Каратай Турысов: расплата за собственную позицию - Exclusive
Поддержать

Каратай Турысов: расплата за собственную позицию

Мания среднестатистического диктатора относительно явных или мнимых конкурентов общеизвестна. Нурсултан Назарбаев, как мы отмечали в прежних публикациях , отодвигал от власти даже тех, кто и не думал ему оппонировать, но невольно затемнял фигуру «Ноль-Первого». Это в полной мере относится к Каратаю Турысову – весомой фигуре на политической арене Казахстана, начиная с 80-х годов.

Ученый, профсоюзник, депутат

Сегодня мало кто помнит это имя, а молодое поколение и вовсе его не знает, а если и слышало, то как о тесте Бакытжана Сагинтаева. Между тем, его биография достойна внимания, особенно, если знать, на каком политическом фоне происходили в ней кардинальные изменения. Впрочем, на первый взгляд его карьерная лестница вполне логична и стабильна. Каратай Турысович родился в 1934 году в Южно-Казахстанской области. Отучился в Московском геологоразведочном институте, а потом пошел по партийной линии – в Высшую школу при КПСС и Академию народного хозяйства СССР в Москве, где, кстати, и познакомился с Серикболсыном Абдильдиным.

У него хорошо получалось совмещать научную, партийную и профсоюзную деятельности. Уже в тридцать лет он становится сначала вторым, а затем первым секретарем Каражальского горкома Карагандинской области. По всей видимости, там он мог пересекаться с молодым Назарбаевым, но затем Турысов переводится на работу в Алматы в ЦК, а еще через несколько лет возглавляет обком Тургайской области. Затем возвращение в столицу, председательствование в республиканском Совете профсоюзов, должность секретаря ЦК КПК. В 1986 году опять занимается профсоюзной деятельностью, но уже во всесоюзном масштабе.

После возвращения на родину в 1990-ом он несколько месяцев является заместителем председателя Совмина (правительства), а потом поочередно занимает различные высокие должности, связанные с экономическими реформами, а независимость он встретил министром туризма и спорта. В декабре 93-го Каратай Турысов становится председателем Центризбиркома, но получил отставку вместе с тогдашним парламентом, в марте 1995 года.

Из князей в… депутаты

Видимо, именно тогда «что-то пошло не так», учитывая предыдущую стремительную карьеру Каратая Турысовича. В то время уход или вытеснение бывших советских и партийных лидеров выглядел логично – мол, стране нужны новые люди с новым мышлением, но в большинстве случаев это были политические игры с различными договорными или принудительными последствиями. Так случилось и с нашим сегодняшним героем.

Еще раз подчеркнем, уход Турысова с поста главы ЦИК произошел не только и не сколько вместе с разгоном Верховного совета, сколько накануне референдума по продлению полномочий действующего президента, а затем и принятия новой Конституции. Впрочем, мы не можем утверждать, что прежний соратник Назарбаева мог как-то помешать ему продвигать авторитаризм, но факт остается фактом – в 1995-ом Турысов становится председателем наблюдательного совета госкомпании по туризму «Яссауи», что является явным разжалованием и стремлением отодвинуть его от реальных рычагов власти.

Неким утешительным билетом для него оказался мандат депутата парламента с последующей возможностью возглавить Комитет мажилиса по экономике, финансам и бюджету. Но и здесь Турысов проявил себя как очень яркий и профессиональный политик, а возглавляемый им комитет стал самым заметным в парламенте.

Но, так или иначе, Нурсултан Абишевич вполне удачно избавился от пусть даже надуманного конкурента, хотя тот еще долго сохранял и свое влияние, и безупречную репутацию. Именно с этим связывают карьерный рост его зятя – бывшего премьера и акима Алматы Бакытжана Сагинтаева.

Сын за отца не отвечает

Его сын – Нурлан Турысов (отец нынешнего вице-министра цифрового развития Асета Турысова), к 38 года стал зампредом Госстандарта РК, но в ноябре 2002 года его вместе с супругой (была главным специалистом министерства энергетики) у себя дома расстрелял киллер. Следствие тогда отрабатывало несколько версий, включая заказ и убийство на почве мести, но оно так и не было закончено, хотя трижды закрывалось и открывалось вновь. После событий в Маловодном весной 2007 года на месте перестрелки были обнаружены гильзы от пистолета ТТ, идентичные тем, что были найдены в квартире Нурлана Каратаевича – оружие могло принадлежать одному из братьев Махмахановых (Тахиру), который и по сей день находится в межгосударственном розыске.

Официально версия связи убийства Турысова-младшего с деятельностью отца не выдвигалась и не прорабатывалась. Однако любителям конспирологии она пришлась по душе. Хотя на тот момент Каратай Турысович не имел высокой должности, его причисляли к одному из самых влиятельных людей южного клана, который, в свою очередь, всегда был и остается самым влиятельным в стране. Если вспомнить начало «нулевых», то именно тогда формировались и укреплялись многие известные сейчас группировки. При этом напомним, что его сын занимал должность, в компетенцию которого, кроме прочего, входила выдача (или не выдача) лицензий средним и крупным предпринимателям, а зять как раз стал первым заместителем председателя Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

Кстати, в биографии Турысова есть и факт попытки покушения на него самого, причем, в «глубоко советское время». В начале 1982 года к ручке входной двери, в которой он жил, кто-то прикрепил посылку. Коробку обнаружила младшая дочь секретаря ЦК КПК, а его супруга стала ее открывать, но услышав какой-то щелчок и разглядев внутри металлические предметы, позвонила в КГБ и милицию.

Это был беспрецедентный случай, который, впрочем, был расследован достаточно быстро. Как оказалось, покушение на Турысова подготовил некий полковник в отставке, который за несколько лет до того служил замначальника военкомата Тургайской области и был раскритикован ее первым секретарем Турысовым. Полковника уволили, Турысова перевели, но обида осталась.

Мешал ли кому-то Турысов?

Примечательно, что о роли и месте Каратая Турысова в политической жизни Казахстана мало кто говорил тогда и еще реже вспоминают сейчас. Чаще его имя упоминали в контексте других событий или же говоря о третьих лицах (о его друге Шерхане Нуртазе, зяте Сагинтаеве или о ком-то еще). Поэтому трудно судить о том, мешал ли он кому-нибудь, не опираясь на мнения современников. Однако это не лишает нас права предполагать.

Как бы там ни было, снижение политической активности Турысова, как мы уже отмечали выше, не могло не порадовать самого Назарбаева и его окружение, укрепляющего свои позиции во всех сторонах жизни. Печально, но даже уход из жизни Каратая Турысовича не вызвал во властных коридорах какой-то однозначной реакции, хотя многие сходятся во мнении, что здоровье аксакала было подорвано смертью сына – он пережил его всего на два года.

Но главное – становилось все меньше людей, с которыми Назарбаев начинал или даже был «вторым номером» в определенное время, кто мог бы поведать занимательные истории о становлении Нурсултана Абишевича как политика и так далее. А Каратай Турысов мог бы рассказать многое…

Максат Нурпеисов




5 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *