5,4 млн тонн.

Изображение 4 для Как выглядит Казахстан в новом Шелковом пути 21 века

Есть сухопутных 13 маршрутов

В целом, по данным правительства на 2022 год, по Казахстану проходят 13 международных транспортных коридоров, из них пять железнодорожных и восемь автомобильных.

По данным ведомства, на сегодня по Казахстану проходят железнодорожные транзитные коридоры:
1. Северный коридор;
2. Южный коридор;
3. Среднеазиатский коридор;
4. Коридор «Север-Юг»;
5. Транскаспийский международный транспортный маршрут.

Автомобильные транзитные коридоры:
1. «Западная Европа – Западный Китай», протяженностью 2 747 км;
2. «Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск – гр. РФ на Курган», протяженностью 1868 км;
3. «Нур-Султан – Костанай – гр. РФ на Челябинск», протяженностью 860 км;
4. «гр. КНР – Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – гр. РФ на Омск», протяженностью 1 116 км;
5. «Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ на Барнаул», протяженностью 1210 км;
6. «Актобе – Кандыагаш – Макат – Атырау – гр. РФ на Астрахань», протяженностью 893 км;
7. «Актобе – Уральск – Самара», протяженностью 523 км, является ответвлением коридора ЗЕ-ЗК через Уральск на Самару и далее через г. Брест на Европу;
8. ТРАСЕКА протяженностью 4 016 км (І техническая категория – 1 384 км, ІІ техническая категория – 2 632 км). Коридор обеспечивает транзит с Китая и стран Средней Азии через морской порт Актау и Курык на Кавказ и далее в Европу.

Па данным департамента транспортной политики Министерства транспорта РК, в 2024 году общий объем перевозок грузов через Казахстан на 7,1% и составил 34,6 млн тонн (ЖД – 27,5 млн тонн, авто – 6,7 млн тонн). К 2030 году объем перевозок планируется довести до 100 млн тонн.

Сколько заработаем

В этом году министр транспорта Нурлан Сауранбаев сообщил, что вложения в такие проекты, как расширение железнодорожного участка «Достык – Мойынты» не только окупятся, но и принесут значительный мультипликативный эффект для экономики. По оценкам АО «НК «КТЖ», к 2035 году прибыль составит около 4,4 трлн тенге.

«Мы видим, что этих результатов можем достичь гораздо раньше. Согласно расчетам, до 2030 года по линии автодорог должны получать около 400 млрд тенге прибыли. По линии воздушного транзита мы ранее получали 80 млрд тенге, сейчас где-то около 160-180 млрд тенге. Итого – 5 трлн тенге в среднем – это минимальный потенциал, который Казахстан может зарабатывать, используя свою территорию как транзитный потенциал», – сказал Сауранбаев.


Талгат Саматов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.