Какие перспективы у пророссийских сил в Японии - Exclusive
Поддержать

Какие перспективы у пророссийских сил в Японии

У японских политиков почти не осталось причин лоббировать сотрудничество с Россией. После того как Мори (86 лет), Хатояма (76) и Судзуки (75) уйдут со сцены, желающие заменить их вряд ли найдутся

Пророссийское лобби, как бы с ним ни боролись, остается частью политического ландшафта во многих странах Запада. Даже на фоне продолжающейся войны в Украине ряд политиков и бизнесменов выступают за более тесные связи с Россией. Мотивация может быть разная – от идеологии и финансовых интересов до семейных связей. 

Япония тут не исключение. Несмотря на традиционно сложные отношения между Токио и Москвой, представители пророссийского лобби иногда будоражат японские СМИ заявлениями о правомерности действий РФ, провокациях НАТО и неправильной политике Киева. Правда, с каждым разом такие голоса звучат все тише.

Сын за отца

Не так давно пророссийское лобби в Японии было на пике своего влияния – в годы премьерства Синдзо Абэ (2012–2020). Выстраивание отношений с Россией тогда было приоритетом внешней политики.

Причины стоит искать, во-первых, в семейной истории Абэ, представителя видной политической династии. Его отец Синтаро Абэ, возглавляя МИД в 1982–1986 годах, считал своей главной задачей полную нормализацию отношений с СССР. Синдзо Абэ, впервые посетивший Москву как раз в 1986-м в составе делегации отца, его дело попытался продолжить. 

Во-вторых, Синдзо Абэ был уверен, что сближение с РФ выгодно Японии по геополитическим соображениям: это позволит отдалить Москву от Пекина и, как следствие, ослабить КНР. Абэ считал, что именно Китай – главная угроза безопасности Японии.

Все годы на посту премьера Абэ стремился наладить хорошие личные отношения с Путиным, которого называл «дорогим Владимиром» и «партнером», с которым «всегда можно поговорить по душам». Особенно Абэ ценил то, что в 2016 году Путин откликнулся на приглашение приехать на его родину – в префектуру Ямагути. 

В 2014 году, после аннексии Крыма, Абэ не стал вводить против РФ жесткие санкции. А в 2016-м, приехав в Сочи, японский лидер обнародовал план экономического сотрудничества с Россией из восьми пунктов. Энергетика, передовые технологии, медицина, градостроительство, малый и средний бизнес, индустриализация Дальнего Востока – активизировать взаимодействие планировалось по всем фронтам. В 2018 году Абэ рассказывал, что в разной степени готовности уже находится более 130 проектов.

Самое громкое событие произошло в 2019-м, когда японские Mitsui и JOGMEC приобрели 10% в проекте «Арктик СПГ 2». Произошло это при активной поддержке японского правительства. И до сих пор связи в этой сфере сильны. Япония не в силах быстро заместить привлекательный по цене российский газ, так что Минфин сделал исключение из антироссийских санкций для «Арктик СПГ 2», а также «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Хотя новые санкции США против российских газовых проектов в Арктике, которые Япония уже согласилась соблюдать, ставят под вопрос долгосрочные перспективы этого сотрудничества. 

Абэ ушел с поста премьер-министра в 2020 году, но оставался самым влиятельным политиком в правящей Либерально-демократической партии. Он мог бы еще много лет из-за кулис влиять на политику правительства (в том числе отстаивать необходимость сотрудничества с РФ), но в июле 2022 года его застрелили на митинге.

Два пенсионера и депутат

Список японских друзей России не ограничивается покойным Абэ. Туда же можно отнести еще двух других экс-премьеров – Ёсиро Мори (2000-2001) и Юкио Хатояму (2009-2010).

Трепетное отношение Мори к России также объясняется личными причинами. Его отец был мэром Неагари (префектура Исикава) и на этом посту установил тесные связи с Шелеховом (Иркутская область). Настолько тесные, что дал указание семье похоронить часть своего праха в этом сибирском городке. В марте 2001-го Ёсиро Мори возложил цветы на могилу своего отца, посетив ее вместе с Путиным.

Покинув пост премьера, Мори продолжил выступать за сближение с Россией. Его риторика не изменилась даже после начала российского вторжения в Украину в феврале 2022-го. Например, в ноябре Мори заявил, что критиковать за все происходящее надо не только российского лидера: «Не совсем понимаю, почему критикуют только президента Путина, а Зеленского вообще не обвиняют. Из-за господина Зеленского страдают многие украинцы». А в январе 2023-го Мори усомнился в целесообразности столь активной поддержки японским правительством Украины, ведь «почти немыслимо, что Россия проиграет».

С Юкио Хатоямой ситуация похожая. Тоже влияние предков – его дед Итиро Хатояма в 1956 году на посту премьер-министра подписал с СССР совместную декларацию о восстановлении дипотношений. Тоже настороженное отношение к Западу – на посту премьера Хатояма прекратил японскую поддержку военных операций США в Афганистане и попытался закрыть американскую базу на Окинаве. Тоже призывы к развитию отношений с РФ, звучавшие и после ухода с государственных постов. Хатояма пошел даже дальше остальных: в марте 2015-го он посетил Крым, заявив там о полной законности состоявшегося годом ранее референдума.

После начала полномасштабного вторжения России в Украину Хатояма раскритиковал НАТО за провоцирование Москвы. А в июле 2023-го заявил, что Зеленский якобы попросил страны НАТО нанести ядерные удары по России. Об источниках такой сенсационной информации он не рассказал.

Однако Мори и Хатояма хоть и занимали в прошлом высокие посты, давно пенсионеры. Из действующих политиков сейчас самый пророссийский – депутат Мунэо Судзуки. В 1990-х и начале 2000-х он был видным членом Либерально-демократической партии, но теперь представляет небольшую оппозиционную «Ниппон Исин но Кай» (Японская партия инноваций).

В отличие от многих японских политиков, Судзуки не происходит из известной политической семьи. Привлечь к себе внимание публики и коллег ему было сложнее, чем продолжателям династий. В итоге он начал создавать себе имидж человека, имеющего самые тесные отношения с российским руководством. В апреле 2000 года Судзуки стал первым иностранным политиком, которого Путин принял после своей победы на выборах. И до сих пор японец этот факт регулярно вспоминает. 

В 2015-м премьер Абэ предложил Судзуки стать его неофициальным советником. После этого они каждый месяц встречались для выработки политики на российском направлении. Судзуки выступал за тесное сотрудничество с РФ и убеждал, что Путину можно и нужно доверять. Кроме того, он пытался пролоббировать радикальную для Японии идею: территориальный спор с Россией удастся разрешить, если ограничить свои претензии двумя островами Южных Курил, а не четырьмя.

С начала войны Судзуки стал в Японии самым громким пророссийским голосом. Он уверен: конфликт в Украине возник из-за попыток США сохранить гегемонию. Подробно об этом написано в его недавно вышедшей книге, подготовленной в соавторстве с бывшим аналитиком МИД Японии Масару Сато. Доказывая свою точку зрения, Судзуки утверждал: попытки украинцев противостоять «подавляющему военному превосходству России» столь же бессмысленны, как и планы японцев в 1945 году защищаться от американской армии бамбуковыми копьями. 

Убывающее лобби

На первый взгляд кажется, что у Москвы в Японии есть влиятельные сторонники. Но на самом деле лоббистов сближения с РФ совсем немного, а влияния у них почти нет.

Для большинства японцев Ёсиро Мори и Юкио Хатояма – не выдающиеся политики, а два худших премьера в современной истории. Мори ушел в отставку с рейтингом 7%. Сейчас он просто пенсионер, который иногда напоминает о себе неловкими заявлениями. Например, в 2021 году за несколько месяцев до токийской Олимпиады ему пришлось покинуть пост главы ее оргкомитета после того, как он заявил, что женщины слишком много и не по делу болтают на подготовительных встречах.

Хатояма тоже непопулярен: он был премьером всего девять месяцев и покинул пост с рейтингом 17%. К политику прилипло прозвище «инопланетянин» – не только из-за характерного разреза глаз, но и из-за эксцентричности идей. А его супруга вообще прославилась заявлениями о том, что питается солнечным светом, путешествовала на Венеру и встречалась с Томом Крузом в прошлой жизни, когда американский актер был японцем.

К депутату Судзуки и его соратнику Сато в стране тоже относятся с подозрением. В начале 2000-х их обоих приговорили к тюрьме за коррупцию. После освобождения Сато стал автором бестселлеров о политике, а Судзуки возобновил политическую карьеру. Однако даже внутри своей партии у депутата мало влияния. Начиная с февраля 2022 года он неоднократно пытался посетить Россию, но каждый раз партийное руководство выступало категорически против такого жеста.

Выгоды нет

Война существенно ухудшила имидж России в Японии. Но и без нее японская элита не считала целесообразным сближение с Москвой. Самая эффективная мотивация для любого лобби – экономическая. Отношения с Китаем у Японии всегда были непростыми, но все равно большая группа японских бизнесменов и политиков выступает за тесное сотрудничество.

А вот Россия в этом смысле непривлекательна. Даже в области энергетики Япония стремится снизить зависимость от импорта из РФ. Не рассматривается Россия и в качестве важного рынка для японских автомобилей. Неслучайно в августе правительство Фумио Кисиды запретило экспорт в РФ любых автомобилей с объемом двигателя более 1,9 л, а также гибридных автомобилей и электромобилей. Экономические потери не столь значительны, а политический сигнал важный.

С политической точки зрения налаживание отношений с РФ тоже бессмысленно. В 2020 году в российскую конституцию внесли запрет действий по «отчуждению части территории» страны, а также «призывов к таким действиям». Для Японии это стало однозначным сигналом, что идти на уступки по курильскому вопросу Москва не собирается.

Также развеялись надежды на то, что российско-японская нормализация вобьет клин в отношения между Москвой и Пекином. Несмотря на все усилия Японии, Россия и Китай не скрывают намерения по-максимуму развивать отношения, которые уже сейчас «превосходят военно-политические союзы времен холодной войны».

Иными словами, у японских политиков почти не осталось причин лоббировать сотрудничество с Россией. После того как Мори (86 лет), Хатояма (76) и Судзуки (75) уйдут со сцены, желающие заменить их вряд ли найдутся.

Полная версия.

Джеймс Браун

Фонд Карнеги.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *