Карабах: выстраданный и вынужденный консенсус - Exclusive
Поддержать

Карабах: выстраданный и вынужденный консенсус

В Москве безрезультатно закончились переговоры между президентами Армении Н.Пашиняном и Азербайджана И.Алиевым. Несмотря на распространенную до визита информацию российских СМИ о готовности Армении признать территориальную целостность Азербайджана, в итоге стороны не смогли даже согласовать совместное заявление по итогам встречи. Что это значит?

После словесных дебатов между президентами Армении и Азербайджана на саммите в Москве в присутствии других руководителей стран ЕАЭС, по заявлению российского главы Путина речь идет больше о деталях договорённостей, нежели ключевых принципиальных разногласиях. В целом, готовность Армении формально признать Карабах в составе Азербайджана, не вызывает сомнений, и она должна быть зафиксирована окончательным договором по итогам 44-дневной войны 2020 года. Разногласия сторон заключаются в «технических» вопросах взаимного контроля на транспортных коридорах в НКАО и в Нахичеванскую автономную республику Азербайджана.

Президент Армении Никола Пашинян изначально вообще отверг доступ Азербайджана в Нахичевань, находящейся между Арменией и Ираном, обвинив Алиева в попытке поставить вопрос уже армянского суверенитета над своей территорией. Этот публичный выпад в адрес Алиева может быть связан больше с внутренней критикой Н.Пашиняна о готовности «отдать» Карабах Азербайджану, хотя факт азербайджанского контроля над НКАО можно считать уже свершившимся в нынешних политических и военных реалиях. Более того, несмотря на начальные договорённости обеспечения контроля по Лачинскому коридору из Армении в Карабах только российскими войсками, азербайджанской стороной был выставлен дополнительный КПП на дороге во избежание поставки вооружений и солдат в Карабах из Армении. Азербайджан также настаивает на полном разоружении армянских военных формирований в Карабахе.

Очень важно иметь в виду, что сегодня позиции Азербайджана представляются как никогда сильными прежде всего в связи с ослаблением России, находящейся в военном конфликте с Украиной и, как следствие, ее неспособности играть далее активную посредническую роль в армяно-азербайджанском конфликте. После победы Эрдогана во втором раунде выборов 28 мая в Турции, несомненно, турецко-азербайджанский тандем будет оказывать и дальнейшее давление на Армению и РФ. При этом надеяться на действенную помощь западных стран (особенно Франции, где находится сильное проармянское лобби) или США, вовлеченных украинский театр военных действий, не приходится. Что касается Ирана, с которой граничит и Армения и Азербайджан, то он в конфликт не вмешивался и едва ли будет в связи с почти 6,5 миллионной азербайджанской диаспорой (16% населения ИРИ).

Иными словами, у Армении практически нет геополитического выбора, кроме формального окончания войны на условиях Азербайджана или еще худшего проигрыша в случае дальнейшей военной эскалации в Нагорном Карабахе или на прямой границе между Азербайджаном и Арменией. Как показал приграничный конфликт 17 сентября прошлого года, когда азербайджанские войска заняли ряд важных новых горных высот на уже считающейся армянской территории, задействовать ОДКБ и в этом случае также не получилось, в связи с чем Н.Пашинян перед визитом в Москву вообще обозначил возможность выхода Армении из договора о коллективной безопасности в связи с ее бессмысленностью.

Другим важнейшим аспектом является дальнейшее увеличение перевеса вооруженных сил Азербайджана по сравнению с Арменией. Так оборонные расходы Азербайджана в 2023 году составили 3,1 млрд долларов (по сравнению c 2,6 млрд в 2021 и 2022 гг.), при этом военный бюджет Армении в текущем году также вырос, но составил 1,2 млрд долл., против 678 млн долл. в 2021 и 754 млн долл. в 2022.

Сегодня речь может идти лишь об условиях, гарантирующих безопасность армянского населения в Карабахе. Например, как будет оформлен доступ Азербайджана в Нахичевань, куда в советское время было не только автомобильное, но и железнодорожное сообщение, позже разобранное армянами. Азербайджан сегодня уже закончил на своей территории строительство новой дороги в Нахичевань на 75%, при этом с армянской стороны нет не только каких-либо работ, но и готовности пропускать азербайджанцев.

Все это вызывает вспышки радикализма с обеих сторон, однако они едва ли приведут к какой-либо значительной военной эскалации по вышеуказанным причинам, за исключением, возможно, отдельных провокаций. Даже несмотря на неподписание совместных документов во время встречи 25 мая, все дороги между Арменией и Карабахом полностью контролируются азербайджанскими властями и это невозможно будет решить силовым способом с армянской или российской стороны. Готовность Алиева к заключению мира, тем не менее, очевидна и вопрос идет больше об оформлении договорённостей.

Следует также учесть, что и Россия со своей стороны заинтересована в быстром формальном разрешении конфликта, которое зафиксировало бы продолжение присутствия ее войск и контроля на стратегически важных транспортных путях в НКАО и Нахичевань, поскольку активная посредническая роль РФ в долгосрочном плане также находится под влиянием изматывающей войны в Украине и может быть теоретически в дальнейшем вообще низведена к нулю, что станет очередным большим геополитическим поражением и предпосылкой для ее историческому уходу из южного Кавказа. Время играет не в пользу Армении и ее собственные дальнейшие перспективы заключаются только в способности развить внутренний консенсус со всеми прямыми соседями, фактически все из которых (включая Грузию) находятся не в лучшем виде.

Куат Домбай

Политический обозреватель




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *