Ya Metrika Fast


English version

Казахстан увеличит экспорт нефти через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан

Контекст дня — 12 марта 2025 11:10
2
Изображение 1 для Казахстан увеличит экспорт нефти через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан

Казахстан намерен увеличить экспорт своей нефти через трубопровод Баку — Тбилиси – Джейхан. Об этом сообщил министр иностранных дел Мурат Нуртлеу по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым в Астане, сообщает Exclusive.kz.

Мы успешно реализуем наши договоренности по поставке казахстанских энергетических ресурсов на мировой рынок через Азербайджан. В прошлом году через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан было экспортировано 1,4 миллиона тонн нефти. В будущем планируется увеличить объем транзита казахстанской нефти до 2,2 миллиона тонн в год

цитируют Нуртлеу местные СМИ.

Активные упоминания казахстанскими властями трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан в Средиземное море начались после войны в Украине. В апреле 2023 года президент Казахстана посетил Азербайджан и договорился о развитии Транскаспийского транспортного маршрута в обход России. Астана возлагает большие надежды на Срединный коридор и планирует увеличить экспорт по этому маршруту до 20 миллионов тонн.

В последнее время транспортировка по этому маршруту увеличилась, но объемы по-прежнему не сопоставимы с объемами, которые идут через Каспийский трубопровод (КТК). В прошлом году Баку — Тбилиси — Джейхан принял 1,5 миллиона тонн нефти из Казахстана. Тогда сообщалось, что в планах правительства нарастить поставки до 20 миллионов тонн в год, но сроки при этом не называются.

О необходимости развивать альтернативный нефтепровод через Азербайджан, Грузию и турецкий Джейхан эксперты снова заговорили после недавнего удара по нефтеперекачивающей станции КТК «Кропоткинская» в Краснодарском крае.

КТК занимается транспортировкой добываемой в западном Казахстане нефти через Астрахань, Калмыкию и Краснодарский край на терминал в Южной Озереевке под Новороссийском. После топливо на танкерах экспортируют на мировые рынки. По этому маршруту перекачивается более двух третей всей казахской экспортной нефти, а также сырье с российских месторождений на Каспии. В 2024 году КТК транспортировал 63 миллионов тонн нефти (из них 53 миллиона из Казахстана). Две трети этого объема были направлены в Европу и США.

Казахстанские аналитики призвали правительство снизить экспортную зависимость от России, которая, по их мнению, ведет к большим рискам в случае эскалации конфликта в регионе.

Фото RFE/RL



Поделиться публикацией
Комментариев: 2

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Oscar: 12.03.2025 в 14:29

    Игорь, все верно, но здесь вопрос в том что без наличия альтернативного канала транспортировки нефти есть зависимость от РФ, которая может оказывать политическое давление. Так что при всех минусах нужно обязательно развивать это направление, чем быстрее и с бОльшими объёмами тем лучше, даже если это дорого.

  2. Игорь: 12.03.2025 в 13:41

    Для увеличения экспорта нефти через Азербайджан и Турцию нет никаких предпосылок по следующим причинам:
    1.Отсутствие достаточного количества судов танкерного флота,их малая грузоподьемность,и невозможность увеличить таковую по условиям азербайджанских и казахстанских портов,в т.ч. связанных с обмелением Каспийского моря.
    2. Сложности с двойной перевалкой нефти ( берег- судно — берег) и,соответственно,удорожание экспорта.
    Что касается КТК, то о какой казахстанской экспортной нефти идёт речь?
    Нашей нефти там мизер,если она вообще есть. Всё принадлежит транснациональным компаниям.
    Интерес Казахстана в КТК заключается в основном в том,что часть трубы проходит по нашей территории, за что мы,собственно, и получаем долю от прибыли за прокачку.
    Не будут украинцы бомбить КТК и терминалы,Вашингтон не разрешит,если,конечно,не дойдёт до крупного шухера.