Казахские мифы: мы произошли от лебедей?
Exclusive.kz продолжает цикл статей «Қазақ Орда» проекта «Turanian» о происхождении самоназвания казахского народа. В новой статье рассматривается историческая, мифологическая и этимологическая связь казахов с лебедями.
Самой поэтической расшифровкой слова «қазақ» является олицетворение народа казахов с гусями-лебедями. В словаре «Диван лугат ат-Турк» Махмуда Кашгарского приводятся такие значения: «5362. каз – гусь», «469. казлайу – как гусиная шея», «1338 – казка – ворона, которая тягается с гусем».
Однако многие критикуют эту версию, потому что она не соответствует устоявшимся правилам тюркских языков. Первым на это обратил внимание Тынышпаев. Он указал на «грубую ошибку»: в тюркских наречиях прилагательное всегда предшествует имени существительному: белая гусыня будет «ak-kas», а не «kas-ak».
Однако никто не знает реальные пути древнего словообразования. Тем более в практике наименования тюркских родов имеются сведения и об обратном наименовании, когда прилагательное и даже числительное стоит позади имени существительного.
Обратный счет тюркских имен
Среди сырдарьинских казахов есть род (подрод) Кыпчак-Сары, в имени которого прилагательное стоит позади существительного. То есть вопреки закрепленным сейчас правилам, этот род не именуется «сары-кыпчаки».
Можно сказать, что это просто исключение. Однако имеется еще как минимум одно «исключение» с другого края Тюркского мира: у тувинцев есть аймак Он-Уйгур, а вместе с ним параллельно живет и здравствует род Уйгур-Ондар. Здесь мы видим числительное и впереди и позади имени: ондар-уйгуры и обратное ему наименование уйгур-ондар. И это не единичный пример: есть еще тувинский род Ой-Ондар.
Итак, мы видим два примера «обратного счета» тюркских имен не только прилагательного, но и числительного. Поэтому нельзя однозначно отрицать возможность параллельного существования двух имен «ak-kas» и «kas-ak». В пользу той гипотезы говорит и смысловая связь между двумя формами слов.
Гуси-лебеди древних тюрков
В древнетюркской книге «Ырк битиг» (868 год) рассказывается, как лебедь помог воину-путнику, потерявшему коня, вернуться домой. Убийство лебедя в рассказе каралось страшной божественной карой. В этом сюжете проявляется особое отношение тюрков к гусям-лебедям: к перелетным птицам воины обращались с чужбины, трепетно прося передать весточки на Родину. Это – не просто особый статус гусей-лебедей у кочевников, это олицетворение ими самих себя и своей души с перелетными птицами.
У целого ряда тюркских племен Лебедь является тотемом. А челканцы и кумандинцы и поныне считают себя происходящими от лебединого рода. Но именно у кумандинцев лебедь является самоназванием народа Къуманды (куманды-кижи, «лебедские люди»). Несомненно, что при таком бэкграунде кумандинцы являются наследниками древнего народа.
Аналогичное с кумандинцами название мы видим и в «половецком» народе куманы. Те же корни и та же конструкция двух корней: лебеди-люди. В этом случае по аналогии с челканцами можно только предположить, что самоназванием народа было Куман, а их тотемом был Лебедь – Аққу.
Лебеди Куманы
Куманы – лебеди. И явно неслучайно воспевание в «Слове о полку Игореве» «брани первых времен, когда князья соколами нападают на лебедей-половцев:
«Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась».
В Слове князья не только метафорически, но и буквально устроили погром половцев и нападение на лебедей. Жестокий ответ последовал со стороны кыпчакского хана Гзака. Согласно Георгию Сумарукову («Кто есть кто в «Слове о полку Игореве»), особая жестокость хана объясняется тем, что его тотемом был гусь, а у его сына Романа Гзича тотемом стал уже лебедь.
В славянском фольклоре отношение к лебедям в целом резко контрастирует с тюркским. Князья их к обеду подавали, а тюрки за убийство лебедя самого охотника могли убить. У славян гуси-лебеди детей уносили. Правда, у разных славянских народов оль лебедей в сказках могла отличаться. Например, в русских сказках злые лебеди прислуживают Бабе-Яге, похищают для нее детей, а в украинских, напротив, гуси-лебеди спасают детей от ведьмы (сказки «Ивашко и ведьма», «Лутоня», «Терешечка»). Возможно, это объясняется тем, что тюрки (черные клобуки, торки, берендеи, будучи федератами) вошли в состав украинского народа и привнесли степной фольклор в украинскую культуру.
Кстати, основательницей города Киев, наряду с Кием, считается его сестра Лыбедь. Ее имя сигнализирует о том, что древнее булгаро-хазарское население города продолжало жить и под властью Аскольда и Дира.
Казахские гуси-лебеди
Теперь вернемся к имени Қаз-ақ и предположим, что тотем Ақ-қаз имелся у той части будущих казахских родов, которые связаны происхождением с суперэтносом тюрки-кыпчаки великого Дешта (термин тюрки-кыпчаки используется для отделения от восточных тюрков под условным наименованием «тюрки-монголы»). Вероятно, изначально тотемичный термин Ақ-қаз прошел фольклорное «шифрование», а его смысл затем «перетек» в имя Қаз-ақ.
Об этом свидетельствуют исследования Серикбола Кондыбая о том, что у казахов лебеди и белые гуси, по сути, синонимичны. Более того, «гуси-лебеди в различных генеалогических легендах о Калша Кадыре, о Баба Тукти Шашты Азизе, об Асане Кайгы и др. оказываются праматерями казахов».
А с каким кличем шли в бой казахи. Тут скажем со слов Магжана Жумабаева («Баян Батыр»): «Ки-ку! – Отсюда и гик, гиканье – резкие, отрывистые звуки, вскрики. Обычно с гиканьем неслись во время скачки, погони, атаки. От каз. ки-ку – подражание кличу лебедей. С возгласом «ки-ку» батыры бросались на врага, пастухи разворачивали обратно, мчавшиеся по степи огромные табуны».
2 Комментария
Академик Ә.Марғұлан да қазақ этнотерминінің шығуын ақ қазбен байланыстырады. Ғылымда мұндай нұсқа да бар….
Академик Ә.Марғұлан да қазақ этнотерминінің шығуын ақ қазбен байланыстырады. Ғылымда мұндай нұсқа да бар….