Казахстан на карте международных рейтингов: между устойчивостью и поиском новых ориентиров
Какую позицию занимает Казахстан в мире сегодня, если судить по сухим данным? Формальные показатели, – ВВП, экспорт, география, – не дают полного понимания картины. Гораздо точнее реалии отражают независимые международные индексы, которые дают набор конкретных показателей, по которым видно – где страна действительно сделала шаг вперёд, а где всё ещё держится лишь на уровне регионального лидера, не доходя до мировых стандартов. Так в чём же наша страна убедительно преуспевает, а где остаётся «на втором эшелоне»?
Одним из самых сильных направлений Казахстана остаётся цифровое государственное управление. В отчёте Организации Объединённых Наций E-Government Development Index 2024 страна заняла 24 место из 193 государств. При этом по показателю онлайн-услуг (Online Service Index) Казахстан вошёл в мировую десятку – десятое место. Это уровень, сравнимый с Южной Кореей и Эстонией, странами, которые считаются эталоном цифрового управления. Эксперты ООН высоко оценили степень цифровизации и эффективность государственных сервисов eGov, e-License и Smart Data Ukimet, указав, что они действительно влияют на повышение качества жизни граждан
В этой сфере Казахстан здесь безоговорочный лидер среди Центральной Азии: Узбекистан в том же рейтинге занимает 63 место, Кыргызстан – 83, Таджикистан – 102. И даже Россия оказалась в данном рейтинге значительно ниже: она заняла 43 позицию, уступив Казахстану по качеству цифрового взаимодействия с населением, хотя и опередила по уровню телекоммуникационной инфраструктуры.
Сильные стороны Казахстана лежат не только в сфере технологий. Высоко страна оказалась и по социальным критериям. Так, в World Happiness Report 2025, подготовленном Центром благополучия Оксфорда, исследовательской службой Gallup и Сетью ООН по устойчивому развитию, Казахстан стал самой счастливой страной Центральной Азии, заняв 43 место в мире с оценкой 6,38 балла из 10. Для сравнения: Узбекистан оказался расположен на 53 месте, Кыргызстан – на 75, Таджикистан – на 90.
Авторы отчёта подчёркивают, что Казахстан демонстрирует высокий уровень взаимопомощи, доверия и честности: 30-е место в мире по «возврату кошелька соседу» и 42 – при возврате незнакомцу. В регионе это исключение: в странах Центральной Азии при всех социально-экономических различиях сохраняется высокая доброжелательность, но именно Казахстан стабильно показывает сочетание доверия, социальной сплочённости и умеренной экономической стабильности. Это объясняет, почему страна оказывается выше многих государств с сопоставимыми доходами на душу населения.
В индексе человеческого развития UN Human Development Index 2025 Казахстан находится на 60 месте из 193 стран с показателем 0,837. Он включён в категорию «очень высокий уровень развития» и значительно опережает соседей по региону: Узбекистан занимает 92 место, Кыргызстан – 118, Таджикистан – 122. Отмечается, что по сравнению с 1990-ми годами рост индекса в Казахстане составил более 20%, – то есть качество жизни, ожидаемая продолжительность, образование и доход растут устойчиво, хоть и неравномерно, постепенно сравниваясь с уровнем Восточной Европы.
Среди рейтингов, где Казахстан в 2025 году поднялся, – Global Peace Index от Института экономики и мира. Страна улучшила позицию до 56 места из 163, поднявшись на пять пунктов. Причинами для улучшения показателей аналитики называют снижение уровня внутренней напряжённости, относительно высокую стабильность институтов и умеренную криминогенную ситуацию. Среди соседей Казахстан выглядит спокойнее России (162 место) и Кыргызстана (72 место), но немного уступает Узбекистану (64 место).
Упомянутые рейтинги особенно важны тем, что они отражают повышение мира и безопасности в регионе, что может влиять на привлекательность страны для инвестиций. Однако по-прежнему есть и области, где Казахстан остаётся позади, – которые отталкивают инвесторов от нашей страны.
В Global Innovation Index 2025, опубликованном Всемирной организацией интеллектуальной собственности, страна занимает 81 место из 139 – ниже на три позиции, чем годом ранее. Причинами падения названы по-прежнему слабая коммерциализация научных разработок, низкий экспорт технологий и ограниченные связи между университетами и бизнесом. При этом, по инфраструктуре и цифровым возможностям Казахстан ближе к середине рейтинга, но отставание по инновационности продуктов оставляет его в хвосте глобальных экономик.
Для сравнения: Россия в этом рейтинге занимает 51 место, Китай – 12, Узбекистан – 92. Положение Казахстана в Global Innovation Index можно описать как «нехватку второго дыхания» – страна создаёт умеренную базу для инноваций, но из года в год забывает включить механизмы их реализации.
Схожая ситуация наблюдается в экологических и энергетических рейтингах. В Climate Change Performance Index 2025 Казахстан занимает 61 место из 67 рассмотренных стран мира (включая обобщённую ситуацию по Европейскому Союзу). Причиной такого низкого значения является в первую очередь то, что уголь, по данным аналитической организации Ember, составляющей Global Electricity Review 2025, остаётся источником более половины электроэнергии страны, а доля ветра и солнца не превышает 10%.
Помимо этого, в отчёте IQAir World Air Quality Report 2024, опубликованном в марте 2025 года, Алматы показал среднегодовую концентрацию PM 2.5 на уровне 20,3 мкг/м³, что значительно выше рекомендаций ВОЗ. В отдельные зимние дни город попадал в десятку самых загрязнённых мегаполисов планеты, хоть по среднегодовым показателям Казахстан и не входит в глобальный антирейтинг. Такая ситуация типична для стран с энергосистемой, построенной на угле, и в очередной раз указывает на то, что экологическая модернизация требует не только косметических мер вроде высадки деревьев и субботников, но ещё и изменения структуры всей энергетики.
Устойчивыми также остаются все давно известные институциональные проблемы. В индексе верховенства права World Justice Project Rule of Law Index 2025 Казахстан занял 66 место из 143, опустившись на одну позицию ниже, чем в 2024 году. В индексе восприятии коррупции (Transparency International Corruption Perceptions Index 2024) Казахстан получил 39 баллов из 100, что примерно соответствует 88 месту из 180. По оценкам организации Freedom House уровень политических прав и гражданских свобод остаётся прежним – 23 балла из 100, категория «Not Free». Эти данные ярко показывают, что институциональные реформы идут слишком медленно, и улучшения, – если они и есть, – пока не ощущаются настолько, чтобы повлиять глобально на ситуацию.
При этом, в то же время экономическая устойчивость Казахстана остаётся относительно стабильной. Так, в рейтинге IMD World Competitiveness Ranking 2025 наша страна занимает 34 место из 69, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлым годом. По индексу экономической свободы Heritage Foundation 2025 Казахстан – 68 из 176, с баллом 63,8. Это чуть ниже, чем в 2024 году, но при этом фиксируются улучшения по показателю «финансовая свобода».
Аналитики считают, что наша страна находится на грани перехода от «умеренно свободных» к «в целом свободным» экономическим системам. Для сравнения, Россия в том же индексе занимает 114 место, Узбекистан – 121. Казахстан сохраняет экономический задел в регионе, но всё ещё не достигает уровня Восточной Европы и развитых стран Азии. Для выхода на новый уровень необходимы укрепление судебной независимости, повышение прозрачности госзакупок и подотчётности органов власти.
Таким образом, в рейтингах, основанных на социальных связях и цифровизации, прогресс Казахстана ощутим. Но там, где требуются институциональные преобразования и инновации, изменения идут медленнее. На это влияют прежде всего зависимость от сырьевого сектора, инерция бюрократических механизмов и неразвитость научной экосистемы. Именно поэтому страна удерживает устойчивое положение в категории «среднего мирового уровня», но пока не делает решающих скачков вперёд.
Вместе с тем накопленные преимущества нельзя недооценивать. Казахстан уже доказал, что способен внедрять современные цифровые решения быстрее, чем большинство соседей, и обеспечивать уровень социальной сплочённости, редкий для стран с переходной экономикой.
Однако дальнейший прогресс будет зависеть от способности государства и общества перейти от инструментов к содержанию: сделать цифровую систему не просто средством управления, а пространством реальной ответственности и прозрачности. Для этого потребуется связать технологические достижения с реформой управления, формированием низкоуглеродной экономики и поддержкой развития науки.
При правильных акцентах страна может перейти из категории «стабильных» в категорию «динамично развивающихся». Вопрос лишь в том, сумеет ли Казахстан воспользоваться своим окном возможностей, превратив накопленные успехи в системное конкурентное преимущество.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.