Какие раритеты хранятся в музее с 90-летней историей? - Exclusive
Поддержать

Какие раритеты хранятся в музее с 90-летней историей?

У Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева прекрасная новость: ему присвоен статус «Национального». «Это достижение – большая радость и гордость для всех ценителей искусства!» – справедливо сказано на официальном сайте «Кастеевки». Получение статуса удачно и символично совпало с юбилеем одного из самых известных музеев страны: в этом году ему исполняется 90 лет.  

Как все начиналось

Сегодня коллекция сокровищницы – Национального музея искусств имени Абылхана Кастеева – насчитывает свыше 26 000 экспонатов. А началась история музея с небольшой художественной галереи имени Тараса Шевченко. В основу собрания легли работы с первой выставки казахских художников – ее провели в честь 15-летия образования КазССР в 1935 году. В частности, в собрании были работы известного художника Орала Тансыкбаева, чье творчество очень тесно связано не только с Казахстаном, но и с Узбекистаном.

Пространство под искусство тогда выделили совсем небольшое – кружковый корпус при Доме культуры возле парка имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Само собой, это строение не было приспособлено ни для больших выставок, а уж тем более – для хранения произведений искусства, что требует особых условий. Тем временем коллекция росла, и в какой-то момент ей стало тесно – требовалось не просто помещение, а специальное здание, где расположился бы полноценный музей. Здесь ключевую роль сыграла тогдашний руководитель музея Любовь Плахотная – уроженку Харькова вообще с полным правом можно назвать «матерью “Кастеевки”». Во-первых, это она инициировала строительство отдельного здания специально под музей, чем может похвастаться далеко не каждое, даже всемирно известное собрание искусства. Во-вторых, именно благодаря Любови Плахотной в фонд попадали действительно уникальные произведения, чья ценность с годами только возрастала. В коллекции оказывались картины, которые совершенно не вписывались в идеологические рамки советской эпохи. Впрочем, многие музеи союзных республик как раз весьма охотно от таких работ избавлялись – видимо, чтобы не иметь проблем с властью.

На фото: Любовь Плахотная

У всех советских республиканских музеев фонды пополнялись примерно по одинаковой схеме: передача шла в основном из Москвы и Ленинграда. Например, фонд русского искусства пополнялся, соответственно, благодаря Русскому музею в Ленинграде, фонд европейского искусства формировался за счет Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Искусствоведы вели огромную работу по поиску наиболее приоритетных картин, чтобы пополнить коллекцию. В советское время этим занимался Художественный фонд, также много работали с частными коллекционерами из Москвы, Ленинграда и других городов СССР.

Опередивший время

Любовь Плахотная, возглавлявшая музей с 1950 по 1973 годы, принимала самое активное участие в этом процессе. К слову, именно благодаря ей Алматы сегодня может похвастаться самой большой коллекцией работ Сергея Калмыкова – художника, на много лет опередившего свое время. Он приехал в столицу советского Казахстана, тогда еще Алма-Ату, в 1935 году, по приглашению музыкального театра, который только недавно открылся и нуждался в художнике-постановщике. Как можно догадаться, речь идет о Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая – так сегодня называется храм искусства, где Серей Калмыков проработал много лет. Таким образом, расцвет его таланта случился именно в нашем городе. Впрочем, алматинцам того поколения Сергей Калмыков больше запомнился своими чудачествами и странной манерой одеваться. Во всяком случае, те, кому доводилось встречать художника на улицах города, в первую очередь говорили именно об этом. Однако Плахотная разглядела в этом человеке удивительный талант, который на много лет опередил свое время.

– Любовь Георгиевна обладала удивительным чутьем. Именно поэтому, когда жизнь одинокого художника в 1967 году оборвалась, она поспешила написать официальное письмо в министерство культуры, чтобы работы Сергея Калмыкова, у которого не было наследников, передали нам, – рассказала ученый секретарь Национального музея искусств имени Кастеева Екатерина Резникова.

На фото: Екатерина Резникова

Жемчужины коллекции

В те годы собрание музея вообще очень активно пополнялось, причем действительно уникальными произведениями искусства. О том, как именно к нам попадали некоторые полотна, можно снять увлекательный фильм или даже сериал. Например, однажды в 1970-е годы в музей за экспертизой обратился мужчина. Он приобрел в комиссионке в Джамбуле (ныне – город Тараз) художественное произведение и желал знать, насколько оно ценно. Оказалось, что это полотно «Сборы на гулянье», написанное художником Василием Максимовым, представителем русских передвижников, в 1881 году. Долгое время картина считалась утраченной.

На фото: картина Василия Максимова «Сборы на гулянье»

– Когда стали раскручивать эту историю, выяснилось, что картина долгое время находилась в частной коллекции в Москве, но потом каким-то образом оказалась в комиссионке в Джамбуле, – рассказала Екатерина Резникова.

Не менее интересна история появления в коллекции картины итальянского художника Луки Камбьязо (относится к эпохе Позднего Возрождения) – это полотно открывает постоянную экспозицию западноевропейского искусства музея. Оно чудом уцелело во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Владелец этой картины, который, к слову, был художником, снял её с подрамника, скатал в рулон и спрятал в подпол. Там-то благополучно она и лежала во время бомбежек. Полотно нашли, отреставрировали, и оно стало частью музейного собрания.

– В нашей коллекции немало настоящих раритетов. Например, «Портрет В.В.Битнера» работы известнейшего художника Ильи Репина. Это действительно уникальная картина, настоящая жемчужина русского портретного искусства, – говорит Екатерина Резникова. – Вильгельм Битнер был основателем журнала «Вестник знаний», и благодарные читатели заказали Репину его портрет. Холст написан в 1912 году, в канун десятилетнего юбилея журнала «Вестник знания». Картину музей приобрел у дочери Битнера в 1974 году.

На фото: картина Ильи Репина «Портрет В.В.Битнера»

Еще один бриллиант музейного фонда – картина Виктора Борисова-Мусатова «Девушка с розами». Ее в музей передала сестра художника, рассказав историю появления полотна – она тесно связана с другой, самой известной работой Виктора Борисова-Мусатова, которая называется «У водоема» и хранится в Третьяковской галерее. Для этой картины ему позировали жена и сестра, но сестра вскоре заболела малярией и работу пришлось прервать. «Когда я почувствовала себя плохо, брат привел меня домой, я прилегла у туалетного столика, на котором стоял букет роз. Брату понравилась моя поза, и он сделал набросок», – рассказала героиня картины, передавая работу в музей в 1964 году.

Не менее важная часть музейного собрания – это декоративно-прикладное искусство. Сегодня эта коллекция насчитывает свыше 5000 экспонатов, в ней есть кебеже – ларь для продуктов начала прошлого века, сырмаки и тускиизы 1950-1960-х годов.

Таким образом, у алматинцев и гостей города есть возможность любоваться оригиналами работ известных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, как отечественных, так и зарубежных. Иногда этим картинам/экспонатам свыше пяти сотен лет, как, например, произведению итальянца Луки Камбьязо. Вот только…

Редко, но метко

К сожалению, не все произведения музей может достаточно часто выставлять на всеобщее обозрение. Например, к наиболее редко экспонируемым видам искусства относится графика. Дело в том, что бумага очень чувствительна к свету и, чтобы обеспечить сохранность графических листов, их рекомендуют выставлять не чаще одного раза в десять лет.

– Именно поэтому, хотя графические работы и составляют значительную часть фонда музея, экспонируем мы их достаточно редко. Бумага не любит свет – она желтеет, жухнет и портится, – объяснила Екатерина Резникова.

Между тем, к своему юбилею музей готовит большой подарок ценителям изобразительного искусства ­­– масштабную выставку иллюстраций книжной графики, посвященной казахскому национальному эпосу. Всем желающим представится возможность увидеть работы выдающихся мастеров-графиков из фонда музея.

И, возвращаясь к вопросу о пополнении коллекции музея: целенаправленно деньги из госбюджета выделялись на это не только в советское время, но и в уже в независимом Казахстане – до 2007 года. Сейчас же фонд пополняется в основном за счет подарков художников и собирателей искусства. Например, недавно свою работу музею после выставки преподнес российский художник с казахскими корнями Латиф Казбеков. А известный алматинский меценат и коллекционер и меценат Нурлан Смагулов (напомним – скоро он открывает собственный музей) пополнил коллекцию «Кастеевки» произведением Энди Уорхола.

­– Конечно, мы принимаем не все, – пояснила Екатерина Резникова. – Это как раз тот самый случай, когда дареному коню в зубы смотрят, и очень внимательно. Работа должна соответствовать музейному уровню, так что мы тщательно изучаем предполагаемый дар.

К слову, музей вообще проводит большую научно-исследовательскую работу – это одно из интереснейших направлений. По словам сотрудников, огромная радость, когда на картине, поступившей с маркировкой н/х, что означает «неизвестный художник», удается заменить этикетку на ту, где указывается имя художника. Это большая радость и гордость, потому что исследовательская работа порой длится годами, идёт активная переписка с музеями и фондами других стран, чтобы установить истину. Такая история случилась, например, с полотном немецкого художника Лоренца Штрауха.

Во многом именно благодаря такому подходу к формированию коллекции ее высоко оценивают международные эксперты, которые довольно часто посещают музей и удивляются уровню собрания.

Музеи в моде

«Кастеевка» вообще активно работает с «зарубежьем». Доказательство тому ­­– международные проекты, запланированные в рамках юбилея. Например, уже в марте ожидается большая выставка из трёх музеев Узбекистана, посвященная творчеству Орала Тансыкбаева. А в начале июня откроется большая международная экспозиция произведений, которые привезут к нам в Алматы из Национального музея Пекина. Осенью же музей представит отреставрированные произведения из собственного фонда.

­­­­– Самое главное, что к нашим проектам и к изобразительному искусству в целом сегодня есть интерес, в том числе и у молодежи. Если раньше я говорила, что нашим людям не хватает насмотренности, они просто не умеют правильно знакомиться с картинами, то сегодня ситуация стала меняться, – рассуждает Екатерина Резникова. – Это произошло после пандемии. Видимо, люди оценили важность живого общения, в том числе и с произведениями искусства. Никакие 3D галереи и прочие современные технологии, которые мы, кстати, активно внедряем, его не заменят. Ходить в музеи стало модно, что, конечно, очень радует.

Прямое доказательство этому – цифры. Если до пандемии коронавируса годовая посещаемость музея составляла ориентировочно 100-120 тысяч посетителей, то сейчас эта цифра значительно превышает 200 тысяч. Так, в прошлом году музей посетили 240 тысяч человек. Большую аудиторию традиционно собирает акция «Ночь в музее».

Словом, «Кастеевка» продолжает развиваться, подтверждая титул главного музея изобразительного искусства страны.

Фото предоставлены Государственным музеем искусств имени А.Кастеева

Валерия Холодова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *