Кантар: историю Казахстана продолжают писать россияне - Exclusive
Поддержать

Кантар: историю Казахстана продолжают писать россияне

Случилось странное, многозначительное и закономерное – российский журналист Леонид Млечный написал книгу о Кантаре, точнее о роли Токаева в этих событиях, судя по всему, со слов самого Токаева. Других источников автор не приводит. Неясно только, почему мы продолжаем узнавать о том, что происходило в стране в интерпретации россиян. В соцсетях этот факт называют пощечиной национальному самосознанию. Возникает логичный вопрос: что же мешало казахстанским авторам написать такую же книгу? Ответ очевиден: одни все еще надеются на прозрачное и объективное расследование, а другим писать об этом все еще слишком больно.

Автор книги «Трагический январь: президент Токаев и извлечение уроков» начал с описания центральной роли президента в произошедших событиях. По его словам, весь накал случился из-за неверного представления окружения Токаева о его личности.

– Те, кто все это затеял, исходили из того, что президент даст слабину, испугается и уедет из страны. И сильно в нем ошиблись. Он не мог покинуть свою страну. И сделал все, чтобы ее спасти, – пишет автор.

Он отметил, что Токаев, в отличие от большинства президентов постсоветских стран, является не силовиком, а дипломатом и интеллектуалом. И именно это, по мнению журналиста, оказало наибольшее влияние на результаты попытки переворота.

– Формальным поводом было то, что могло быть легко урегулировано – повышение цен на газ, которое в той области действительно имеет большое значение. Но реальная причина, судя по всему, состояла в том, что кому-то хотелось избавиться от Главы государства, не устраивала его политика, антикоррупционная активность, действия, направленные на открытость страны, на то, чтобы страна двигалась вперёд, и тут представился удачный повод. Недовольство, вызванное ростом цен на топливо, неожиданно переросло в масштабный политический протест, а затем в террористические акции и антигосударственный заговор, – рассказывает писатель про события, предшествующие Кантару.

Когда в Алматы митинги стали перестать в погромы и захват зданий, существовало опасение, что аналогичная ситуация произойдет в столице и других городах Казахстана. Президенту тогда предложили правительственный самолет и деньги, чтобы покинуть страну. Но он отказался.

– В решающий момент ему сказали: «Ситуация настолько опасная, что сейчас главное – спасти вашу жизнь. Спецсамолет заправлен, личная охрана с вами, в самолете находится груз, 25 млн. долларов США на ближайшие расходы. Куда хотите лететь?». Никто не сомневался, что президент улетит, – пишет Леонид Млечный.

Именно поэтому Токаев в январском обращении сказал фразы «Я остаюсь» и «Власть не падет», ставшие впоследствии символичными, с которым Кантар теперь ассоциируется. Жители Казахстана и сторонние наблюдатели тогда не понимали, для чего это произнесено. А оказалось, что это было направлено своему же окружению.

– Токаеву нравятся формула «Дипломатия есть тонкое оружие цивилизованного воина» и китайская мудрость «Самое мягкое на самом деле становится самым твердым». Также он часто цитирует российского императора Александра Второго: «Смерть входит в служебные обязанности государя». Все эти элементы можно заметить в его политике, – подмечает писатель.

При этом, оказалось, что окружение президента, в целом, неохотно выполняло его указания. Все это время, начиная с марта 2019 года и вплоть до Кантара, в стране существовало двоевластие: сначала чиновники встречались с Токаевым, а затем заходили к Назарбаеву и спрашивали «Нужно ли в данном случае его слушать?». Помимо этого, за президентом и всеми его родственниками велась слежка, как будто бы происходила попытка выловить опасных преступников.

– Президент, когда выяснил, что следят даже за его сыном, с изумлением спросил: «Зачем вы это делаете?». Его стали убеждать, что это делается ради безопасности. А в реальности надеялись собрать компромат, чтобы в будущем иметь возможность надавить на главу государства. Токаев рассказывал, как один очень близкий ему человек заметил: «Вы стали президентом 19 марта. А 20-го вы уже превратились в главного врага семьи Елбасы. И, возможно, его самого. Такова диалектика власти», – пишет в своей книге Леонид Млечный.

Факты, расследованные писателем, указывают: если бы январские события произошли успешно, с наибольшей вероятностью Назарбаев вы вернулся к власти сроком на три года, а Карим Масимов за это время стал бы бессменным премьер-министром с неограниченными полномочиями. 

Фактически власть в стране хотели преобразовать в «Центральное управление Елбасы», взяв за ключевую модель опыт Ирана (аятолла над президентом) и ближайших монархических стран (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия). На эту тему в правительственных кулуарах говорили давно, но Токаев оказался одним из главных противников таких решений. Он объяснял, что «Нас засмеют во всем мире», если осуществятся такие преобразования. Именно поэтому его в результате захотели устранить, считает автор книги.

– Токаев говорил первому президенту: «Нурсултан Абишевич, нужно определиться с властью, нынешнее положение чревато дестабилизацией в стране». Многоопытный Назарбаев только отшучивался: «Моя задача – помогать тебе, я заинтересован в нашем успехе». На встрече с капитанами казахского бизнеса Токаев заметил: «Тандем, или дуумвират власти, себя не оправдал. В стране не может быть двух президентов – “старшего” и “младшего”. Пойдя на такой эксперимент, мы чуть не потеряли страну», – пишет российский журналист.

По мнению Леонида Млечного, только в результате Кантара Токаев получил возможность провести демократические преобразования и официально озвучить, что президент является не ханом и султаном, как всегда было в Казахстане, а наемным менеджером, который отвечает перед народом, историей и своей совестью. Сам же Назарбаев, если верить писателю, прокомментировал Токаеву новую политику словами «Тридцать лет знаю тебя, но не думал, что ты способен на такие действия». А Карим Масимов, напомним, находится под стражей, ожидает приговора и неофициально считается одним из главных организаторов Кантара. Повторная попытка переворота, при этом, по мнению президента, все равно остается возможной.

– Перед январскими событиями были люди, которые целенаправленно раскачивали ситуацию в стране. Они различными способами подогревали протестные настроения и преследовали цель расколоть наше общество. Поэтому многие из них тоже косвенно ответственны в случившейся трагедии. Потому что, прекрасно видя, как обостряется обстановка и нарастает хаос, они наоборот призывали людей выходить на улицы и площади, тем самым усугубив и без того сложную ситуацию. Но в критический момент они попрятались по своим домам. В самый пик событий их не было ни видно, ни слышно. Когда ситуация нормализовалась, они снова потянулись на площади и улицы, будто действительно радеют за справедливость и благополучие сограждан. Я считаю, что это двуличие и откровенный цинизм. К сожалению, и сейчас они пытаются вести эту опасную игру. Нельзя исключать, что они могут стать инструментом в руках различных деструктивных сил, пытающихся дестабилизировать обстановку в нашей стране, – сказал Токаев в ноябре.

Особую пикантность ситуации придает то, что этот российский журналист с таким же подобострастием ранее издавал книги «Назарбаев: групповой портрет с президентом» о становлении Елбасы в 2011 году и «Назарбаев: между медведем и драконом» о современной истории страны в 2015 году. Всего автор выпустил более 100 историко-публицистических книг, героями которых были в том числе Сталин, Ельцин и Путин.

Максим Елизаров




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *