Как Токаев ехал в Петербург, а приехал в Ленинград
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев оказался главным не только единственным зарубежным гостем на Международном Экономическом Форуме в Петербурге (ПМЭФ), но и главным ньюс-мейкером. Известный политический аналитик Айдар Амребаев.
– Модератор явно неслучайно задала вопрос нашему президенту о санкционном давлении Запада на Казахстан. Как бы Вы могли прокомментировать ответ нашего политика?
– Прежде всего, я не разделяю критику некоторых экспертов в адрес Токаева за его участие в Форуме «по идеологическим соображениям». Внимание к ПМЭФ было достаточно пристальным со стороны мировых СМИ, и нашей стране именно с учетом статуса этого Форума важно было воспользоваться возможностью озвучить позицию Казахстана по всему спектру «чувствительных» вопросов. Как гласит казахская народная поговорка: «Шақырған жерден қалма, шақырмаған жерге барма» (Не отказывайся от участия там, куда тебя пригласили, не ходи туда, куда не звали)…
Действительно ситуация, сложившаяся в настоящее время в Евразии беспрецедентна и положение российской экономики и экономик ряда стран в регионе непростое, есть серьезные побочные эффекты от введенных санкций для многих государств мира. Например, Президент Путин в своем докладе говорил о надвигающемся продовольственном и энергетическом кризисах на планете… Наш Президент перевел этот вопрос в плоскость принятия необходимых решений, отметив, что «санкции – это вопрос переговорный», а значит вполне управляемый и проектируемый.
На самом деле, ситуация, сложившаяся в результате кризиса в российско-украинских и, шире, в отношениях Запада и России, является экстраординарной, требующей нетривиальных решений. Президент Казахстана достаточно точно диагностировал два «вызова» перед которыми стоит наше государство в связи с этим. Первый связан с обязательствами нашей страны в рамках двусторонних соглашений и участия в Евразийском Экономическом Союзе. Например, Президент упомянул о промышленной кооперации наших стран, руководствуясь принципами «4-х свобод» (свобода перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов) на пространстве ЕАЭС. Второе, это безусловное исполнение санкционных требований Запада, связанных с действиями России в Украине. Это существенные ограничения экономических возможностей России по выходу на мировые рынки. И здесь президентами России и Казахстана обсуждались разнообразные стратегии и модели поведения в этих непростых условиях. В частности, оба руководителя сошлись во мнении, что импортозамещение не является «панацеей» от возникшей ситуации. При этом Президент Токаев настаивал на том, что изоляционное поведение в так называемой «осажденной крепости» не сможет решить проблему. Нужно осваивать новые рыночные ниши на тех рынках, которые доступны: Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии и пр. Думается, здесь и у Казахстана, и у подсанкционной России есть возможности для экономического роста, в том числе и за счет активного двустороннего экономического взаимодействия в интересах обеих стран. Президент акцентировал внимание и на обновлении стратегии внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, потенциале сотрудничества этого экономического союза с другими международными объединениями.
– Как Вы оцениваете предложения Президента Токаева по вопросу о «технологиях выхода» из создавшегося положения? Что можно сделать нашей стране, чтобы извлечь из этой ситуации максимальную выгоду?
– Как китаист в прошлом, наш Президент упомянул в этом контексте известную интерпретацию иероглифов, обозначающих кризис в китайском языке, в котором есть два значение, это «проблема» и «возможность»…
В этом смысле Токаев высказался за приоритет открытости и прагматики в экономических отношениях, отметив, что является убежденным сторонником как политического, так и инвестиционного, торгово-экономического сотрудничества. При этом он отметил, что «импортозамещения в чистом виде не существует» и нужна комбинация экономических решений. В частности, опираясь на опыт Казахстана, можно вспомнить о стратегии форсированного индустриально-инновационного развития, политики диверсификации транспортных коридоров, кластерного развития экономики и других рыночных механизмах. Формат экономического форума с очевидностью требовал поиска новых возможностей адаптации в условиях экономического стресса. И Президент Казахстана с готовностью включался в дискуссию. Чувствовалась его искренняя заинтересованность в обмене мнениями по новым подходам в области экономического управления и изучения международного опыта реформ. Касым-Жомарт Токаев вспомнил годы своей работы в Китае, отметив особенности китайской экономической модели, демонстрирующей большие успехи на современном этапе. Им был отправлен недвусмысленный месседж в отношении российских партнеров о перспективности китайского вектора внешней политики Казахстана, рассматриваемого казахским руководством, как одно из надежных опор экономической стратегии страны в условиях мировой турбулентности.
– Что Вы думаете по поводу того, что президент Казахстана не ушел от ответа на весьма «чувствительный вопрос признания суверенитета Луганска и Донецка?
– Отвечая на достаточно провокационный вопрос известной своим предвзятым отношением к нашей стране Маргарите Симоньян, о его отношении к самопровозглашенным, квазигосударственным объединениям в Донецке и Луганске на территории Украины, и так называемой «военной спецоперации России», Президент Токаев продемонстрировал дипломатическую выдержку, спокойно и профессионально, а также предельно откровенно, что сегодня не совсем типично для «политиков высокого уровня», ответил на поставленные вопросы. Здесь он сосредоточился на отношении к «проекту ДНР и ЛНР» с точки зрения норм международного права, которым он призвал следовать своего визави президента Путина. По мнению Токаева, однобокое использование только одним из принципов международного права, в данном случае, правом нации на самоопределение, при том, что русские на украинском Донбасе не являются нацией, а согласно международной классификации – диаспорой, не может быть признано объективным в ущерб другому связанному принципу территориальной целостности. Именно поэтому Касым-Жомарт Кемелевич четко и ясно высказался против признания этих и подобных им квазигосударственных объединений. При этом он воздержался оценивать «специальную военную операцию» России как «прямую военную интервенцию», чего очевидно от него ожидали многие сторонники Украины. Этот «кейс» он оставил на совести самих наблюдателей этих событий, видимо имея в виду большое число «болельщиков» в нашей стране как с одной, так и с другой стороны.
В то же время, впервые на таком уровне наш президент высказал претензии тем представителям «политического класса» России, депутатам, журналистам и другим общественным деятелям, которые неоднократно выступали с явно необъективных и тенденциозных позиций в отношении происходящего в Казахстане и в двусторонних отношениях между нашими странами. Касым-Жомарт Токаев, фактически, добился публичных извинений за оскорбления в отношении нашей страны в лице Маргариты Симоньян (супруги печально известного своими высказываниями Тиграна Киосаяна), которая в присутствии Президента России иронично и нехотя оправдывалась за недостойные поступки некоторых людей из истэблишмента России…
В целом, участие нашего президента в real politik можно рассматривать как весьма успешную, цельную и глубоко фундированную демонстрацию международной позиции нашей страны по самым щепетильным вопросам мировой политики.
Комментариев пока нет