Какой должна быть промышленная политика? Мнение производителей
В Казахстане существует более ста мер государственной поддержки. Но почему же тогда обрабатывающая промышленность едва существует? Вот что думают об этом реальные производители Марат Баккулов, Председатель правления Союза обрабатывающей промышленности РК, директор Алматинского вентиляторного завода и Игорь Проценко, член правления Союза Обрабатывающей Промышленности РК.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП снижается и на сегодня составляет 12,8%. Но если вычесть металлургию и нефтепереработку, то это всего 6%. Из 11 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности около 228 можно отнести к крупным (включая металлургические), 445 – средним. Все остальные – малые, а, следовательно, малоустойчивы.
Оснащенность, кадры, производительность
По оценкам экспертов, более 80% предприятий используют полуавтоматизированное устаревшее оборудование. Как следствие, уровень производительности труда в Казахстане очень низкий – в среднем 22 тыс. долл. на человека. Для сравнения, в той же Швейцарии – 120 тыс. долларов.
При этом, очевидный недостаток работников и избыток рабочих мест. Более 60% населения Казахстана составляют люди младше 40 лет. Это значит, что есть колоссальный кадровый потенциал, но качество подготовки по рабочим и инженерным специальностям продолжает падать. Кроме того, уровень зарплат на предприятиях ниже, чем в сфере услуг. Городская молодежь в разы больше зарабатывает официантами, барменами, в Glovo и таксистами.
Сочетание низкой автоматизации производства и спроса на высокие зарплаты ведет к удорожанию продукции, а следовательно – ее низкой конкурентоспособности.
Разорвать этот замкнутый круг можно только за счет обновления средств производства. Работа на автоматизированных станках будет привлекательна для молодежи. При этом часть людей заменят роботы, а значит, появится возможность увеличить зарплаты.
Новый Налоговый кодекс.
У нового Налогового кодекса две фундаментальные задачи. Первая – стимулировать выход предприятий из тени. Вторая – стимулировать малые предприятия перейти в средние, средние в крупные.
В существующей системе МСБ выгодней дробиться на ИП, платить в бюджет 3%, а остальное – раздавать в конвертах. Но даже если они вдруг решат выйти «на белый свет», начинается самое интересное – налоги и сама зарплата практически равноценны. При зарплатном фонде 50 млн. тенге, налоги составят 35 млн. тенге (почти 42%). При этом, те же пенсионные отчисления мало кто из сотрудников резонно считает своими деньгами – как ими распорядится ЕНПФ – неизвестно. В лучше случае, они обесценятся, а в худшем – просто растворятся в ненадежных вложениях.
В проекте нового Налогового кодекса предусматривается уменьшение налоговой нагрузки по заработной плате, но за счет увеличения КПН. Но это будет выгодно только в том случае, если ФОТ будет включен в основные затраты для промышленности. Но для торговли, где основные затраты – это товар, не выгодно. Нужно делать сложный выбор между индустриализацией и торговлей. Недавно для этого сектора ввели розничный налог от 3% до 1%.
Сама презентация Нового налогового кодекса – очень символична и отражает истинное отношение к секторам экономики: много для горнорудной и нефтяной, и совсем немного для обрабатывающей – предполагается дифференцированный корпоративный налог. Также планируется предусмотреть оптимизацию КПН путем реинвестирования прибыли. Хорошо, если это останется в итоговом варианте. Но это большой вопрос, поскольку создано несколько рабочих групп и неясно, какая из них наиболее релевантна.
Правительство должно честно ответить на вопрос о том, действительно ли оно намерено развивать собственную обрабатывающую промышленность? Если да, то это снижение НДС и КПН, льготный период развития, льготы на покупку оборудования для производства, как делается, в том же Китае.
Например, сейчас, прежде чем купить станки, нужно заплатить КПН, и только потом предприятию позволят 40% этой стоимости использовать на ускоренную амортизацию. То есть сначала нужно заплатить налоги и только потом с прибыли купить станки. Разумеется, предпринимателям не выгодно покупать оборудование. В той же, Латвии, например, при покупке нового оборудования и использовании всей прибыли на реинвестиции, КПН не платится совсем! Единственная льгота при завозе станков, и то не всех – по НДС на 3 года (метод зачета). Довольно высоки и таможенные пошлины (7%). Членство в ЕврАзЭс особых дивидендов не приносит.
Таким образом, решение правительства пополнить бюджет за счет увеличения налогов может иметь противоположный эффект. Коснется он только тех, кто работает честно, и они продолжат уходить в и без того обширную теневую экономику.
Торговцы, называющие себя производителями
Еще одна проблема – равные условия для реальных и лжепроизводителей, попросту купивших сертификаты СТ-КЗ. Хотя первые создают десятки реальных рабочих мест, а вторые – несколько человек для участия в тендерах. Такие лжепредприятия, выиграв тендер, заказывают продукцию либо у реальных производителей в стране, либо покупают в Китае или России, выдавая ее за казахстанскую.
СТ-КЗ – единственный документ, подтверждающий статус отечественного товаропроизводителя, выдается НПП «Атамкен» на основании заключения экспертов отраслевых ассоциаций. Пять лет назад был также введен Индустриальный сертификат, который дополнительно описывал технологии, используемые в производстве.
Хорошая новость – оба сертификата планируют заменить на Реестр отечественных производителей и передать в ведение одного из министерств. Но есть и плохая новость – после аудита предприятия министерством (которое будет этот реестр пополнять, вести и администрировать) для окончательного решения будут привлекать отраслевых экспертов. Именно тех, которые «играли» и на рынке Индустриальных сертификатов.
Финансирование: дорого и неэффективно
Вот уже более тридцати лет существуют программы поддержки предприятий обрабатывающей промышленности, но деньги странным образом достаются не этой отрасли.
При ставке рефинансирования НБ 14,5% и ставке коммерческих банков 20-22% кредитование производства не реально. Единственный выход – все же взять кредит под 22% и получить возмещение 16% от государственного фонда ДАМУ. Также ДАМУ может выступить со-гарантом заемщика по залогу на 60% от суммы залога. Но денег ДАМУ на всех не только не хватает, но и из года в год уменьшается.
То же самое касается программы «Экономика простых вещей». Казалось бы, субсидии направлены на удешевление кредитов, целью которых является пополнение оборотных средств до 50% в сфере обрабатывающей промышленности. В реальности список приоритетных отраслей расширился отелями, школами, больницами и т. д. В итоге только 40% предприятий обрабатывающей промышленности получают финансирование банков.
За период реализации программы «Дорожная карта бизнеса», а это более 10 лет, возможностью по получению государственной поддержки смогли воспользоваться менее 3% субъектов предпринимательства. Это указывает на отсутствие у предприятий реальной возможности пополнения оборотных средств на льготных условиях.
Не совсем понятна роль коммерческих банков, которые на этом зарабатывают за счет бюджетных денег. Если у ДАМУ нет компетенций банка, то есть специальный Банк развития, который за 23 года профинансировал только 137 проектов в металлургии, производстве продуктов нефтепереработки, горнодобывающей промышленности.
При нем есть структура БРК – лизинг, работающий по схеме оплаты 20% стоимости оборудования и дальнейшего погашения. Но практика говорит о том, что этой опцией легче воспользоваться в Европе, где лизинг предоставляется под 7% годовых в евро на 5 лет у производителя станка, при этом одобрение заявки шло 3 дня!
Правда, чтобы получить финансирование за рубежом, нужно быть стабильно работающим предприятием, с хорошей кредитной историей. Очевидно, по этим причинам для большинства предприятий зарубежные кредиты недоступны.
Есть Фонд развития промышленности, созданный для обновления основных средств путем представления лизинга станков и оборудования по льготным ставкам в 3-6%. Но из их же отчета следует, что в основном деньги ушли на покупку автобусов (3985 штук), грузовых и пассажирских вагонов (13 400 штук) , спецавтотехники (2250 штук), коммунальной техники (369 штук), автомобилей экстренных служб (1073 штуки), сантранспорта (1506 штук) и даже куплено 2 самолета и 3 вертолета.
При этом за все время в обрабатывающей промышленности профинансировано всего 64 проекта.
Проблема правительства в том, что оно хочет быстрых и ярких побед за счет финансирования крупных проектов, но их мало! При этом в стране тысячи малых предприятий, которые могут стать точками роста. Но для этого потребуется терпение, ведь на накопление знаний, опыта, технологий и компетенций уходят годы.
Таким образом, предприятия нужно выводить из тени, продумать схему длинного и дешевого финансирования, развивать сотни индустриальных зон. И конечно, понятный и мотивирующий налоговый учет. Коротко говоря, нам опять нужна новая долгосрочная и реальная промышленная политика.
Комментариев пока нет