Казахские мифы: мы произошли от лебедей?
Exclusive.kz продолжает цикл статей «Қазақ Орда» проекта «Turanian» о происхождении самоназвания казахского народа. В новой статье рассматривается историческая, мифологическая и этимологическая связь казахов с лебедями.
Самой поэтической расшифровкой слова «қазақ» является олицетворение народа казахов с гусями-лебедями. В словаре «Диван лугат ат-Турк» Махмуда Кашгарского приводятся такие значения: «5362. каз – гусь», «469. казлайу – как гусиная шея», «1338 – казка – ворона, которая тягается с гусем».
Однако многие критикуют эту версию, потому что она не соответствует устоявшимся правилам тюркских языков. Первым на это обратил внимание Тынышпаев. Он указал на «грубую ошибку»: в тюркских наречиях прилагательное всегда предшествует имени существительному: белая гусыня будет «ak-kas», а не «kas-ak».
Однако никто не знает реальные пути древнего словообразования. Тем более в практике наименования тюркских родов имеются сведения и об обратном наименовании, когда прилагательное и даже числительное стоит позади имени существительного.
Обратный счет тюркских имен
Среди сырдарьинских казахов есть род (подрод) Кыпчак-Сары, в имени которого прилагательное стоит позади существительного. То есть вопреки закрепленным сейчас правилам, этот род не именуется «сары-кыпчаки».
Можно сказать, что это просто исключение. Однако имеется еще как минимум одно «исключение» с другого края Тюркского мира: у тувинцев есть аймак Он-Уйгур, а вместе с ним параллельно живет и здравствует род Уйгур-Ондар. Здесь мы видим числительное и впереди и позади имени: ондар-уйгуры и обратное ему наименование уйгур-ондар. И это не единичный пример: есть еще тувинский род Ой-Ондар.
Итак, мы видим два примера «обратного счета» тюркских имен не только прилагательного, но и числительного. Поэтому нельзя однозначно отрицать возможность параллельного существования двух имен «ak-kas» и «kas-ak». В пользу той гипотезы говорит и смысловая связь между двумя формами слов.
Гуси-лебеди древних тюрков
В древнетюркской книге «Ырк битиг» (868 год) рассказывается, как лебедь помог воину-путнику, потерявшему коня, вернуться домой. Убийство лебедя в рассказе каралось страшной божественной карой. В этом сюжете проявляется особое отношение тюрков к гусям-лебедям: к перелетным птицам воины обращались с чужбины, трепетно прося передать весточки на Родину. Это – не просто особый статус гусей-лебедей у кочевников, это олицетворение ими самих себя и своей души с перелетными птицами.
У целого ряда тюркских племен Лебедь является тотемом. А челканцы и кумандинцы и поныне считают себя происходящими от лебединого рода. Но именно у кумандинцев лебедь является самоназванием народа Къуманды (куманды-кижи, «лебедские люди»). Несомненно, что при таком бэкграунде кумандинцы являются наследниками древнего народа.
Аналогичное с кумандинцами название мы видим и в «половецком» народе куманы. Те же корни и та же конструкция двух корней: лебеди-люди. В этом случае по аналогии с челканцами можно только предположить, что самоназванием народа было Куман, а их тотемом был Лебедь – Аққу.
Лебеди Куманы
Куманы – лебеди. И явно неслучайно воспевание в «Слове о полку Игореве» «брани первых времен, когда князья соколами нападают на лебедей-половцев:
«Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась».
В Слове князья не только метафорически, но и буквально устроили погром половцев и нападение на лебедей. Жестокий ответ последовал со стороны кыпчакского хана Гзака. Согласно Георгию Сумарукову («Кто есть кто в «Слове о полку Игореве»), особая жестокость хана объясняется тем, что его тотемом был гусь, а у его сына Романа Гзича тотемом стал уже лебедь.
В славянском фольклоре отношение к лебедям в целом резко контрастирует с тюркским. Князья их к обеду подавали, а тюрки за убийство лебедя самого охотника могли убить. У славян гуси-лебеди детей уносили. Правда, у разных славянских народов оль лебедей в сказках могла отличаться. Например, в русских сказках злые лебеди прислуживают Бабе-Яге, похищают для нее детей, а в украинских, напротив, гуси-лебеди спасают детей от ведьмы (сказки «Ивашко и ведьма», «Лутоня», «Терешечка»). Возможно, это объясняется тем, что тюрки (черные клобуки, торки, берендеи, будучи федератами) вошли в состав украинского народа и привнесли степной фольклор в украинскую культуру.
Кстати, основательницей города Киев, наряду с Кием, считается его сестра Лыбедь. Ее имя сигнализирует о том, что древнее булгаро-хазарское население города продолжало жить и под властью Аскольда и Дира.
Казахские гуси-лебеди
Теперь вернемся к имени Қаз-ақ и предположим, что тотем Ақ-қаз имелся у той части будущих казахских родов, которые связаны происхождением с суперэтносом тюрки-кыпчаки великого Дешта (термин тюрки-кыпчаки используется для отделения от восточных тюрков под условным наименованием «тюрки-монголы»). Вероятно, изначально тотемичный термин Ақ-қаз прошел фольклорное «шифрование», а его смысл затем «перетек» в имя Қаз-ақ.
Об этом свидетельствуют исследования Серикбола Кондыбая о том, что у казахов лебеди и белые гуси, по сути, синонимичны. Более того, «гуси-лебеди в различных генеалогических легендах о Калша Кадыре, о Баба Тукти Шашты Азизе, об Асане Кайгы и др. оказываются праматерями казахов».
А с каким кличем шли в бой казахи. Тут скажем со слов Магжана Жумабаева («Баян Батыр»): «Ки-ку! – Отсюда и гик, гиканье – резкие, отрывистые звуки, вскрики. Обычно с гиканьем неслись во время скачки, погони, атаки. От каз. ки-ку – подражание кличу лебедей. С возгласом «ки-ку» батыры бросались на врага, пастухи разворачивали обратно, мчавшиеся по степи огромные табуны».
3 Комментариев
Академик Ә.Марғұлан да қазақ этнотерминінің шығуын ақ қазбен байланыстырады. Ғылымда мұндай нұсқа да бар….
Академик Ә.Марғұлан да қазақ этнотерминінің шығуын ақ қазбен байланыстырады. Ғылымда мұндай нұсқа да бар….
Что эти 2 бота несут? Какие лебеди?