English version

Казахстан рискует остаться без бензина и дизтоплива через 5 лет: названы проблемы в нефтеперерабатывающей отрасли

Контекст дня — 25 июля 2025 10:30
0

Exclusive.kz изучил новый программный документ правительства — Концепцию развития нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана на 2025–2040 годы, утверждённую постановлением № 549 от 21 июля 2025 года.

Если отбросить официоз, вывод один: государство официально признало провал отрасли.

В самой Концепции открытым текстом указано:

«Отмечаются наличие системных проблем, препятствующих дальнейшему развитию и выходу нефтеперерабатывающей отрасли на новый качественный уровень и своевременному реагированию на региональные и мировые вызовы в период 2025–2040 годов».

Перечень проблем — развернутый и исчерпывающий. Среди них:

  • Отсутствие Концепции долгосрочного развития отрасли, точечный и краткосрочный характер мер для устранения износа оборудования;
  • Нехватка нефтеперерабатывающих мощностей. По данным IHS Markit, к 2030 году возможен дефицит бензина до 1,7 млн тонн, дизтоплива — до 4 млн тонн, авиатоплива — до 0,6 млн тонн;
  • Задержка с переходом на увеличенные межремонтные циклы, внеплановые остановки из-за аварийности;
  • Отсутствие графика перехода на экологические стандарты К5+ и топливо Jet A-1;
  • Недостаточная глубина переработки нефти (менее 90 %), необходимость внедрения капиталоемких процессов вторичной переработки, включая гидрокрекинг;
  • Госрегулирование цен на светлые нефтепродукты, диспаритет с соседними странами, «серый» экспорт, перетоки, невыборка битума;
  • Отсутствие экспорта нефтепродуктов, конкурентоспособности НПЗ, нехватка стратегических хранилищ;
  • Высокий уровень потерь и технологических топлив по сравнению с европейскими НПЗ;
  • Снижение производства бензола и параксилола для повышения выработки светлых нефтепродуктов;
  • Нехватка квалифицированных инженерно-технических и эксплуатационных кадров, перетоки в нефтедобычу;
  • Отсутствие специализированного научно-исследовательского института, включая подготовку и переподготовку кадров, разработку стандартов;
  • Отсутствие значимых результатов в ESG и базовой нефтехимии;
  • Отсутствие экономических стимулов для выпуска светлых нефтепродуктов и расширения мощностей НПЗ;
  • Отсутствие равнодоходности поставок нефти на внутренний и внешний рынки, сниженный интерес к поставкам на НПЗ;
  • Низкое соотношение между объёмами добычи и переработки нефти;
  • Ожидаемая нехватка сырья с 2030 года из-за истощения зрелых месторождений, необходимость вовлечения Тенгиза и Кашагана;
  • Рост нефтегазохимических проектов создаёт дополнительную нагрузку на АНПЗ, требует увеличения выработки параксилола с 25 до 485 тыс. тонн в год;
  • Отсутствие нормативной базы для расчёта стоимости ремонтов, невозможность применения международных стандартов;
  • Производство невостребованной продукции на мини-НПЗ;
  • Необходимость повышения вклада отрасли в ВВП страны.

Все вышеперечисленные проблемы — не мнение аналитиков, а официально признанные недостатки, зафиксированные в Концепции.

Документ доступен на портале Adilet, постановление № 549 от 21 июля 2025 года.

Агзам Абдрахманов

Фото: Depositphotos


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.