Казахстан для Европы – «малоизвестный гигант Центральной Азии»
«Казахстан в музее Гиме: захватывающая история этого малоизвестного гиганта Центральной Азии» – статья с таким заголовком появилась недавно на французском сайте geo.fr. За те три месяца, что в Париже идет выставка «Казахстан: Сокровища Великой степи», интерес к ней не ослабевает.

Фото: Lola Moser
О необычном путешествии в прошлое нашей страны, которое сегодня можно совершить во французском музее – Баян Жанбауова, основатель Ассоциации KazFashionParis и активный представитель казахской диаспоры в Париже.
На первый взгляд это небольшая выставка, но на самом деле амбиции Музея Гиме велики: «нарисовать» портрет страны на примере пяти экспонатов, где каждый служит яркой иллюстрацией к одному из, опять же, пяти важнейших периодов в истории Казахстана – от III тысячелетия до нашей эры до XVIII века.
Справка Exclusive.kz. Национальный музей азиатских искусств Гиме – музей в Париже. Одно из самых крупных собраний азиатского искусства в Европе и Америке. Музей был создан Эмилем Гиме, лионским промышленником и коллекционером искусства: он очень любил путешествовать, и даже объехал «вокруг света», но в итоге его музей приобрел азиатскую специализацию. Из недавних выставок Музея Гиме: Таджикистан (2021 год), Афганистан (2022 год), Императорская Япония (2023 год). «В 2024 году настала очередь Казахстана, еще одной восточной страны, о которой на Западе знают мало, поразить посетителей» – писали после открытия выставки «Казахстан: Сокровища Великой степи» французские издания.
Как сказала на открытии экспозиции президент Национального музея азиатских искусств – Гиме Янник Линц, эта выставка – как «первый визит», иммерсивное путешествие, в ходе которого посетители смогут увидеть пять «джоконд» Казахстана, то есть пять безусловных шедевров.
«Тобольский мыслитель». У этой небольшой антропоморфной скульптуры, найденной близ города Костанай, есть другое название – «Человек, смотрящий в небо». Ученые определили, что Тобольский мыслитель смотрит в небо уже не одну тысячу лет: скульптура датируется концом III – началом II тысячелетия до новой эры. Остается только удивляться мастерству древнего художника: ему удалось создать иллюзию полузакрытых глаз.
«Золотой человек». В музее Гиме экспонируются великолепные золотые изделия, найденные в одном из курганов Иссыка в 1969 году. Элементы головного убора «Золотого человека» поразили воображение парижан: на открытии выставки много говорилось о высокой технике исполнения украшений, созданных в VI-V веках до нашей эры. Как отмечали французы, изысканность и утонченность изделий свидетельствуют о почитании кочевниками своего вождя.

Фото автора
Каменные изваяния. Смена эпохи, и чуть дальше в экспозиции балбалы – мегалитические погребальные стелы в форме антропоморфных скульптур. На выставке представлены две стелы. Фигура из желтовато-серого песчаника изображает усатого мужчину: одетый в кафтан с широкими лацканами, он держит между большим и указательным пальцами правой руки чашу, которую описывают как символ поминального ритуала или жертвоприношения. Рядом – вторая монолитная скульптура, это фигура женщины. Несмотря на схематичные черты обоих балбалов, их – как отмечают посетители выставки – отличает строгая элегантность.

Фото автора
Светильники из мавзолея Ходжи Ахмета Ясауи. Далее в экспозиции представлены впечатляющие канделябры: они были предназначены для украшения мавзолея суфийского поэта XII века Ахмета Яссави и свидетельствуют о богатстве исламского декоративно-прикладного искусства эпохи Тимуридов. Сам мавзолей предстает перед посетителями в видеоряде на соседней стене, как пример зодчества, примечательного новаторскими архитектурными решениями, которые использовали его строители – например, декором из кирпича, украшенного геометрическими узорами, который позднее был использован при строительстве столицы империи Тимуридов – Самарканда.

Фото автора
Чапан Казыбек бия. Экскурсия завершается прекрасным изделием прикладного искусства – это чапан, расшитый золотом и серебром. Он принадлежал казахскому государственному деятелю Казыбек бию Келдибекулы (1667–1764). В аннотации к выставке этот раздел называется «Казахское ханство и возникновение современного Казахстана» – этот период имеет решающее значение для нашей страны, поскольку именно тогда были заложены основы нашей национальной культурной и этнической общности.
Выставка «Казахстан: Сокровища великой степи» была открыта при участии министров культур двух стран, госпожи Рашиды Дати (Франция) и Аиды Балаевой (Казахстан) в рамках официального визита президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в столицу Франции.
Эта выставка – уникальный опыт знакомства со страной: музей Гиме, Национальный музей азиатского искусства, предлагает парижанам и гостям города окунуться в историю Казахстана, знакомясь с артефактами из коллекций Национального музея республики и Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет-Султан». Как показали первые месяцы выставки, наша страна привлекает не только путешественников, мечающих увидеть Великую Степь и легендарный Шелковый путь, но и вызывает интерес у многих историков и археологов.
Одна из главных особенностей выставки – ее мультимедийность. «Казахстан: Сокровища Великой степи» производит большое впечатление при помощи небольшого количества объектов, буквально погружая посетителей в атмосферу казахских степей – благодаря видеопроекциям на стенах оживают казахстанские пейзажи, что сопровождается мечтательным, завораживающим саундтреком. Идея принадлежит французскому сценографу Сильвену Рока. Цель – испытывать эмоции, любуясь историческими шедеврами. Осуществил задумку известный французский «охотник за звуками» Кристиан Холь – кстати, он был на официальном открытии и тоже отвечал на вопросы.
…Итак, чапан Казыбек бия – это финальный экспонат казахстанской экспозиции в Музее Гиме. Конец необычного путешествия в нашу страну – но вдруг оно подтолкнет французов к реальной поездке?
Выставка продлится до 25 марта 2025 года, и если вы собираетесь в Париж, пригласите на нее своих друзей-французов: сегодня во Франции нет лучшего места для знакомства с нашей страной, чем Национальный музей азиатских искусств Гиме, расположенный на площади Иена, Париж, 16 округ.
Комментариев пока нет