Какие перспективы у пророссийских сил в Японии
У японских политиков почти не осталось причин лоббировать сотрудничество с Россией. После того как Мори (86 лет), Хатояма (76) и Судзуки (75) уйдут со сцены, желающие заменить их вряд ли найдутся
Пророссийское лобби, как бы с ним ни боролись, остается частью политического ландшафта во многих странах Запада. Даже на фоне продолжающейся войны в Украине ряд политиков и бизнесменов выступают за более тесные связи с Россией. Мотивация может быть разная – от идеологии и финансовых интересов до семейных связей.
Япония тут не исключение. Несмотря на традиционно сложные отношения между Токио и Москвой, представители пророссийского лобби иногда будоражат японские СМИ заявлениями о правомерности действий РФ, провокациях НАТО и неправильной политике Киева. Правда, с каждым разом такие голоса звучат все тише.
Сын за отца
Не так давно пророссийское лобби в Японии было на пике своего влияния – в годы премьерства Синдзо Абэ (2012–2020). Выстраивание отношений с Россией тогда было приоритетом внешней политики.
Причины стоит искать, во-первых, в семейной истории Абэ, представителя видной политической династии. Его отец Синтаро Абэ, возглавляя МИД в 1982–1986 годах, считал своей главной задачей полную нормализацию отношений с СССР. Синдзо Абэ, впервые посетивший Москву как раз в 1986-м в составе делегации отца, его дело попытался продолжить.
Во-вторых, Синдзо Абэ был уверен, что сближение с РФ выгодно Японии по геополитическим соображениям: это позволит отдалить Москву от Пекина и, как следствие, ослабить КНР. Абэ считал, что именно Китай – главная угроза безопасности Японии.
Все годы на посту премьера Абэ стремился наладить хорошие личные отношения с Путиным, которого называл «дорогим Владимиром» и «партнером», с которым «всегда можно поговорить по душам». Особенно Абэ ценил то, что в 2016 году Путин откликнулся на приглашение приехать на его родину – в префектуру Ямагути.
В 2014 году, после аннексии Крыма, Абэ не стал вводить против РФ жесткие санкции. А в 2016-м, приехав в Сочи, японский лидер обнародовал план экономического сотрудничества с Россией из восьми пунктов. Энергетика, передовые технологии, медицина, градостроительство, малый и средний бизнес, индустриализация Дальнего Востока – активизировать взаимодействие планировалось по всем фронтам. В 2018 году Абэ рассказывал, что в разной степени готовности уже находится более 130 проектов.
Самое громкое событие произошло в 2019-м, когда японские Mitsui и JOGMEC приобрели 10% в проекте «Арктик СПГ 2». Произошло это при активной поддержке японского правительства. И до сих пор связи в этой сфере сильны. Япония не в силах быстро заместить привлекательный по цене российский газ, так что Минфин сделал исключение из антироссийских санкций для «Арктик СПГ 2», а также «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Хотя новые санкции США против российских газовых проектов в Арктике, которые Япония уже согласилась соблюдать, ставят под вопрос долгосрочные перспективы этого сотрудничества.
Абэ ушел с поста премьер-министра в 2020 году, но оставался самым влиятельным политиком в правящей Либерально-демократической партии. Он мог бы еще много лет из-за кулис влиять на политику правительства (в том числе отстаивать необходимость сотрудничества с РФ), но в июле 2022 года его застрелили на митинге.
Два пенсионера и депутат
Список японских друзей России не ограничивается покойным Абэ. Туда же можно отнести еще двух других экс-премьеров – Ёсиро Мори (2000-2001) и Юкио Хатояму (2009-2010).
Трепетное отношение Мори к России также объясняется личными причинами. Его отец был мэром Неагари (префектура Исикава) и на этом посту установил тесные связи с Шелеховом (Иркутская область). Настолько тесные, что дал указание семье похоронить часть своего праха в этом сибирском городке. В марте 2001-го Ёсиро Мори возложил цветы на могилу своего отца, посетив ее вместе с Путиным.
Покинув пост премьера, Мори продолжил выступать за сближение с Россией. Его риторика не изменилась даже после начала российского вторжения в Украину в феврале 2022-го. Например, в ноябре Мори заявил, что критиковать за все происходящее надо не только российского лидера: «Не совсем понимаю, почему критикуют только президента Путина, а Зеленского вообще не обвиняют. Из-за господина Зеленского страдают многие украинцы». А в январе 2023-го Мори усомнился в целесообразности столь активной поддержки японским правительством Украины, ведь «почти немыслимо, что Россия проиграет».
С Юкио Хатоямой ситуация похожая. Тоже влияние предков – его дед Итиро Хатояма в 1956 году на посту премьер-министра подписал с СССР совместную декларацию о восстановлении дипотношений. Тоже настороженное отношение к Западу – на посту премьера Хатояма прекратил японскую поддержку военных операций США в Афганистане и попытался закрыть американскую базу на Окинаве. Тоже призывы к развитию отношений с РФ, звучавшие и после ухода с государственных постов. Хатояма пошел даже дальше остальных: в марте 2015-го он посетил Крым, заявив там о полной законности состоявшегося годом ранее референдума.
После начала полномасштабного вторжения России в Украину Хатояма раскритиковал НАТО за провоцирование Москвы. А в июле 2023-го заявил, что Зеленский якобы попросил страны НАТО нанести ядерные удары по России. Об источниках такой сенсационной информации он не рассказал.
Однако Мори и Хатояма хоть и занимали в прошлом высокие посты, давно пенсионеры. Из действующих политиков сейчас самый пророссийский – депутат Мунэо Судзуки. В 1990-х и начале 2000-х он был видным членом Либерально-демократической партии, но теперь представляет небольшую оппозиционную «Ниппон Исин но Кай» (Японская партия инноваций).
В отличие от многих японских политиков, Судзуки не происходит из известной политической семьи. Привлечь к себе внимание публики и коллег ему было сложнее, чем продолжателям династий. В итоге он начал создавать себе имидж человека, имеющего самые тесные отношения с российским руководством. В апреле 2000 года Судзуки стал первым иностранным политиком, которого Путин принял после своей победы на выборах. И до сих пор японец этот факт регулярно вспоминает.
В 2015-м премьер Абэ предложил Судзуки стать его неофициальным советником. После этого они каждый месяц встречались для выработки политики на российском направлении. Судзуки выступал за тесное сотрудничество с РФ и убеждал, что Путину можно и нужно доверять. Кроме того, он пытался пролоббировать радикальную для Японии идею: территориальный спор с Россией удастся разрешить, если ограничить свои претензии двумя островами Южных Курил, а не четырьмя.
С начала войны Судзуки стал в Японии самым громким пророссийским голосом. Он уверен: конфликт в Украине возник из-за попыток США сохранить гегемонию. Подробно об этом написано в его недавно вышедшей книге, подготовленной в соавторстве с бывшим аналитиком МИД Японии Масару Сато. Доказывая свою точку зрения, Судзуки утверждал: попытки украинцев противостоять «подавляющему военному превосходству России» столь же бессмысленны, как и планы японцев в 1945 году защищаться от американской армии бамбуковыми копьями.
Убывающее лобби
На первый взгляд кажется, что у Москвы в Японии есть влиятельные сторонники. Но на самом деле лоббистов сближения с РФ совсем немного, а влияния у них почти нет.
Для большинства японцев Ёсиро Мори и Юкио Хатояма – не выдающиеся политики, а два худших премьера в современной истории. Мори ушел в отставку с рейтингом 7%. Сейчас он просто пенсионер, который иногда напоминает о себе неловкими заявлениями. Например, в 2021 году за несколько месяцев до токийской Олимпиады ему пришлось покинуть пост главы ее оргкомитета после того, как он заявил, что женщины слишком много и не по делу болтают на подготовительных встречах.
Хатояма тоже непопулярен: он был премьером всего девять месяцев и покинул пост с рейтингом 17%. К политику прилипло прозвище «инопланетянин» – не только из-за характерного разреза глаз, но и из-за эксцентричности идей. А его супруга вообще прославилась заявлениями о том, что питается солнечным светом, путешествовала на Венеру и встречалась с Томом Крузом в прошлой жизни, когда американский актер был японцем.
К депутату Судзуки и его соратнику Сато в стране тоже относятся с подозрением. В начале 2000-х их обоих приговорили к тюрьме за коррупцию. После освобождения Сато стал автором бестселлеров о политике, а Судзуки возобновил политическую карьеру. Однако даже внутри своей партии у депутата мало влияния. Начиная с февраля 2022 года он неоднократно пытался посетить Россию, но каждый раз партийное руководство выступало категорически против такого жеста.
Выгоды нет
Война существенно ухудшила имидж России в Японии. Но и без нее японская элита не считала целесообразным сближение с Москвой. Самая эффективная мотивация для любого лобби – экономическая. Отношения с Китаем у Японии всегда были непростыми, но все равно большая группа японских бизнесменов и политиков выступает за тесное сотрудничество.
А вот Россия в этом смысле непривлекательна. Даже в области энергетики Япония стремится снизить зависимость от импорта из РФ. Не рассматривается Россия и в качестве важного рынка для японских автомобилей. Неслучайно в августе правительство Фумио Кисиды запретило экспорт в РФ любых автомобилей с объемом двигателя более 1,9 л, а также гибридных автомобилей и электромобилей. Экономические потери не столь значительны, а политический сигнал важный.
С политической точки зрения налаживание отношений с РФ тоже бессмысленно. В 2020 году в российскую конституцию внесли запрет действий по «отчуждению части территории» страны, а также «призывов к таким действиям». Для Японии это стало однозначным сигналом, что идти на уступки по курильскому вопросу Москва не собирается.
Также развеялись надежды на то, что российско-японская нормализация вобьет клин в отношения между Москвой и Пекином. Несмотря на все усилия Японии, Россия и Китай не скрывают намерения по-максимуму развивать отношения, которые уже сейчас «превосходят военно-политические союзы времен холодной войны».
Иными словами, у японских политиков почти не осталось причин лоббировать сотрудничество с Россией. После того как Мори (86 лет), Хатояма (76) и Судзуки (75) уйдут со сцены, желающие заменить их вряд ли найдутся.
Комментариев пока нет