Какие шансы в суде у абитуриентов, которых лишили грантов? - Exclusive
Поддержать

Какие шансы в суде у абитуриентов, которых лишили грантов?

Несмотря на все усилия чиновников сгладить конфликт между Миннауки и абитуриентами, которые не получили свои законные государственные гранты, большого успеха это не принесло. Напротив, сейчас уже около двухсот недовольных выпускников будут подавать в суд, для восстановления своих прав. Какие юридические аргументы они будут приводить в суде? Насколько решение властей легитимно с точки зрения закона?

С этой стороны проблему внезапно возникших квот для регионов проанализировала Халида Ажигулова, известная казахстанская правозащитница и адвокат. В своей аналитической записке она убедительно доказывает, что решение Миннауки не имеет под собой юридических оснований. С ее позволения, рассмотрим эти аргументы и мы.

Откуда взялись «квоты для регионов ЧС»?

Согласно списку обладателей образовательных грантов на 2024-2025 года, опубликованному на сайте Миннауки 3 августа, несколько тысяч грантов получили абитуриенты по так называемой «квоте для регионов ЧС».

Почему «так называемой»? Потому что мы никак не можем найти нормативный правовой акт, который бы законодательно утвердил эту «квоту ЧС», пишет Ажигулова. Согласно действующему закону, категории квот приема на обучение в организации высшего образования закреплены в п.8 ст. 26 Закона «Об образовании» 2007 года. Они включают:

«1) граждан из числа лиц с инвалидностью первой или второй группы, лиц с инвалидностью с детства, детей с инвалидностью;

2) ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны;

2-1) граждан Республики Казахстан, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву;

3) граждан из числа сельской молодежи на обучение по образовательным программам, определяющим социально-экономическое развитие села;

4) лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан;

5) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан Республики Казахстан из числа молодежи, потерявших или оставшихся без попечения родителей до совершеннолетия;

6) граждан Республики Казахстан из числа сельской молодежи, переселяющихся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан;

7) детей из семей, в которых воспитывается четыре и более несовершеннолетних детей;

8) детей из числа неполных семей, имеющих данный статус не менее трех лет;

9) детей из семей, воспитывающих детей с инвалидностью с детства, лиц с инвалидностью первой или второй группы.»

Итого 10 категорий квот. Как мы видим, среди них нет квоты «для регионов ЧС». Так как законы у нас может принимать только парламент, то квота «для регионов ЧС» могла быть принята только парламентом, высшим законодательным органом страны. Но обсуждения такой новой квоты в парламенте в этом году не было. Зато парламентарии обсудили и утвердили другую квоту – для граждан РК, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву.

Далее, пишет Ажигулова, согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 «О некоторых вопросах Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан», министерство имеет право утверждать только размеры уже существующих квот, которые закреплены в Законе «Об образовании», но не имеет права создавать новые категории квот.

Впервые о «квотах для регионов ЧС» рассказал министр науки и высшего образования Саясат Нурбек на заседании правительства 21 мая 2024 года. Он отметил, что в целях поддержки выпускников школ из 6 регионов, пострадавших от паводков, принимаются меры по выделению грантов в виде квоты в размере 20% (или 12 528 грантов) от общего объема государственного образовательного заказа, что обеспечит их полный охват и позволит участвовать в конкурсе по всем направлениям подготовки.

Далее, 27 мая 2024 года на сайте «Открытые НПА» был размещен проект Приказа Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 26 июля 2023 года № 357 «Об утверждении размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования» для публичного обсуждения.

Согласно этому проекту, в приказ 2023 года планировалось добавить две новые квоты с указанием их размера:

 «1. Утвердить размеры квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования, от утвержденного государственного образовательного заказа для: …

10) граждан Республики Казахстан, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву, – 1 процент;

11) граждан, пострадавщих при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера, глобального или регионального масштабов, – 20 процентов.» (Примечание: так и написано с ошибкой в самом проекта приказа «пострадавщих».)

Однако если квота для граждан, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву, уже была утверждена в Законе «Об образовании» Законом от 6 мая 2024 года, то квоту для граждан, пострадавших при ЧС, никто не утверждал. А значит, проект приказа не соответствует требованиям закона – как уже было сказано выше, Миннауки может утверждать только размер квот, но не вводить новые квоты.

Закон приняли, но в обход закона

Этот новый приказ был официально принят МНиВО только 31 июля. Причем пункт о пострадавших в ЧВ из него исчез! Осталась только новая квота для граждан РК, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву. И теперь ее размер стал 2.5%, а не 1%, как было указано в проекте.

Приказ вступил в силу 16 августа 2024 года. То есть до этого времени действовал приказ 2023 года, где нет квот ни для отслуживших солдат-срочников, ни для абитуриентов из регионов ЧС.

3 августа 2024 года на сайте МНиВО был опубликован список обладателей образовательных грантов на 2024-2025 учебный год.

Так как новый приказ Миннауки с новыми квотами на тот момент еще не вступил в силу, то в этом списке отсутствует квота для граждан Республики Казахстан, выслуживших установленный срок срочной воинской службы по призыву. Однако присутствует «квота для регионов ЧС», в результате применения которой тысячи абитуриентов с высокими проходными баллами не смогли получить свои государственные образовательные гранты, так как МНиВО распределило эти гранты абитуриентам с более низками баллами, но из «регионов ЧС».

В этой связи у абитуриентов и их родителей возникает важный вопрос к МНиВО: На основании какого нормативного правового акта была введена «квота для регионов ЧС», если ее нет ни в приказе 2023 года, ни в новом приказе от 31 июля 2024 года?

Так как вопрос срочный, учитывая, что зачисление в вузы должно произойти до 25 августа, Халида Ажигулова просит предоставить официальный ответ в кратчайшие сроки. Она считает, что конституционные права молодых граждан были грубо нарушены, причем срезу по нескольким пунктам.

Что обо всем этом можно сказать? Очевидно, министр ошибся. Он превысил свою компетенцию, нарушил много действующих законов и правил, уверена правозащитница. Юридически его позиция весьма уязвима. Но какой министр, в свете того общественного ажиотажа, который приобрела эта проблема, встанет и скажет: «Пардон, об….ся»? И подаст в отставку? Нет, «сословная честь» наших бюрократов делает такой исход немыслимым. Министерство тупо и упрямо стоит на своем.

А вот для «пролетевших мимо кассы» абитуриентов появляется хороший шанс вернуть отобранные у них государственные гранты. Если, конечно, суд будет объективным и беспристрастным.

Дмитрий Слинько




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *