Кандидат в депутаты: Спасибо, что не расстреляли за веру в демократию - Exclusive
Поддержать

Кандидат в депутаты: Спасибо, что не расстреляли за веру в демократию

На 98 депутатских мандатов в мажилис претендуют 900 кандидатов, из них 30% (29 человек) идут по одномандатным округам. Общественный деятель, детский невролог Каиргали Конеев решил баллотироваться кандидатом в депутаты-одномандатники. Однако врача, известного медицинского блогера, по надуманным, как выяснилось, предлогам не допускали к регистрации. Якобы, последние 10 лет он не жил в Казахстане.

– Избирательная компания показала, что под маской демократических преобразований страна погружается из авторитаризма в деспотизм, – говорит он. – Выдвижение кандидатов-одномандатников показало, что независимых людей отсеивают на стадии регистрации, чтобы под этим соусом в парламент прошли лояльные к власти персоны. Я это проверил на себе.

Я принял решение выдвинуться одномандатником по настоятельным просьбам моих подписчиков, знающих меня как активного медицинского блогера. Во-вторых, в рамках той общественной деятельности, которую я по крайней мере, пытаюсь проводить, депутатский мандат в парламенте был бы хорошей площадкой для реформирования системы здравоохранения в интересах пациентов.

Честно говоря, я с самого начала не питал никаких иллюзии относительно того, что меня зарегистрируют в качестве кандидата в депутаты. Я понимал, даже если и удастся пройти эту процедуру, то власти всеми правдами и неправдами проведут своего ставленника. Для этого в стране создавались условия в течение последних 30 лет. За годы независимости, как мы знаем, история не зафиксировала ни одного случая честных и прозрачных выборов. Не думаю, что это в одночасье, а именно в марте 2023 года, поменяется.

Так как я не вхож в систему, то она наверняка не захочет принимать меня в свои ряды.

Все получилось, как я и предполагал. Меня не стали регистрировать, потому что я будто бы не проживал последние 10 лет в Казахстане.

Чтобы притянуть за уши этот «факт», окружная избирательная комиссия №5 Алматы сделала запрос в миграционную службу. Оттуда пришел ответ, что в 2021 году я несколько недель не имел регистрации, то есть прописки. Это было связано с обычными бытовыми причинами, которые бывают у любого человека в любой точке мира, – я решил поменять жилье. Когда продал свою квартиру, то новый хозяин тут же выписал меня. И несколько недель, пока искал новую крышу над головой, а потом переоформлял ее на себя, жил без прописки. При этом никуда из Алматы не выезжал. Ходил на работу, принимал пациентов, исправно платил налоги, делал пенсионные отчисления, активно вел инстаграм-блог по детской неврологии и санитарно-просветительной работе среди населения.

То есть все доказательства проживания в Казахстане налицо, а самое главное, если мы откроем Гражданский кодекс, то там прописаны различия между понятиями проживания и регистрации. Проживание – это место постоянного пребывания физического лица, а регистрация – это его юридический адрес. Кроме того, если миграционная полиция налагает штраф за отсутствие последнего, то она делает это с формулировкой – «проживание без регистрации», где ключевым является слово «проживание». В Конституционном законе «О выборах» четко прописано, что он должен проживать, а не быть прописанным в течение 10 последних лет на территории РК. Я же имею гражданство РК с момента независимости, до этого у меня был паспорт гражданина Казахской ССР. Поэтому после такого странного отказа регистрировать меня кандидатом-одномандатником в депутаты я подал запрос в пограничную службу РК с просьбой предоставить мне информацию о том, где я находился с 2013 по 2023 годы.

Кстати, перед выборами в мажилис я пытался зарегистрировать свою кандидатуру в сенаторы как одномандатник. По тем же основаниям – как несоответствующего требованиям, предъявляемым кандидатам в депутаты парламента (не проживал в Казахстане), – территориальная избирательная комиссия Алматы отказала в регистрации. Ее решение я пытался обжаловать в Центральной избирательной комиссии, однако ЦИК оставила его без изменения. Тогда я обратился в специализированный административный суд Алматы. Протокол ЦИК о несоответствии требованиям кандидата в депутаты Сената я получил 10 декабря, иск подал 17 декабря. Были неоднократные судебные разбирательства и даже прения. На суде я сказал, что если даже проверять биллинг сотовой компании, то можно легко выяснить, что необходимые для баллотирования кандидатом в сенаторы три последних года проживания в Алматы у меня есть. Я из этого города не выезжал даже на пять минут, все эти годы у меня был один маршрут – дом-работа-дом. Там же я задал вопрос представителю миграционной полиции – если бы мне выписали штраф за нарушение регистрационного режима, то как звучала бы формулировка-обоснование? Она ответила, что штраф выписывается «за проживание без регистрации». Но я ни разу (!) таких штрафов не платил, потому что уведомления мне не приходили. После этого суд ушел в совещательную комнату, а затем, к моему удивлению, вернул мне иск без рассмотрения с формулировкой, что я пропустил срок обжалования. Как так?! Ведь в суд я ходил пять дней кряду: два раза там шла подготовка к судебному разбирательству с моим участием, главное судебное разбирательство тоже длилось два дня и один день ушел на вынесение решения.

По закону «О выборах» я должен был обжаловать протокол о несоответствии требованиям для регистрации кандидатом в депутаты сената в течение семи дней, что я и сделал – 10 декабря получил его, а 17-го обратился с иском в суд. Но он посчитал, что я просрочил сроки. Напомню: 17-18 страна отдыхала – были праздники, а согласно ГПК, если срок подачи иска выпадает на праздничный или выходной день, то последним сроком считается следующий рабочий день, в нашем случае – 19 декабря.

Но и это не все. По Конституции, суд обязан был рассмотреть мой иск в течение 7 дней, а фактически рассматривал 9 дней, потому что решение о возврате искового заявления было принято 26 декабря. Я подал жалобу на судью о дисциплинарных нарушениях с ее стороны. Председатель судебной коллегии по административным делам городского суда Алматы ответил, что нарушений не было. И, оставив мою жалобу без удовлетворения, отказал в праве на обжалование в Верховном суде.

Единственное, за что я благодарен властям в той ситуации – не поставили меня к стенке и не расстреляли за то, что посмел надеяться на какие-то демократические преобразования в стране. А ведь я никакой не оппозиционер или профессиональный политик. Я врач с большим стажем, который душой болеет за состояние здравоохранения в Казахстане. Я уверен, что если убрать коррупционную составляющую из этой сферы, то оно, в кратчайшие сроки приблизившись к международным стандартам, будет полностью отвечать интересам пациентов.

В рамках четырехлетней общественной деятельности я понял одно – коррупция в здравоохранении тесно переплетается с коррупцией в целом в стране. Чтобы бороться с этим, нужно проводить чистку в самих верхах. Но они под разными надуманными предлогами и с помощью карманных судов не пускает ни в одну из ветвей власти тех, кто хочет менять жизнь в Казахстане в лучшую сторону.

Но я, несмотря на то, что меня под надуманными предлогами не пускают на парламентскую площадку, также, как и раньше, буду предавать огласке случаи коррупции в системе здравоохранении. В частности, продолжать писать в госорганы обращения, от которых у исполнителей бывают кишечные расстройства. Один чиновник так и сказал, что сколько бы он не просил не делать этого, все мои обращения передают ему, после чего у него начинаются колики в животе.

… Каиргали Конееву все же удалось зарегистрироваться кандидатом в депутаты.

– После получения 21 января протокола о несоответствии требованиям кандидата в депутаты, я в этот же день в рамках статьи 91 Административного процедурно-процессуального Кодекса РК обжаловал его в ЦИК, – сообщил он. – К моему удивлению, ЦИК обязал окружную избирательную комиссию № 5 вновь запросить сведения о моем проживании у миграционной полиции и пограничной службы за последние 10 лет. И 14 февраля, к моему теперь уже прямо-таки неописуемому удивлению, меня пригласили в окружную избирательную комиссию № 5, где вручили протокол соответствия требованиям, предъявляемым к кандидатам в депутаты мажилиса. Видимо, знали, что если будут дальше отказывать, то пойду судиться, и решили немного прислушаться к закону.

Но, тем не менее, нет никаких иллюзий, что выборы пройдут честно. Не верю! Список из 29 лояльных к воровской власти (отвечаю за каждое слово!) одномандатников, я уверен, уже составлен.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *