Токаев разъярен, Бектенов в растерянности – никто не может понять правил игры

Президент явно потерял терпение, дав премьеру немедленно разработать антикризисный пакет мер. Бектенов его досрочно перевполнил. Как мы уже писали, приняты меры, которые полностью дезавуируют те планы, которые ожесточенно принимались до сих пор. Это говорит о том, что у власти нет картины будущего и она меняется в зависимости от поручений президента. А значит, долгосрочного стратегии нет у страны в целом, нет центра принятия решений и нет никакого представления о том, как их реализовать. Именно в этом главная проблема Казахстана.
Похоже, у президента, после цикла внешнеполитических инициатив, наконец дошли руки до того, чтобы разобраться во внутренней повестке. Похоже, у него появилась альтернативная правительственной картина мира и оно торопливо с ней согласилось. И ничего, что принятые им меры не имеют никакого отношения к рыночным. Главное – общество успокоилось, хотя по привычке продолжает недовольно ворчать.
Буквально до вчерашнего дня правительство уверяло, что все под контролем. Тем временем, президенту, видимо, доложили, что по факту новый Налоговый кодекс уже начал действовать. Микробизнес и не только деликатно дает понять покупателю, что если он заплатит наличкой, то получит хорошую скидку. Услуги автоматом поднялись в цене от 10 до 15%. Все начали превентивно уходить в нал.
А он понадобится. Налоговики обещали тщательно следить за онлайн-переводами и ужесточили правила снятия наличных. Тем временем, судя по откровенным постам и комментариям в соцсетях, размер «откатов» вырос в разы. Те чиновники, которые брали по 10%, уже вспоминаются с ностальгией. Теперь это не менее 30% и доля в прибыли. Да и стоимость должностей выросла гораздо выше теперь уже кажущихся вегетарианских времен Назарбаева – вдвое, а то и втрое. Как вы понимаете, на счет эти деньги не переведешь.
Бизнес грозится, что уйдет к соседям, где налоговый режим на фоне наших «инноваций» наоборот смягчили. Но по крайней мере пока понятно, что крайне мало тех, кто действительно переберется в Кыргызстан или Узбекистан: другая страна, другой рынок, другие законы. Да и физически перебраться – тоже не просто, а уж тем более с семьей. А где набрать персонал? С собой везти? Не вариант. Искать там? Кыргызы и узбеки, конечно, более приучены к труду, чем казахи, но не факт, что они захотят работать на богатых, в их представлении, казахов также и на тех же условиях, что и на своих. А у онлайн формата тоже масса своих ограничений.
Еще одна большая неясность – заморозка тарифов. Как известно, правительство заложило огромные деньги на модернизацию ЖКХ и происходить это должно было за счет роста тарифов, а точнее за счет населения. Инфляция не заставила себя долго ждать. Но заморозка цен на полгода только отложит проблему, хотя решать ее надо. Отрасль большая и инертная. Будут приостановлены закупки и контракты? На какой срок? Хотя в этом есть и хорошая новость – эксперты прогнозировали вал коррупционных скандалов. Надеемся, сейчас у тех, кто сидел на шлагбауме великого распила большой стресс.
Бизнес Казахстана не знает, с кем теперь договариваться
Но все это в целом еще раз говорит о том, что в стране нет правил игры. Еще совсем недавно считалось, что их отсутствие касалось только малого и среднего бизнеса: «Раньше все было понятно: договорился с агашкой и можно относительно спокойно работать. Ну и не лезть в политику. Теперь не понятно, с кем договариваться, никто ничего не решает и тем более не гарантирует. А беспредела стало только больше! Тут уже хочешь не хочешь о политике задумаешься».
А еще раньше считалось, что корпоративный бизнес эта проблема не касается: либо работай на рынке, либо по тендерам. Второе проще. Поэтому таких много. Но теперь доступ к тендерам тоже усложнился. Менеджеры госзакупок постоянно меняются. И далеко не всегда в лучшую сторону. Договоренности постоянно пересматриваются.
Казалось бы, для бизнеса это должно стать сигналом того, что, как бы ни было тяжело, но лучше все-таки «двигаться» самостоятельно настолько, насколько это возможно, даже если это ограничивает масштабы роста. Но тут подоспела другая история – покупательная способность падает вместе с тенге, конкурировать с импортом практически невозможно, а для развития собственного производства нужны дешевые длинные деньги и квалифицированные кадры. Ни то, ни другое недоступно.
Инновации, роботизация, цифровизация? Эти слова похожи на лекцию заезжего инфоцыганина в отдаленном селе: красиво, заманчиво, но совершенно не применимо.
Можно упрекнуть в слишком мрачных тонах, но есть объективные цифры – по уровню сложности экономики мы в аутсайдерах международных рейтингов. Экономисты поймут.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что и в стане чиновников растет ропот. Коротко их претензии можно свети к одной фразе – тотальная непредсказуемость.
Что в сухом остатке? Как с горечью пошутил один из предпринимателей, «раньше мы платили, чтобы закон нарушили, а теперь платим за то, чтобы все было по закону».
Вроде не бездельники, и могли бы жить
Если коротко сформулировать общее ощущение всех общественных групп – страх перед будущим. Это плохой маркер, на который власть привычно отвечает: везде так. Но мы живем здесь и сейчас. И от того, что у кого-то тоже все непросто, легче не становится. Скорее, наоборот. Не хотелось бы пугать площадями, но, как ни странно, именно страх перед будущим толкает людей на непродуктивное поведение.
Главная претензия к государству как институту в том, что оно последовательно создает поле для расцвета коррупции как главного инструмента контроля и влияния. Ведь тогда, как говорил еще Нурсултан Абишевич, «любого можно отвести за руку в тюрьму». В этом вся суть коррупции в принципе – она буквально стимулирует преступление, за которым, при необходимости, следует наказание.
Есть общеизвестная аксиома – законы должно быть такими, чтобы выполнять их было легко и приятно. Не наоборот. Но та же налоговая реформа и неразбериха, которая неизбежна с ее запуском, приведет в лучшем случае к массовым искам предпринимателей с государством и друг с другом. Начнутся перебои с поставками оборудования, товаров и услуг, а значит озлобится потребитель.
В этом секрет такого сверхвлияния правоохранительной системы – государство распределяет громадные бюджетные деньги, а следовательно, у него всегда есть повод решить (и почти всегда обоснованный), что они разворовываются. Когда бизнес ворует деньги друг у друга, силовики, конечно, тоже зарабатывают, но не в таких масштабах. Именно на этом погорела и наша Первая Семья – у нее был практически неограниченный доступ к бюджетным деньгам и теперь она за это расплачивается.
Все структуры правоохранительной системы, включая полицейских, суды, налоговиков и таможенников будут просто не в состоянии абсорбировать последствия системных сбоев управления.
Опасность такой ситуации в том, что рано или поздно эта система пожирает собственных детей. Вопрос только в каком виде – протеста или ухода в тень, апатии, залегания на дно. Каждый из этих вариантов – самое меньшее, что нам сейчас нужно.
В общем, проблемы отложены, но не решены.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Это грустно…
Приравнять коррупцию к статье госизмена вернуть смертную казнь обезжирить всех кто работал с Назарбаевым вместе с ним ввести новый УК.за кражу миллиона тенге пожижненои будет всё ок
Сталин, когда ставил задачу, искал того, кто может ее решить и выполнить. В Китае, когда попали в деградацию, вызвали из опалы Дэн Сяопина. А Си Цзинпину, увидев его организаторский и деловой талант, дали несколько лет чтобы подготовил планы вывода страны на более высокий уровень и только потом дали ему пост. И сегодняшний рывок Китая в науке и технологиях тоже по плану, а не само собой — у них сейчас более 100 миллионов ученых и инженеров!.. А у нас десятки лет на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы дается всего 0,2% от ВВП, тогда как в ЮжКорее, Израиле, Финляндии и у др. 4% и более. Такая же безрадостная картина и в гуманитарном направлении — исторической науке, 0 гонорара у писателей, поэтов, журналистов, философов и т.д. — а все удивляются. что 34 года национальную идею не выработали, нормальную историю не написали и великие литературные произведения не написали… Знаю это из собственной практики и общения с многими гуманитариями и другими учеными. Если не восстановим казахскую абызовскую систему — исчезнем быстро как нация.
Страна не управлеяема каждый министр продвигает свои приказы которые ему удобны
Помню, лет 15 или сколько назад, Елбасы в одном из Посланий на следующий год наметил постройку нового НПЗ, а то старые уже не для 21 века… Но того нового НПЗ и сейчас нет. А Атырауский НПЗ еще со второй мировой лямку тянет!.. Такая тянучка у нас многие века тянется — конца не видно. Видно, идею нового НПЗ талант-работяга подал, а десяток близких-бездельников идею утопили. Когда премьером статиста несколько лет назад ставили, который сейчас проверщиком своих недоделок, я где-то в СМИ писал: ну, как можно ставить на такую эффективную должность учетчика? Ясное дело, результата не было. Если тыщу лет поддакивающих на управленческие посты ставили. то и докатились до сегодняшней ситуации и в один век из лодырей мастеров дела не сделаешь, как из хилого статиста — тяжеловоза, способного вытянуть телегу из болота. Это можно сделать даже в один день, скажем, поставить премьером Имангали Тасмагамбетова — но кто на это решится — не из того клана, и т.д. — …… Ну, кому нужны результаты, прогресс и т.д. Я за свою жизнь видел десятки талантливых людей и ни одному из них управленческая система не дала проявить по-настоящему свой творческий и деловой потенциал. Такова история казахская. Лень мысли пока у нас не пробивается. Дрёма 100%. Реальность гибельная для нации.
Как все верно описано,ни добавить ,ни убавить.Очень печально.
С умным видом, но с кучей ошибок.
Хорошая оценка, браво!
Однако нужно добавить, что нет видимой определенности:
1) Какой существует порог иностранного присутствия в секторах экономики, будет ли действительно упрощение налоговой системы (налоговая сама выставляет квитанции по налогам для МСБ), будет ли поддержка демографического роста или власть против этого принципиального для нас фактора, будет ли справедливое отношение к государственному языку (весь документооборот госаппарата и квазигоссектора, поддержка книжных изданий всех актуальных авторов мирового уровня …) и т.д. и т.п.?
2) Недоверие своим и поддержка чужих — будем ли мы отходить от этого? Не наблюдается вертикальный рост внутри одних ведомств до постов министра, акима и т.д — доминируют парашютные назначения, а более компетентные служащие не растут. Поддерживаются иностранные инвесторы и создаются льготные условия для них, а своим предлагается работать на общих основаниях, нам кто больше нужен?
3) Госаппарат похоже до сих пор не осознает опасность исходящую от крупного бизнеса (он уже вырос за пределы границ РК), ведь ведется борьба за власть, неявная, но если победит крупный бизнес, то уже никогда не отдаст эту власть. Стричь налогами и тотально контролировать нужно не МСБ и накопления населения, а крупных игроков, закономерно вносящих искажения в экономику и монополизируя отрасли на пути накопления капитала, как слоны в курятнике, это принципиальная борьба за существование. Если же все таки победит крупный бизнес — то социального государства не будет и страна будет марионеткой в руках транснациональных компаний.
Важно заниматься долгосрочными целями и выстраивать сугубо национальную стратегию развития, с опорой на свой народ, МСБ и госэкономику — это народ поддержит