Какие госорганы должны отвечать за паводки? - Exclusive
Поддержать

Какие госорганы должны отвечать за паводки?

Пока в стране третью неделю по стране бушуют паводки, выяснилось, что за их прогнозирование и ликвидацию последствий отвечает огромное количество ведомств. Какие госорганы за это отвечают и почему они не оказались готовы к адекватному ответу? И что нужно изменить системно?

Кто должен был это предвидеть?

Во-первых, есть министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, в функции которого в том числе, входит руководство научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами и другими работами в области аэрокосмической промышленности. Кроме того, оно обязано совместно с министерством обороны делать космические съемки, анализировать данные дистанционного зондирования Земли из космоса. И наконец, мониторинг использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия и пр.

И это не считая его множества подведомственных организаций, в том числе Аэрокосмический комитет, которому в свою очередь подчиняется НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» и АО «Национальный центр космических исследований и технологий».

Конечно, министерство, отвечающее и за инновации, и за цифровизацию, и за космические исследования – это хорошо. Но без моделирования и прогнозирования природных катаклизмов инновационные космические программы уже просто не понадобятся.

Во-вторых, есть Казгидромет, который чуть ли не ежедневно присылает утомительно однообразные штормовые предупреждения, вне зависимости от того, какого они уровня, каковы возможные последствия, а главное – что должно делать в таких случаях население.

В-третьих, министерство водных ресурсов и ирригации, которое, кроме всего прочего, «принимает оперативные меры по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях; осуществляет контроль за соблюдением собственниками режима работы водохозяйственных сооружений, а также требований, установленных нормативными правовыми актами в области безопасности плотин; разрабатывает планы забора воды и вододеления по межобластным, межрегиональным, межгосударственным водным объектам и осуществляет контроль за их соблюдением; осуществляет контроль за режимом работы водохранилищ совместного пользования, крупных водохранилищ межотраслевого, межобластного и межгосударственного значения. То есть, у министерства есть все полномочия, но пока его присутствие плохо ощущается.

В-четвертых, министерство экологии и природных ресурсов, в ведении которого находится «Комитет экологического регулирования и контроля». Его основными задачами Комитета, в том числе, являются сохранение, рациональное использование и восстановление природных ресурсов.

У Комитета, как и у министерства есть функции мониторинга, контроля, разработки нормативов и приказов, относящийся к воздействию человека на природу, но нет анализа и реагирования на воздействие природы и экологии на человека.

В-пятых, министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), в компетенции которого предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, межотраслевая координация в сфере гражданской защиты. В целом, его функции прописаны на 106 страницах, но первая задача – предупреждение! И функции координации по ликвидации чрезвычайных ситуаций лежат тоже на этом ведомстве.

В-шестых, акиматы. В их компетенции строительство и эксплуатация водопроводов, очистных сооружений, линий электропередачи, связи и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Но все это с очень странной оговоркой в пределах своей компетенции. Эта фраза часто встречается в Положениях, но не уточняется, что она значит.

Например, в законе, определяющем функции и задачи акимов, не прописаны обязанности в период экологических и других бедствий. Поэтому реакция и поведение акимов сейчас зависят исключительно от их личных качеств, хотя именно от них народ ждет и первой помощи, и организации эвакуации, и решения проблем.

Кто же все-таки кого регулирует в конкретных ситуациях: аким представителей исполнительных органов и на местах или министерства?

Итак, некоторые функции прописаны, но не выполняются. Но есть и вовсе не прописанные функции.

Необходимо создать Рабочую группу по анализу функций государственных органов (в том числе и из людей, не связанных с гос. службой, потому что требуется взгляд со стороны) и делать совместное обсуждение Положений о Министерствах и Комитетах. Нужно убирать все лишнее, а необходимое довести до рабочего состояния – практически отработать; проводить учения.

И еще одно – паводки показали, что настало время все же проводить честные выборы акимов из местных жителей. Они знают свою местность, климат, менталитет людей. В чрезвычайных ситуациях люди будут слушать их, и такой аким точно никого не забудет.

И наконец, пора «в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения по вопросам, не отнесенным к компетенции Правительства Республики Казахстан». Это один из самых проблемных пунктов в нашем госуправлении – самостоятельно принять решение! Всегда ждут указания сверху. Это главный навык, который нужно тренировать.

P.S.

Кто хочет оказать содействие пострадавшим, есть фонд Асар Уме. В обычное время они занимаются обеспечением жильем нуждающихся. Сейчас они в регионах потопа оказывают помощь. Реквизиты указаны в Инстаграмм asar-ume (@asarume_kz).

Анар Мешимбаева




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.