Казахстан напомнил знаменитому испанцу Латинскую Америку - Exclusive
Поддержать

Казахстан напомнил знаменитому испанцу Латинскую Америку

Для казахстанцев представилась редчайшая возможность – увидеть живописные работы легендарного испанского художника и музыканта Хосе Мария Кано. Его имя было сенсацией в мире поп-музыки в начале девяностых прошлого столетия, он также стал одним из известнейших художников мира сегодня.

Экспозиция «Лунное сияние» демонстрировалась в Алматы в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева, а затем в Астане в Национальном музее РК открылась выставка с философским названием-вопросом – «Истина или искренность?».

Выставки были организованы при содействии Посольства Королевства Испании в РК. Открывал мероприятие посол Испании в РК Хорхе Урбиола Лопес де Монтенегро. Организаторы отметили, что выставка «Лунное сияние» тронет сердца казахстанцев, ведь в основе кочевой культуры присутствует движение светил, без Луны и Солнца не обходятся народные сказки, легенды, мифы. График мировой знаменитости настолько плотный, что сотрудникам посольства Испании в РК и работникам выставочных залов Алматы и Астаны пришлось приложить немало усилий, чтобы организовать эти экспозиции.

В зале Кастеевки зрители, гости, журналисты ожидали увидеть истинного испанца – темпераментного, яркого, решительного матадора. Но перед аудиторией предстал интеллигентный, спокойный, внимательный человек, больше похожий на ученого в кожаной рокерской куртке. Он отвечал на вопросы и, кажется, сам был готов спрашивать посетителей, столь цепким, вопрошающим был его взгляд. Кстати, в залах Ханоя и Малаги серии работ Кано о корриде выставлялись рядом с картинами Гойи и Пикассо.

Мария Копелиович, куратор выставки «Лунное сияние», рассказывает: «Хосе Мария Кано освоил технику энкаустики в юности, на первом курсе архитектурного института. Видимо, энкаустика осталась его излюбленным методом живописи. Все 19 работ, которые составили выставку «Лунное сияние», созданы этим способом. В «искусстве выжигания» основной связующий компонент, входящий в палитру художника – это воск. Восковые краски наносятся на поверхность мраморной или другой доски, они оплавляются или «вжигаются» в материал. Технология возникла в Древнем Египте. Египетские мастера, расписывая гробницы и мумии, использовали воск как самый прочный, не разрушающийся от времени материал. 20 работ в подборке «Лунное сияние» выполнены в этой редкой технике», 19 из них посвящены Луне. Но и Солнце нашло свое место на живописном небосклоне Хосе Мария Кано.

В одном из интервью Хосе Мария Кано объяснил свою приверженность методу. «Я часто бываю в Британском музее, в котором есть множество картин, выполненных в технике энкаустики. Именно они и сохранились в первозданном виде. Те, которые написаны в обычной технике, красками, утратили свое качество или даже подверглись разрушению». Кано признает техническую сложность выполнения картин. Однако благодаря методу отображается неповторимая игра света: «Есть работы, в которых свет наполняет картину, будто просвечивает ее до светлого холста. Создается впечатление, будто картина, подсвеченная снизу, изнутри, сама становится источником света». Хосе Мария Кано стремится, чтобы его картины имели этот исходящий из них свет. Он умеет наполнить светом и те картины, которые пишет масляными красками. Работы Кано изучают искусствоведы, разгадывают их, как научную загадку. Британо-американский писатель, репортер, художественный критик Энтони Хейден-Гест пишет: «Кано работает над изображением, самым тщательным образом нанося до семи слоев воска. И этот процесс требует около тысячи часов для создания одной работы». Британский журналист и телеведущий, обозреватель The Times с 2005 года Хьюго Рифкинд в публикации на «Страницах искусства» The Times писал о полупрозрачной глубине поверхности работ Кано, поэтому они больше являются скульптурами, чем картинами.

Зрители всматривались в лики Луны и Солнца на полотнах «Вечная Луна», «Новолуние», «Лунная дорожка», «Скрытый лик Луны», «Солнце», «Тея – первая богиня Луны», «Глаза неба», «Лунные моря»… Так, будущий фармацевт Айгерим Казехан говорит: «В этих работах присутствуют бесконечность, космическая стабильность, яркость. Автор с удивительной точностью воспроизводит элементы светил – Луны и Солнца. Его работы неповторимы. В них есть загадка». Назым Кали, студентка Алматинского Технологического Университета, выделяет необычную палитру испанского художника – яркие золотистые оттенки в сочетании черных тонов: «Я чувствую в этих картинах другой мир, дыхание вечности, присутствие Создателя, тишину и покой». Девушки увидели Луну и Солнце в совершенно непривычном обличье – темные объекты, черно-золотистые, в бесконечном космосе – вовсе не сине-белые, сияющие ярким светом на голубом или темно-синем небосклоне.

Вечная луна
Лунные моря
Новолуние
Глаза неба
Белая точечная луна
Скрытый лик луны
Солнце
Тея — первая богиня Луны
Три четверти Луны

Художник показал обратную сторону Луны и Солнца. И каждый зритель воспринимает картины по-своему. Айгерим Тасбулат из Алматинского Технологического Университета, сожалела, что не успела пообщаться с автором экспозиции. Она не увидела в его работах какие-то национальные приметы, свойственные только испанцам: «Искусство – явление интернациональное». Если бы девушке удалось задать вопрос Хосе Мария Кано, она бы спросила: «Почему именно Луну он изображает?» Позже Айгерим с подругами нашла ответ на этот вопрос, стремясь узнать об испанце как можно больше.

Луна в жизни Хосе Мария Кано сыграла значительную роль. Ведь он, музыкант и художник в одном лице – автор популярнейшего песенного хита 90-х, песни-баллады «Hijo de la luna» – «Дитя Луны», композиции, имеющей наибольшее количество разнообразных версий за все время. Кано – создатель оперы «Луна». В ее премьере в 1998 году в Валенсии в главной роли был великий Пласидо Доминго. Именно Хосе Мария Кано был дирижером последнего концерта Монсеррат Кабалье в Мадриде. Ее исполнение песни «Сын Луны» стало эталоном для композитора и публики. А еще испанец сочинил космическую музыкальную композицию «Отец наш», этой песней звезда оперы Монсеррат Кабалье выражала приветствие папе римскому Бенедикту XVI на встрече в Валенсии. И, собственно, во многом творчество музыканта и живописца обращено к небу, Луне, к Богу.

Научный сотрудник музея и искусствовед Виолетта Вологодская дала пояснения об энкаустике: «У Хосе Мария Кано уже собственный рецепт энкаустики. Именно его техника остается до конца не разгаданной, художник использует некую алхимию, ингредиенты материалов и последовательность нанесения известны только ему. Поражают глубина и исходящий от полотен свет. Хотелось выключить освещение в зале и направить софиты на эти изображения. Но в музее нельзя так делать, увы. Поразительно, что Хосе Мария Кано – один из первых европейских художников, который буквально покорил китайский арт-рынок. А ведь зрителей Китая трудно чем-то удивить и заинтересовать. Каковы личные впечатления о Хосе Мария Кано? Он – человек с достоинством, без капли высокомерия, очень приятный, интеллигентный и внимательный».

Насколько популярна техника энкаустики или вовсе полузабыта? Церковное искусство использовало этот метод очень широко. Созданные в этой технике древние православные иконы имеются в музеях и монастырях всего мира. Энкаустика – это начало традиционной православной иконы. Неизгладимое впечатление оставляют иконы монастыря св. Екатерины на Синае, самые древние иконные образы VI-го века, сохранившиеся до нынешних дней. Мастера прибегали к этой технике, создавая изображения особой выразительности и долговечности.

Хосе Мария Кано, возможно, единственный современный художник, использующий эту редчайшую технику. Удивительно, что его картины не только будто бы излучают свет, но словно наполняют пространство музыкой. Для Кано музыка и живопись давно слились воедино, дополняя друг друга. Художник говорит, что Луна для человеческого существа всегда оставалась мощнейшим явлением, причем еще до того, как появилась религия. Кано говорит: «Луна постоянно с нами. Должен признаться, что Луна долго занимала меня». Теперь художник понял, что в этой теме он ставит точку. Отныне его привлекает вода «как духовная субстанция».

Известно, что музыкальную карьеру Хосе Мария Кано завершил на пике своей мега-популярности, ушел из поп-группы Mecano, не объясняя причин. Выяснилось, что у его трехлетнего сына Дани диагностировали синдром Аспергера – похожее на аутизм нарушение психики. Но уход за ребенком был несовместим с гастрольной жизнью. Кано предпочел быть рядом с сыном. Жизнь художника в тот момент была подобна хаосу, не принадлежа себе, он подчинялся графику гастролей, пережил мучительный развод. Миссис Кано обратилась к одной из самых дорогих в Великобритании адвокатесс, профи в бракоразводных делах – Фионе Шакллтон. Среди ее клиентов числятся нынешний король Чарльз и Пол Маккартни. Суд продлился больше трех лет и обошелся Кано большей части его состояния, ведь по законам Британии супруга, не имеющая дохода, могла потребовать, чтобы расходы на адвоката оплатил муж. Суд по времени совпал с войной в Ираке, и художник нашел в этом символизм. А главная жертва семейной баталии, сын Дани, страдал больше всех. Кано и его ребенок реагировали на испытания картинами. Художник организовал выставку, в которой рядом с рисунками Дани и на стенах галереи красовались адвокатские письма. Кано делал их копии на холсте и увеличивал в разы масштаб. Экспозиция родилась после того, как Кано обнаружил, что подпись невыносимой адвокатессы имеет сходство с автографом Сальвадора Дали. Измененный масштаб менял восприятие. Художник увидел, что письма адвоката обычного размера невыгодно представляют Кано. Однако при увеличении меняется ракурс восприятия: непрезентабельной оказалась адвокатесса. Детские рисунки Дани тоже претерпели обратный эффект: «Ведь обычно дети копируют отца, у нас же наоборот: отец копирует Дани, сын стал большим, а отец – маленьким». Выставка писем произвела фурор, галеристы гонялись Кано, он был ангажирован повсеместно. Мадрид, Лондон, Милан, Шанхай, Пекин, Ханой, Киев, Москва, Прага, Варшава… Дальние поездки становились возможными, если не препятствовали общению с сыном. График выставок копировал личный календарь Дэниела.

Пришли упорядоченность и осознанность жизни. Кано понял, что у него отныне имеется мастерская, картины, собственный график, а, главное, возможность постоянно быть с Дани. Еще у него был любимый живописный жанр – энкаустика – его молитва и медитация. Примечателен проект Хосе Мария Кано «Si cecidit de genu pugnat», с латыни – «Даже если он упадет, то продолжит борьбу на коленях». В 2014 году Кано привез в Киев 19 автопортретов, а также полотно, созданное по мотивам статьи в Financial Times о Майдане, и серию кратких эссе в форме диалога De Providentia (о Провидении). Хосе Мария Кано прокомментировал выставку: «Серия – это иллюстрация фразы, которую я нашел в трудах Сенеки: «Бог оборачивается, чтобы посмотреть на человека, борющегося со своей судьбой».

Художнику показали местные выдающиеся объекты архитектуры – Вознесенский кафедральный собор в Алматы, Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Астане, где он вглядывался в лики Христа и Богородицы, в иконы святых. Смотрел как художник на изображения в храмах и как человек, создавший однажды свою музыкальную молитву – композицию «Отец наш». Продемонстрировали ему Хазрет Султан – крупнейшую соборную мечеть Центральной Азии, одну из современных достопримечательностей Астаны. Где художник пытался ощутить присутствие Создателя.

Хосе Мария Кано понравилось пребывание в Казахстане: «Везде приятная, родная атмосфера, я как будто в Латинской Америке или на юге Италии, там, где люди любят жизнь, наслаждаются ею».

Фото автора и Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева

Галина Галкина




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.