Казахстан поднимает НДС в интересах России? - Exclusive
Поддержать

Казахстан поднимает НДС в интересах России?

На прошлой неделе состоялось расширенное заседание правительства. Самой обсуждаемой темой стала налоговая реформа, в частности увеличение НДС до 20%. О том, почему правительство никак не может справиться с бюджетным дефицитом Exclusive.kz поговорил с профессором КазНУ Магбатом Спановым.

О потребностях в изменениях и ставке НДС

Наша налоговая система в целом не работает, ее давно надо было менять. Но почему-то наши руководители начали делать это только сейчас. Хотя три раза уже поменяли стратегический план развития: был план 2018-2025, потом 2021-2025, сейчас 2024-2029. Но для того, чтобы эти планы работали, надо было сначала поменять налоговую систему, а потом уже делать расчеты. А у нас все опять с ног на голову переворачивают.

Если говорить конкретно про НДС, то он не выполнил изначальную цель, которую ставили в 1990-е, когда его вводили вместо налогов с продаж. А именно – развитие производства. Прошло столько лет, а мы до сих пор в основном импортируем готовую продукцию, а вывозим в первую очередь зерно и сырье.

Что касается конкретной ставки НДС, я думаю, этот вопрос уже политически решен. Здесь важен внешний фактор. Мы являемся членами таможенного союза ЕАЭС. А в России максимальный НДС (в том числе при ввозе товаров) составляет 20%. А учитывая, что в 2025 году у нас во многом будет единое экономическое пространство, соответственно, и НДС будет одинаковым. Здесь уже не то, что внутренний вопрос – хотим или не хотим, – здесь вопрос в том, как сделать так, чтобы бизнес мог функционировать дальше.

О необходимости публичного обсуждения реформ

У нас постоянно приводят мнение разных международных рейтинговых агентств, согласно которым, в Казахстане очень низкая налоговая нагрузка. Но она не низкая. Главная проблема у нас в том, что система распределения налогов абсолютно непрозрачна.

И вот эта скрытность у наших руководителей вошла в привычку. На любой вопрос они отвечают, что он конфиденциальный, и прилюдно предпочитают его не обсуждать.

Сейчас, например, по налоговым реформам должна быть какая-то согласительная комиссия, куда бы входили не только Министерство финансов как представитель правительства и «Атамекен» как представитель бизнеса, но и депутаты как представители населения, хоть и номинальные. То есть за первые полгода должны все за и против обсудить. И делать это публично.

За последние 6 лет мы ситуацию довели до абсурда. Мы пришли к тому, что не хватает денег никому – ни государству, ни населению. Да, налоги нужно повышать, но никакого четкого обоснования, почему нужно это делать именно таким образом, мы не услышали. Зато услышали хамство вице-премьера Серика Жумангарина (Речь об эпизоде во время пресс-конференции после заседания правительства, когда журналистка спросила Жумангарина, готово ли правительство само затянуть пояса, сократив расходы на свое содержание, и когда чиновники раскроют декларации о своих доходах и расходах, — прим. Exclusive).

Но вообще-то Министерство национальной экономики, руководители партии «Аманат», руководители администрации президента должны ездить по стране, объяснять механизм и логику налоговых реформ, со всеми цифрами показать, что, для чего и зачем. Но вместо этого нам просто говорят – повысить, опустить уровень, и все. Да еще и в хамской манере.

О том, какие должны быть цели налоговой политики

К сожалению, в Казахстане у многих руководителей высшего звена отсутствует экономическое образование. Экономика функционирует в рамках объективных законов. И задача административных органов – сделать так, чтобы эти законы работали и приносили пользу. Но у нас эти административные органы имеют скорее функцию разрушительную, нежели созидательную. То есть они видят свою цель в том, чтобы изъять налоги, а не в том, чтобы налоги направить на развитие.

Власти должны объяснять, что они хотят получить, кроме повышения ставок. Они должны показать, как модель будет работать: налоги увеличатся настолько, они пойдут туда и дадут такие результаты. Но они говорят, что нужно просто бюджет наполнить. Главное – цифру собрать, а там хоть земля гори под ногами.

Мне кажется, налоговая система, должна концентрировать страну в одно целое. К сожалению, пока этого не происходит, а правительство вместо того, чтобы решать государственные задачи, обслуживает частные интересы разных министерств.

Об отношении бизнеса к налоговым реформам

Дыра в бюджете огромная, это понятно. Но мне кажется, нужно сосредоточиться в первую очередь на том, чтобы снизить нагрузку на бизнес. Было сказано об отмене социальных и пенсионных отчислений работодателями, но этого вряд ли будет достаточно.

Представителей бизнеса больше всего задело снижение порога по выплате НДС с 78 миллионов тенге до 15 миллионов. То есть на малый бизнес нагрузка сильно вырастет.

Главная функция малого и микробизнеса – это не увеличение ВВП, а решение социальных вопросов, чтобы у населения была работа, обеспеченность товарами и услугами, чтобы люди могли более-менее жить, а не выживать.

Поэтому вместо того, чтобы давить малый бизнес, в котором по статистике занято около 4 миллионов человек, я бы вообще освободил его от налогов. А снижение порогового значения по выплате НДС приведет к тому, что больше людей встанет на биржу труда и будет требовать деньги из того же бюджета.

Налоги должны стимулировать развитие. А получается, что налоговая политика вместо того, чтобы бороться с бедностью, чтобы население богатело, приводит к тому, что фискальные органы стараются забрать последнее.

Но такие реформы могут привести к тому, что многие уйдут в тень, и тогда у нас теневой сектор будет составлять не 30%, а 50%. А когда такое количество денег будет крутиться в теневой секторе, это будет очень сильно влиять и на политическую ситуацию. Потому что когда у теневого капитала есть огромные деньги, и они не подконтрольны государству, то отправлять их можно куда угодно. То есть этот политический вариант они даже не просчитывают.

О том, откуда можно взять деньги для бюджета и какие расходы можно сократить

Наш самый главный резерв – это соглашения о разделе продукции и другие договоры с нефтегазовыми компаниями, которые работают в Казахстане. Их нужно пересматривать, обсуждать и с бизнесом, и с теми странами, которые они представляют, чтобы найти какой-то компромисс. Потому что текущие условия для нас неудовлетворительны, а резервы там заключены огромные.

Да, сейчас президент об этом тоже упоминал на заседании правительства. Но речь просто о начале переговорного процесса. А что, простите, вы делали последние пять лет? Почему только сейчас спохватились?

Кроме того, в текущем налоговом кодексе есть дыры, связанные с различными стимулированиями, преференциями, льготами. Как минимум, нужно запретить выводить деньги через офшорные зоны.

Я считаю также, что одна из основных дыр, через которые уходят деньги, – это Международный финансовый центр Астана. Сколько уже его можно содержать? Где прибыль от его работы? МФЦА нужно расформировать.

То же касается холдингов «Самрук-Казына» и «Байтерека». Вместо того, чтобы создавать доходную часть бюджета, нам до сих пор приходится выделять средства из золотовалютного резерва Нацбанка или пенсионного фонда для покрытия задолженностей и убытков КТЖ и КМГ, которые входят в «Самрук». Значит, надо расформировать, потому что столько лоботрясов нам не нужно.

Пересмотреть налоговые льготы нужно не только в отношении МФЦА. Да, какие-то вещи нуждаются в налоговом стимулировании. Но с моей точки зрения, это касается в первую очередь продовольственной области. Любая реформа в любой стране достигала успеха только тогда, когда позволяла получать действенные результаты в сельском хозяйстве. Потому что самое главное для руководства любой страны – это накормить собственное население. Если у нас сельское хозяйство неэффективно, о других реформах можно забыть.

Мы также слишком много тратим на заграничные командировки наших чиновников и заграничные посольства. Учитывая уровень жизни послов и представительские расходы, я думаю, суммы там далеко не маленькие. Зачем Казахстану куча посольств в Африке, Восточной и Северной Европе? Зачем нам тратить деньги на привоз в Казахстан лидеров африканских государств?

Экономия должна начинаться сверху, а не снизу. А у нас за все проблемы, за неправильные решения правительства всегда только один ответчик – население Казахстана.

Руслан Ибрагим




29 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Зачем мне такое государство, где ты платишь налоги, сборы, а еще отдельно за дороги, медицину и образование?

  2. Ну есть же у нас грамотные эксперты, как этот профессор Спанов М., которые простым языком все уже разжевали для правиетельства как и с чего начинать. Для чего этот КазНУ, если к собственным ученым не прислушиваемся.
    Предлагаю сделать этого профессора советником или консультантом при нашем правительстве

  3. Также необходимо сократить число министерств, комитетов, агентств которые дублируют задачи друг друга. Все компании необходимо национализировать. А то они в частных руках, и ни к чему хорошему это не приведет

  4. Эта реформа вынудит меня сократить сотрудников и встать самому на место кассира. Переживу не впервой. Но на развитии Казахстана эта реформа поставит крест. Массовая безработица уход бизнеса в тень сокрытие налогов. Это минимум.

  5. Я согласен с автором, на всем надо экономит как Узбекистан, особенно конференции, соревновании по спорту, всех собираем обеспечиваем безопасност, кормим и как автор пишет за всё отдувается казахстанский народ .

  6. Очень радует, что Вы доводить правильную информацию. И начинать надо экономить нашему государству с правительства.

  7. Бла-бла-бла… Вообще ни о чем. Общие слова, ничего конкретно не предлагает, а если предлагает, то общее… При этом с марта 2019 является директор РГП «Центр по иследованию финансовых нарушений» Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК. Дефицит бюджета и его заслуга…. Ааа забыл, он ещё и эксперт инновационной экономики…

  8. Сразу все понятно грамотное обоснование не то что у министров и депутатов только и могут нести бред и хамить людям

  9. Все верно написано. Население обнищало, продукты и медикаменты, вот единственное что покупаем и то, часто в кредит. Иметь такие богатства в недрах и жить такой жизнью, вот где видна работа нашего руководства, а они ещё продолжают затягивать удавку своими непомерными налогами и штрафами, а для чего?! Работу мы не видим, потому что благосостояние не растёт, а падает! Зато ежедневно читаем кто из чиновников обновил рейтинги Forbs, кто что имеет по всему миру, кто сколько украл! Смысл сдирать с нас последние копейки, если в эшелона власти такая коррупция?!

  10. Вполне обоснованная статья. Впервую очередь нужны ввести в состав чиновников специалистов экономистов, профессионалов с большим опытом. И налоги должны собираться и распределяться во благо населения страны а не наоборот.

  11. У меня тоже малын бизнес, уже чувствуется, по карманам бьёт! Профессору респект, хорошо разъяснил! Почему такими людьми не советуются?

  12. Долгое объяснение, а должно быть просто: богатые платят больше, бедные меньше. В Казахстане наоборот, потому, что до сих пор целые отрасли принадлежат позорбаеву и К, а «власть» боится к ним подойти или в доле.

  13. Правильно сказал. У нас слишком много расхитителей бюджета. 80 % таможенных платежей уходит в Россию. Слишком раздутый аппарат госслужащих. Много украдено предыдущими. Вместо того, чтобы перекрыть пути контрабанды бензина и других ценностей, у нас лучше поднимут цены. За всё платит народ. Поэтому много молодёжи уезжает из страны. Они не видят развития Казахстана. Позор! Всё в угоду России.

  14. Согласен. У нас не так просто оторвать от такой кормушки дармоедов. Пока не придет настоящий Лидер который действительно решает вопрос для своего народа, своей страны. Который может собрать возле себя настоящих, грамотных специалистов, патриотов своей страны. Да конечно не просто управлять государством, когда ты зависим от таких соседей как Россия и Китай и не только. Нам нужен мудрый Лидер который будет лавировать между другими государствами. Думать и делать в первую очередь в интересах своего народа и своей страны. или возможно парламентское форма правления. А в данный момент получается делают всё для того чтобы уничтожить свой народ, свою страну. Вводя все возможные идиотские законы, налоги, штрафы. Не можете сделать для людей не чего путевого, а только душить и выдумывая всякий бред . Не нужно трогать свои народ и так выживает сам не прося Вас не о чем. С Вашими идиотскими законами . Нынешняя молодежь и грамотные люди бегут из страны. Остаются только старики и те кто не знает что делать. Как вы это не видите. Таким макаром останется страна с населением рабов, гастарбайтеров. Хозяева которые доведут свою страну до развала где будут править только воры распродавшие всю землю, ресурсы и иностранцы.

  15. Пенсионер, ваша информация неактуальна и не верна.
    Во-первых, президент реорганизовал РГП «Центр по иследованию финансовых нарушений» в другое государственное ТОО в декабре 2019 – https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000935
    Довольно вскоре после этого Спанов перестал его возглавлять.
    Во-вторых, Счётный комитет (с 2022 года Высшая аудиторская палата), к которому относилось это РГП, не отвечает за распределение бюджета. Этот орган проводит анализ как другие госорганы и квазигосорганизации распоряжаются финансами и по итогам анализа выдаёт рекомендации. А уже затем чиновники (члены правительства, главы НК, депутаты и т.д.) сами решают прислушиваться к аудиту или нет. Система так устроена (не только в Казахстане, к слову).

  16. Согласен с автором.Надо опитмизировать министерства..Надо перестать дублировать.Щачем нам нужны дармоеды

  17. Ляпсус, в материале же ясно сказано при чём тут Россия. Причём, в самом начале текста. Читайте внимательней.

  18. Опять у вас кто то виноват опять поднятие русофобской темы опять в чьих то интересах выскочки и нацисты пишут эту тему настрой народа против русских