Казахские украшения: в печали и в радости - Exclusive
Поддержать

Казахские украшения: в печали и в радости

Вещи «помнят» нашу жизнь. И иногда о ней рассказывают. Так старинный браслет однажды рассказал будущему ювелиру Айжан Тленбек, как ее семья пережила ашаршылық – массовый голод в казахских степях.

«Оказывается, когда-то в нашей семье были две большие серебряные вилки. Их всегда использовали во время аса, вытаскивая мясо из казана. Когда начался голод, вилки решили отдать на переплавку, но в последний момент кто-то из родни предложил отпилить часть ручки – чтобы хоть что-то осталось на память. Потом из этого куска серебра сделали браслет, который и сегодня хранится у моей мамы».

Когда-то эта история поразила воображение девочки-подростка. Впрочем, ей вообще всегда нравились украшения: как Айжан сегодня рассказывает – «серебряные украшения окружали меня с детства, как любую казахскую женщину». На самом деле, конечно, не любую: 70 лет советской власти, тот самый голод и потом война, когда «все для фронта, все для победы» — в том числе и украшения, не способствовали сохранению семейных реликвий. Айжан повезло: брат ее аже (бабушки), Абу Оспанов, был ювелиром и делал украшения для своих дочерей; кроме того, в семье хранились два больших серебряных браслета – подарок аже от ее құдағи (сватьи) из Западного Казахстана. Словом, украшения в семье всегда были – именно казахские, и (см.выше) очень нравились. Другое дело, что Айжан всегда хотелось что-то в них изменить, но чтобы делать свои – тогда она об этом не думала.

Она задумается об этом, страшно сказать, только через 30 лет, когда за плечами будет солидный «бэкграунд»: две специальности — конструктора швейных изделий и дизайнера-полиграфиста; опыт собственного производства (у нее был цех по выпуску детской обуви); предпринимательский стаж и соответствующие курсы; и, наконец, длинный список наград, благодарностей и просто отзывов, в том числе и от зарубежных экспертов, во всех этих сферах.

Но произойдет, на первый взгляд, почти классическая «инстаграммная» история: «как я круто изменила свою жизнь в декрете». Айжан была в декретном отпуске (с третьей дочкой!), когда узнала, что мастер, чьи работы ей безоговорочно нравились, Илья Казаков, обладатель Знака качества ЮНЕСКО и ордена М.Перхина Мемориального фонда Фаберже открывает курсы по ювелирному делу. Правда, в Караганде. Но это не остановило Айжан: она поехала из Алматы в шахтерскую столицу.

Она прошла у Ильи Казакова несколько курсов, начиная с базового, и каждый заканчивался изготовлением украшения: сначала кольцо, потом – подвеска, потом браслет… Айжан говорит, что ей очень повезло с учителем: он научил ее не только ювелирному делу, технике и всему такому прочему — он научил любить само ремесло. А еще – вдохновил на ту самую крутую перемену в жизни, сказав, что да, можно и в 46 лет научиться новому и найти себя в совершенно другой профессии.

Потом она пройдет обучение у еще одного замечательного мастера, Алмаса Есманова: курс «Закрепка Pave, камни бриллиантовой огранки», чтобы делать украшения на стыке ювелирных культур, используя и западноевропейскую технику, и традиционную казахскую.

Самое интересное: при создании ее первого «титулованного» украшения Айжан Тленбек помогли не только ее новые знания по новой специальности, но и опыт работы в полиграфии и знание компьютерных программ — это были кольцо и подвеска «Алаколь», выполненные с использованием 3D-моделирования. За этот комплект Айжан получила первое место в номинации «3D в ремеслах» на конкурсе Born Nomad, организаторы которого поставили цель не только возродить богатое казахское ремесленное наследие, но и вдохновить мастеров на современную интерпретацию техник, значений и символов народного искусства Казахстана.

Комплект получился волшебным. Его изящный и очень казахский орнамент — это на самом деле пейзаж нашего знаменитого озера Алаколь, озера-загадки, горько-солёного, бессточного, и вообще по структуре воды — не озера, а моря. Вставка — шунгитовая галька с Алаколя. То есть та самая, заявленная организаторами Born Nomad, интерпретация значений – и не только народного казахского искусства, но и нашей природы.

Сказать, что тогда, на первом Born Nomad в 2021 году, Айжан Тленбек удивила всех – и жюри, и участников – значит ничего не сказать. Но на недавнем, третьем Born Nomad ювелир удивила еще больше, представив свой новый проект – «Сказки казахских зергеров» («зергер» — мастер-ювелир на казахском, — прим.).

Хотя, если вспомнить о том эпизоде, с которого мы начали, все логично: когда-то ее увлечение ювелирным искусством началось с истории о простом браслете с чернью, о семейной памяти. Впрочем, это вообще особенность казахских украшений – у них всегда есть история, к счастью, не всегда такая трагичная, но всегда — очень интересная. Их хочется слушать и рассказывать. Айжан решила их написать. И уже в одной из первых – «Почему у ели с одной стороны ветви гуще? – ювелир рассказала об одном из главных казахских «ювелирных» поверий: о защитной силе серебра.

«Поэтому носила она на пальцах серебряные кольца, не снимая. И пока накрывала она детей своими руками – никто в мире не мог вырвать их из-под ее защиты».

За идею со сказками казахских зергеров Айжан Тленбек получила Гран-при Central Asia Creative Incubator (CACI) 2023 – он осуществляется Born Nomad при поддержке проекта USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды (USAID’s Future Growth Initiative).

Еще одна награда – сертификат Всемирного ремесленного совета по Азиатско-Тихоокеанскому региону под патронажем ЮНЕСКО (Айжан Тленбек – член Союза ремесленников Казахстана): за кольцо «Алаколь». В этом году в древнем узбекском Коканде открылся Международный музей ремесел, где представлены работы мастеров Узбекистана, Новой Зеландии, Индонезии, Индии, Таиланда, Малайзии, Ирана, Кыргызстана и других стран. В экспозиции Казахстана сразу привлекает внимание кольцо «Алаколь», где сама форма – верхняя часть — повторяет очертания знаменитого озера, нижняя часть выполнена в виде озерной чаши, в орнаменте будто отражается, как в водной глади, история Алаколя (о нем упоминается еще в источниках времен Амира Тимура), причудливо переплетаясь с другими степными сюжетами. В центре, как остров, возвышается черная шунгитовая алакольская галька. И, как будто всего этого было мало, ювелир Тленбек Айжан вложила внутрь полой «чаши» кольца крохотные серебряные шарики – оно шумит, как прибой.

Наверное, именно такие украшения со временем становятся семейными легендами.




9 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Какая талантливая и креативная Айжан! Сколько труда, воображения, знаний и любви заложены в этих украшениях! Удачи вам и дальнейших успехов!!!💥💥💥💥💥

  2. Сколько любви, знаний, труда и фантазии вложены в эти превосходные украшения! Удачи и творческих успехов Айжан! Пусть твое мастерство и талант станут основой возрожления казахского ювелирного искусства! 💥💥💥💥💥

  3. Какая поразительная и вдохновляющая история! Очень желаю ей удачи во всех начинаниях!♥️♥️♥️🔥🔥🔥

  4. Айжан ты молодчина мне твоя работа очень-очень понравилась желаю чтобы твоё творчество продвигалась дальше и рос по карьерной лестнице.
    Я тебя поддерживаю.