«Казахмыс» требует от Exclusive.kz опровергнуть ответ минпрома парламенту?!
Корпорация «Казахмыс» направила в адрес редакции Exclusive.kz официальную претензию с требованием опровергнуть публикацию от 3 октября 2025 года под заголовком «Казахмыс больше не сможет вывозить редкоземельные металлы без контроля». Новость была полностью основана на официальном ответе Министерства промышленности и строительства РК на депутатский запрос фракции «Ак жол» о контроле за вывозом руд, концентратов и возможным содержанием в них редких и редкоземельных металлов. Компания же заявила, что опубликованная информация является «недостоверной и ложной» и «порочит деловую репутацию ТОО Корпорация Казахмыс».
Новость Exclusive.kz была посвящена изменению системы контроля за стратегическим сырьём. В статье в новостном формате пересказывался ответ Минпромстроя на депутатский запрос, в котором:
- сообщалось о работе по созданию в Казахстане регионального исследовательского центра по редким и редкоземельным металлам на базе Национального центра технологического прогнозирования при участии институтов ЕС и компании Bureau Veritas;
- указывалось, что в настоящее время контролю подлежат золотосодержащие руды и концентраты, а также руды и концентраты цветных металлов, содержащие драгоценные металлы;
- подчёркивалось, что в перспективе планируется введение дополнительного механизма государственного контроля по аналогии с контролем за сырьём, содержащим драгоценные металлы;
- анонсировалось, что госорган проводит работу по формированию перечня аккредитованных лабораторий;
- отдельно упоминалось ТОО «Корпорация Казахмыс», которое, по данным министерства, «в 2024 и 2025 годах осуществляло вывоз концентрата в связи с экономической нецелесообразностью и отсутствием рентабельности переработки сырья на территории Республики Казахстан».
В тексте новости не утверждалось, что «Казахмыс» прямо сейчас занимается отдельной промышленной добычей редкоземельных металлов. Напротив, была приведена прямая цитата госоргана о том, что, согласно действующей технологической схеме ТОО «Корпорация Казахмыс», основной объём сырья и перерабатывается до катодной меди, а отходы сернокислотного производства передаются РГП «Жезказганредмет» для извлечения рения.
Заголовок материала, хоть и был авторским, прямо опирался на содержание официального ответа министерства промышленности и строительства РК, – указавшего на то, что контроль за вывозом, который компания, по утверждению госоргана, производила, будет усилен.
О чём говорит претензия «Казахмыса» и что в ней вызывает вопросы?
В своей претензии «Казахмыс» утверждает, что публикация Exclusive.kz от 3 октября 2025 года содержит «ложную и недостоверную информацию», поскольку компания «не занимается добычей и экспортом редкоземельных металлов». Однако при этом корпорация никак не упоминает в своём письме, что текст данной публикации полностью основан на официальном ответе Министерства промышленности и строительства на депутатский запрос, где госорган прямо сообщает о:
- фактах вывоза концентратов «Казахмыса» за рубеж в 2024-2025 годах;
- необходимости усиления контроля за сырьём, содержащим редкие и редкоземельные металлы;
- своих планах о вводе обязательного полного химанализа и создание независимых лабораторий.
Эти сведения министерства в претензии и не оспариваются, но и при этом полностью игнорируются, что создаёт основное противоречие между официальной позицией госоргана и требованием корпорации опровергнуть нашу публикацию.
Корпорация не отрицает факты экспорта концентратов, указанные в информации министерства, однако сводит предмет спора к тому, что она «не занимается экспортом редкоземельных металлов» как отдельной товарной позиции. Однако, во-первых, новость и не содержала таких утверждений, а, во-вторых, «Казахмыс» не привёл документальные доказательства, что экспортируемые концентраты не содержат сопутствующие элементы, включая редкие и редкоземельные металлы, – что и стало причиной озвученной государством инициативы по усилению контроля за экспортом.
Также «Казахмыс» почему-то связал нашу публикацию с административным делом бывшей сотрудницы компании Бахыт Адиловой, заявив, что ранее она «за распространение аналогичной ложной информации постановлением Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Астана от 25.06.2025 года подвергнута штрафу, предусмотренному частью 3 статьи 456-2 КоАП», – хотя новость от 3 октября не содержала ни ссылок на её заявления, ни утверждений о фальсификациях химического состава сырья, которые оспаривались компанией в данном деле, а, как мы уже отметили, лишь цитировала официальный ответ госоргана. Упоминание этого судебного дела в претензии выглядит как попытка придать нашей публикации признаки аналогичных обвинений, хотя в реальности они напрямую не связаны.
Дополнительно корпорация указывает, что публикация Exclusive.kz якобы «создаёт условия для нарушения общественного порядка» и может подпадать под статью 456-2 КоАП о распространении ложной информации. Однако конкретные признаки состава правонарушения в претензии не приводятся, а изложенная аргументация сводится лишь к общим ссылкам на нормы закона.
Наконец, «Казахмыс» потребовал до 30 ноября 2025 года опубликовать опровержение, но так и не уточнил, какие именно фразы в материале являются недостоверными, хотя это является обязательным элементом подобного требования.
В связи с этим Exclusive.kz адресовал «Казахмысу» развёрнутый официальный запрос.
Во-первых, наша редакция попросила корпорацию в соответствии с законодательством детально указать, какие именно фразы в тексте публикации от 3 октября, по её мнению, являются «ложными» или «недостоверными», и на каких фактических или документальных основаниях делается такой вывод. Отдельно уточняется, означает ли адресованная в наш адрес претензия, что корпорация считает некорректными либо ошибочными данные, изложенные Минпромстроем в ответе депутатам, – включая упоминание вывоза концентрата в 2024-2025 годах и планы по усилению контроля за сырьём, содержащим редкие и редкоземельные металлы?
Во-вторых, Exclusive.kz попросил корпорацию объяснить, каким образом журналистский заголовок, основанный на формулировках госоргана о введении дополнительного контроля, может быть квалифицирован как «распространение ложной информации», если текст публикации дословно следует официальному письму министерства? Здесь же поднимается вопрос: почему в претензии проводится прямая параллель с делом Бахыт Адиловой, хотя материал Exclusive.kz не повторял её утверждений, а опирался лишь на позицию государства?
В-третьих, отдельный блок вопросов касается позиции «Казахмыса» в отношении самой реформы контроля за стратегическим сырьём: созданию исследовательского центра по редкоземельным металлам, формированию перечня аккредитованных лабораторий, усилению государственного контроля и обязательного полного химического анализа. Редакция попросила корпорацию прямо ответить, поддерживает ли она эти инициативы или же видит в них риски и ограничения, и если да – какие?
В-четвёртых, запрос затрагивает политику прозрачности данных о составе сырья: медных концентратов, побочных продуктов переработки, отходов сернокислотного производства, передаваемых РГП «Жезказганредмет», и иных потоков, где теоретически могут присутствовать сопутствующие редкие или редкоземельные элементы. Редакция интересуется, проходит ли сырьё корпорации независимую верификацию, не связанную договорными обязательствами с «Казахмыcом», и считает ли компания необходимым усиление такой независимости, учитывая публичные опасения депутатов и экспертов?
Помимо этого, следуя принципам открытости и для предотвращения распространения иной информации, которую корпорация может счесть недостоверной и, как сказано в тексте претензии, «негативно влияющей на сложившуюся устойчивую положительную оценку общественным мнением деловых (производственных, профессиональных) достоинств ТОО Корпорация Казахмыс», редакция Exclusive.kz одновременно решила запросить официальную позицию корпорации по другим резонансным темам, которые уже становились ранее предметами общественной дискуссии.
- Безопасность, трагедия на «Жомарте» и новые инциденты
В запросе поднята тема аварии 17 февраля 2025 года на руднике «Жомарт» в области Улытау, где погибли семь горняков. Правительство официально установило 100% вину работодателя, указав на использование невзрывозащищённого электрооборудования, накопление метана, недостаточную вентиляцию и отсутствие должного контроля газового состава. 20 февраля Акорда, комментируя аварию в «Казахмысе», сообщала, что «Имеют место случаи грубого нарушения установленных требований, объекты слабо оснащены системами промышленной безопасности» и «Компании недостаточно инвестируют в проекты, направленные на обеспечение безопасных условий труда». Касым-Жомарт Токаев давал ряд поручений, которые, как заявлялось, были поставлены на особый контроль в Администрации Президента.
В связи с этим редакция попросила «Казахмыс»:
- подробно рассказать, какие меры были предприняты по выполнению поручений Главы государства, данных после трагедии;
- какие конкретные изменения внесены в систему промышленной безопасности, вентиляции, газового контроля, производственного надзора;
- кто из должностных лиц компании был привлечён к ответственности;
- каковы результаты внутреннего и государственного расследований аварии;
- чем обосновывалось решение о возобновлении работ на «Жомарте» и на каких технических заключениях оно строилось.
Запрос также касается нового инцидента, произошедшего 3 ноября 2025 года в полдень, когда на том же руднике произошло отслоение кровли и сход горной массы в соседнюю камеру, зацепивший кузов автосамосвала. Лишь спустя два дня, когда новость стала публичной из неофициальных источников, корпорация официально рассказала про ситуацию, заявив об отсутствии пострадавших и продолжении работ «в штатном режиме». На этом фоне редакция спрашивает, каким образом корпорация оценивает остаточные риски, почему при продолжающихся эпизодах обрушений сохраняется допуск людей в потенциально опасные зоны и не проводятся дополнительные профилактические остановки?
- Экология, тарифы, монополии и трудовые конфликты
Ещё один блок вопросов касается уже зафиксированных государственными органами нарушений и претензий.
Редакция просит «Казахмыс» прокомментировать:
- ситуацию с загрязнением воздуха и пылевыми выбросами на ГРЭС «Топар», входящей в структуру группы, и наложенный на предприятие штраф за нарушения в области экологического законодательства;
- судебное дело по компании «Жезказган-Эйр», учредителем которой является «Казахмыс», где антимонопольный орган установил монопольный доход от реализации авиатоплива и суд в итоге встал на сторону государства;
- данные международного отчёта Business & Human Rights Resource Centre, где группа «Казахмыс» упоминается среди компаний с наибольшим числом претензий по охране труда и правам работников в регионе;
- случаи забастовок и акций протеста на предприятиях корпорации, требования шахтёров по повышению зарплат, улучшению условий труда, прозрачности соцпакета и прекращению давления со стороны силовых органов.
Отдельно в запросе отмечается, что сами тарифные решения и цена электроэнергии, по оценкам экспертов, напрямую влияют на доходы крупных энергетических и сырьевых холдингов, в числе которых госорганы открыто называют в том числе и структуры, связанные с «Казахмысом». В этом контексте редакция попросила компанию объяснить, как она видит свою ответственность перед регионами присутствия и населением на фоне роста тарифов и уровня жизни.

- Офшоры, владение и наследие Назарбаева
Ещё один блок вопросов касается структуры владения корпорацией и её офшорных контуров.
В запросе говорится о продолжающихся общественных дискуссиях вокруг:
- аффилированных компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях;
- роли таких структур, как KCC B.V., других голландских, мальтийских и лихтенштейнских звеньев;
- публикаций, связывающих эти юрлица и фонды с окружением первого президента Нурсултана Назарбаева.
Редакция попросила «Казахмыс» предоставить развёрнутое разъяснение текущей конфигурации корпоративного управления: как менялась структура бенефициарного владения на фоне политических изменений последних лет; какие офшорные и зарубежные юрисдикции по-прежнему задействованы; на каких основаниях сохранилось либо прекращено участие структур, связываемых с семьёй Назарбаева; какие юридически значимые действия могут служить доказательством отсутствия неформального влияния на стратегические решения?
Также от корпорации требуется описать, какие механизмы внутреннего и внешнего контроля используются для предотвращения концентрации контроля в непрозрачных юрисдикциях и какие конкретные шаги предпринимаются для повышения прозрачности владения и управления – от раскрытия конечных бенефициаров до взаимодействия с госорганами по линии национальной безопасности.
- Реорганизация, Qaz Copper Group и возможная смена игроков
Отдельный вопрос связан с совсем недавними новостями о реорганизации «Казахмыса» и выделением новой структуры – Qaz Copper Group, которой переданы права на отдельные месторождения и лицензии.
Exclusive.kz заинтересовало:
- каковы реальные цели выделения части активов в отдельную компанию;
- повлияет ли это на контроль государства за недропользованием и экспортом сырья;
- каким образом будут распределены потоки концентратов, переработки и готовой продукции между старой и новой структурами;
- соответствует ли реорганизация интересам государства и регионов присутствия;
- можно ли связать создание Qaz Copper Group или другие корпоративные изменения с появившимися на рынке разговорами о возможной сделке с Qazaqstroy и формировании нового крупного игрока?
Зачем редакции нужны эти ответы?
Подчеркнём, что направленный запрос – не попытка вступить в полемику с «Казахмыcом» в жанре взаимных обвинений, а способ получить официально зафиксированную позицию корпорации по вопросам, имеющим очевидный общественный интерес: от безопасности труда и экологии до контроля за стратегическим сырьём и прозрачности владения.
С учётом того, что направленная в наш адрес претензия корпорации фактически ставит под сомнение журналистский пересказ ответа уполномоченного госоргана, редакция считает принципиально важным выяснить: оспаривает ли «Казахмыс» данные Минпромстроя и других как государственных, так и независимых аналитических ресурсов, освещавших деятельность компании, или речь идёт исключительно о несогласии с заголовком и акцентами в публикации (что в действительности не является распространением недостоверной информации)?
Exclusive.kz ожидает ответ корпорации в установленные законом «О масс-медиа» сроки.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.