Казахстан ждет дефицит рабочих мест и сложные отношения между пенсионерами и молодежью - Exclusive
Поддержать

Казахстан ждет дефицит рабочих мест и сложные отношения между пенсионерами и молодежью

Уже через три года Казахстан столкнется с серьезным давлением на рынок труда. Ожидается приток молодежи с одной стороны, а с другой – старение населения. По прогнозам правительства РК, страну ожидает дефицит рабочих мест более 200 тысяч человек.

Впрочем, перед этим вызовом сегодня стоят многие страны мира. По оценке Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, уровень результативности рынка труда Казахстана находится выше среднего уровня стран ОЭСР по таким показателям как установление заработных плат (13 место), величина издержек при увольнении (17 место), эффективность и гибкость рынка труда (оба 25 место), гендерная дискриминация (26 место), гибкость процедур найма и увольнения, привлечение ИРС (оба 41 место) и внутренняя трудовая мобильность (61 место). А по Глобальному индексу социальной мобильности,оценивающему воздействие социально-экономического положения на результаты жизни человека, Казахстан занял 38-е место среди 82 стран, опережая такие страны как Россия (39-е место) и Китай (45-е место). В том числе республика занимает высокие позиции по компонентам индекса «Условия труда» (16 место), «Справедливое распределение заработной платы» (25 место) и «Возможности для труда и работы» (30 место).

Глобальные вызовы и тренды

По последним оценкам ВЭФ, технологическая модернизация к 2025 году приведет к сокращению 85 млн. рабочих мест и появлению 97 млн. новых рабочих мест. Кризис, вызванный COVID-19, всего за несколько месяцев ускорил процессы оцифровки взаимодействий с клиентами и цепочками поставок, а также внутренних операций, на которые ещё до пандемии потребовалось бы 3-4 года. В то же время, это означает появление новых видов рабочих мест, которых нет сегодня. К примеру, в настоящее время уже наблюдается широкое распространение розничной торговли в режиме онлайн, особенно в странах с высоким уровнем дохода, и появление нового класса розничных торговцев, а также в здравоохранении, социальных услугах и образовании. Сегодня этот тренд получил название «экономики знаний», который подразумевает полное изменение системы образования, в том числе и в Казахстане.

За последние 10 лет во всем мире наблюдается старение общества. По данным ОЭСР, в 2015 году на каждые 100 лиц трудоспособного возраста приходилось 28 лиц старше 65 лет. В 2019 году доля пожилых людей старше 65 во всем мире составила 703 млн. человек, а к 2050 году ожидается удвоение данного показателя, вследствие чего каждый шестой человек на планете будет в возрасте 65 лет или старше.

В то же время, численность молодых людей в возрасте 15-24 лет в мире достигнет максимального показателя – 1,4 млрд. человек – к 2065 году, что окажет дополнительную нагрузку на рынки труда. В 2019 году их количество составило 1,2 млрд. или 16% от общей численности населения.

Барьеры со стороны спроса рынка труда

Сегодня в Казахстане 9,1 млн. человек входят в состав рабочей силы, а уровень экономической активности населения составляет порядка 69,2%, что в целом соответствует уровню стран ОЭСР (72,8%). За последние десять лет занятость населения увеличилась на 7,6% до 8,7 млн. человек, прежде всего за счет роста численности наемных работников на 1,3 млн. человек до 6,7 млн. человек. В то же время сократилась численность самостоятельно занятого населения на 659,4 тыс. человек с 2,6 млн. в 2010 году до 2 млн. человек в 2020 году. Доля самозанятого населения сократилась с 33,3% до 24,4% от занятого населения, что соответствует уровню таких стран, как Турция, Греция, Мексика, Южная Корея. А если не учитывать самозанятость в сельском хозяйстве, то показатель соответствует среднему уровню в странах Европейского союза (28 стран) – 16%.

Тем не менее, к 2025 году ожидается давление на рынок труда. Предполагается ускорение притока молодежи на рынок труда страны – до 256 тыс. человек в год, а также количества женщин до 415 тыс. человек в связи с повышением пенсионного возраста. Таким образом, численность рабочей силы вырастет с 9 181 тыс. в 2020 г. до 9 463 тыс. человек в 2025 году. Следовательно, через три года ожидается дефицит рабочих мест в количестве 221 тыс. при предельно допустимом уровне безработицы на уровне 4,7%

Привлекательность МСБ снижается

В 2020 году в Казахстане 1,2 млн. человек или 13% были заняты в сельском хозяйстве, 1,7 млн. человек (20%) – в промышленности и строительстве, 5,8 млн. человек (67%) работают в сфере услуг, что в целом соответствует общемировым тенденциям. В развитых странах доля сферы услуг в общей структуре занятости занимает более 70%.

По расчетам правительства, МСБ должен быть главным источником создания рабочих мест. В 2020 г. доля МСБ в общей структуре занятости страны была равна 38% (ОЭСР >50%). Один активный субъект МСБ в Казахстане создает только 2,6 рабочих места (ОЭСР – 4,8 рабочих места). При этом рабочие места создаются в секторах с более низкой добавленной стоимостью.

Однако, по данным индекса «Global Entrepreneurship Monitor 2017», привлекательность предпринимательства снижается, а новые предприятия не торопятся создавать рабочие места. Так, процент трудоспособного населения, которые верят, что предпринимательство является хорошим выбором карьеры, сократился с 79% в 2014 до 60% в 2017 году, а доля начинающих предпринимателей и владельцев нового бизнеса (<42 месяцев), которые не планируют нанимать сотрудников в ближайшие 5 лет, выросла с 27% в 2014 году до 68% в 2017 году. При этом на сегодня в Казахстане 453 тыс. человек предпочитают работать неформально в личном подсобном хозяйстве. В то же время, лишь 4,2% опрошенных из числа молодежи занимаются предпринимательством.

В Казахстане темпы роста реальной зарплаты за последние 5 лет в среднем отстают на 8,2% от прироста номинальной зарплаты, а уровни средней и минимальной заработной платы являются одними из самых низких в мире. К тому же отмечается низкий уровень дохода в отраслях с низкой производительностью труда, где работают 29% занятых (2,5 млн. чел.) – образование, сельское хозяйство, водоснабжение, искусство и развлечения.

И хотя в целом по республике с 2010 года происходит повышение производительности труда, к 2019 году рост составил 33%, однако по данному показателю Казахстан по-прежнему отстает от стран ОЭСР в среднем в 4-5 раз.

По опыту многих стран ОЭСР, в Казахстане с 2011 года ведется работа по формированию и развитию национальной системы квалификации (НСК), института профессиональных стандартов (профстандарт), строящихся на спросе и предложениях работодателей с учетом современного менеджмента.

Региональные диспропорции и мобильность трудовых ресурсов

Сегодня одна Туркестанская область по численности населения соответствует трём северным областям Казахстана. При этом в северных, центральных и восточных областях темпы естественного прироста близки к нулю и высока доля населения 60 лет и старше (15-19%, РК – 12%).

В период с 2010 по 2020 годы наблюдается почти двукратный рост уровня межрегиональной трудовой мобильности с 173,3 тыс. человек (или 2,1% занятого населения) до 343,6 тыс. человек (или 3,9%). В 2020 г. основными точками притяжения межрегиональной трудовой мобильности стали города Алматы и Нур-Султан.

Несмотря на это, уровень межрегиональной трудовой мобильности в 1,5 раза отстает от уровня внутрирегиональной трудовой мобильности в Казахстане. В то же время согласно опросам, только 7% самостоятельно занятого населения южных регионов высказали готовность переехать в другой (северный) регион страны для работы, а 92,6% опрошенных не готовы или не видят смысла переезжать.

Кроме того, темпы выбытия из страны сильно опережают темпы прибытия. Чистый отток кадров из Казахстана увеличился на 4,5 раза с 2,5 тыс. чел в 2010 г. до 11,2 тыс. человек в 2020.

В разрезе направлений специальностей, выезжающих за рубеж казахстанцев первые места стабильно занимают представители технических (~29% ежегодно), экономических (~15%), педагогических (~11%), а также других специальностей (~29%).

В связи с этим, Казахстан активно содействует в переселении своих соотечественников – с 1991 года в республику вернулись 1 млн. 74,3 тыс. этнических казахов. В течение первого квартала 2021 года на историческую родину вернулись и получили статус кандасов 3 966 человек, из которых 60% составляют лица трудоспособного возраста. Вместе с тем, среди кандасов наблюдается низкий уровень образования – только 11,5% имеют высшее образование, 39% – среднее специальное образование.

Барьеры со стороны регулирования рынка труда

Сегодня расходы на политику рынка труда в Казахстане значительно ниже среднего уровня по ОЭСР и составляют 0,28% от ВВП в сравнении с 0,56% в среднем по ОЭСР. При этом структура мер поддержки рынка труда в республике является уникальной при сопоставлении со странами ОЭСР. 98% бюджета направлено на активные меры (прямые интервенции на рынок труда) и лишь 2% – на пассивные (выплаты пособий по безработице). В то время как в странах ОЭСР в среднем бюджет состоит на 40% из активных мер и 60% – из пассивных.

Сегодня социальные выплаты на случай потери работы предусмотрены только для безработных – участников системы обязательного социального страхования. В 2020 г. количество получателей было 99,1 тыс. чел. или 22% от общего числа безработных (449 тыс. чел.).

Текущий размер пособия по безработице в Казахстане составляет 40% от среднего дохода или 19% от средней зарплаты. Средний же уровень стран ОЭСР достигает 64%, с наиболее высокими выплатами в Бельгии (90%) и Словении (87%). В 2020 г. минимальный размер выплаты составил всего 8 977 тенге, а средний 43 577 тенге.

В то же самое время продолжительность периода, в течение которого выплачивается пособие по безработице, в Казахстане составляет до 4 месяцев при добровольном увольнении и 6 месяцев при сокращении. В среднем это 4,8 мес. в зависимости от стажа участия в системе ОСС. Этот показатель в 2,7 раза ниже среднего в ОЭСР (13 мес.). Максимальная продолжительность выплат пособий по безработице в таких странах, как Исландия (30 мес.) и Нидерланды (26 мес.).

Подобная социальная выплата отрицательно сказывается на эффективности мер политики рынка труда, так как не дает безработным финансовой защиты для покрытия базовых потребностей на период поиска более подходящей работы или повышения квалификации.

Запуск Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» позволил увеличить долю рабочей силы, охваченной мерами поддержки рынка труда, в 2,9 раза за последние пять лет. Тем не менее, низкая мотивация к регистрации в центрах занятости населения сохраняется. Поэтому в Казахстане начата работа по модернизации деятельности центров занятости населения. Упрощены процессы регистрации и взаимодействия граждан с центрами занятости. Соискатели и работодатели могут обратиться в центры занятости по нескольким каналам: через сельских акимов, по телефону и электронной почте, через Электронную биржу труда и портал «электронного правительства».

С начала 2018 года запущена Электронная биржа труда (ЭБТ) enbek.kz, к которой подключены все 203 действующих центра занятости, 54 частных агентств занятости, 6 интернет-площадок. ЭБТ стала крупнейшей базой для поиска работы. Ежегодно в среднем размещается 800 тыс. вакансий и 600 тыс. резюме, находят работу порядка 400 тыс. граждан.

Также в рамках развития цифровизации в Казахстане разработана единая система учета трудовых договоров, к которой подключено более 162,5 тыс. организаций и зарегистрировано более 4 524 тыс. договоров. Это обеспечивает формализацию трудовых отношений и мониторинг соблюдения трудовых прав граждан.

На текущий момент основным источником данных о рынке труда в Казахстане являются данные Бюро национальной статистики АСПР, которые недостаточно надежны и детализированы, а также поступают с большой задержкой. В связи с этим создан Ситуационный центр социально-трудовой сферы -программный комплекс, который в режиме реального времени отображает информацию о состоянии рынка.

Однако и другие государственные органы владеют огромным объемом данных о рынке труда, но они используют только базовые аналитические инструменты, например, стандартное программное обеспечение для работы с электронными таблицами и «ручное» сведение данных из разных источников. Для оценки «реальной» ситуации на рынке труда в режиме реального времени перед ведомствами стоит задача дальнейшей интеграции информационных системам.

Вся надежда на бизнес

Безусловно, рынок труда – это отражение всей социально-экономической политики государства. И в этом смысле вся надежда на частный бизнес, доля которого должна вырасти до 35% ВВП. Именно на его плечи ляжет задача по обучению персонала и развития талантов. А это предполагает кардинальный пересмотр всей системы образования, которая должна стать органичной частью рынка труда.

Тем не менее, до сих пор большинство образовательных программ не согласуется с последними тенденциями на рынке труда – около 2/3 выпускников получают гуманитарные специальности. Как результат, сегодня 82% или 371 тыс. граждан с профессиональным образованием не могут найти работу.

В свою очередь период актуальности технических навыков снижается, что приводит к росту потребности в непрерывном обучении. Если ранее знаний, полученных в рамках технического профессионального образования, хватало на 10 лет без повышения квалификации, то сегодня актуальность навыков по многим специальностям сохраняется только в течение 2-х лет. Вместе с тем, лишь 4-5% занятых в РК ежегодно проходят профессиональное обучение или обучение на общеразвивающих курсах. Как результат ежегодно в среднем более 70 тыс. выпускников остаются нетрудоустроенными, 40,1% трудоустроенных выпускников работает не по специальности, а 23% молодежи с высшим образованием работают на низкоквалифицированной работе. А в ежегодном Глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов, измеряющем способность стран выращивать, привлекать и удерживать таланты,позиции Казахстана в 2020 году изменились в сторону ухудшения по сравнению с 2013 годом, страна опустилась с 46-го места на 54-е из 132 стран.

Кроме того, согласно результатам исследования грамотности взрослого населения PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competences) 2018 года,Казахстан вошел в группу стран с результатами значительно ниже среднего показателя по ОЭСР. Так, взрослое население республики в среднем набрало 249 баллов по читательской и 247 баллов по математической грамотности. Это также ниже, чем в постсоветских странах: Эстонии (276 и 273 балла), Литве (обе 267 баллов) и России (275 и 270 баллов). В том числе большая доля казахстанских взрослых (48-51%) справилась лишь с заданиями 2-го уровня сложности по чтению и математике. При этом 10% участников 25-34 лет и 40% в возрасте 55-65 лет не выполнили базовые задания по ИКТ из-за неумения работать с компьютером. В целом лишь 16% участников выполнили задания 2 и 3-го уровней сложностей, замеряющие ИКТ-грамотность.

Тем не менее, экономическая активность казахстанской молодежи находится на достаточно высоком уровне – 47%, лишь немного уступая среднему для стран ОЭСР значению в 48%.

Доля молодежи NEET (не работают и не учатся) в Казахстане составляет 7,4% или 256,8 тыс. человек, что ниже стран ОЭСР (12,8%), при этом 27% молодежи NEET приходится на Туркестанскую и Алматинскую области. К тому же преобладающая часть молодежи NEET обычно не имеет какого-либо опыта работы.

Одновременно с этим уровень экономической активности лиц предпенсионного возраста (от 55 до 64 лет) в республике составляет 55%, тогда как в странах ОЭСР активность взрослых лиц в среднем находится на уровне 64%, а в Японии и Швеции ещё выше – 78% и 82%, соответственно.

Минтруда намерено обеспечить регулярный мониторинг создания рабочих мест в рамках национальных проектов и региональных программ, в том числе за счет закрепления целевых индикаторов в рамках Региональных карт занятости.

Для увеличения количества вакансий, обеспечения и поддержания уровня занятости на Электронной бирже труда планируется запуск платформы для специалистов, работающих удаленно (фрилансеров), с помощью которой они смогут взаимодействовать с клиентами, получать и выполнять заказы, что потребует соответствующих изменений в трудовое законодательство.

Для формирования взаимосвязи между различными элементами рынка труда планируется обновить Национальный классификатор занятости (стандартизированного перечня однородных групп профессий), как основного инструмента диагностики рынка труда. При непосредственном участии бизнеса будет продолжена работа по разработке новых и актуализации существующих профстандартов. Будучи эталоном требований рынка труда в конкретном направлении (виде экономической деятельности), они являются своего рода техническим заданием от бизнеса на подготовку специалистов.

Стимулирование трудовой мобильности

Продолжится стимулирование территориальной мобильности трудовых ресурсов при добровольном переселении из областей с избыточным предложением рабочей силы в те области, где отмечается нехватка кадров. В том числе к регионам выбытия относятся Алматинская, Жамбылская, Мангистауская, Туркестанская, Кызылординская области и города Нур-Султан, Алматы и Шымкент. В то время как принимающими регионами станут Акмолинская, Восточно-Казахстанская Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области. В рамках данной инициативы предполагается охватить в первую очередь безработных, лиц, ищущих работу, молодежь, имеющую профобразование, лиц, высвобожденных в связи с ликвидацией работодателя, сокращением численности или штата работников, а также выпускников проекта «Серпін» (по месту обучения).

Помимо этого, планируется обеспечить содействие переселению соотечественников (қандасов), проживающих за рубежом или в пределах РК, для переезда в вышеуказанные регионы приема.

В качестве мер поддержки для переселенцев будут предусмотрены компенсация расходов на переезд, материальная помощь на обустройство, возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг в течение одного года и будет рассмотрена возможность по выдаче жилищных сертификатов на покупку жилья или для первоначального взноса для оформления ипотечного займа.

Для работодателей будут предусмотрены субсидии при найме переселенцев, субсидии при переобучении с последующим трудоустройством, возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг при предоставлении собственного жилья и предоставление приоритетной организации субсидируемых рабочих мест в рамках государственной поддержки содействия занятости населения.

Дальнейшее расширение функционала Электронной биржи труда будет происходить за счет интеграции каналов поиска работы на базе единой цифровой площадки для обеспечения максимальной доступности и прозрачности информации.

В свою очередь, работодатели также смогут получить доступ к широкому перечню инструментов и услуг, например, единая платформа доступа к широкой базе соискателей, «умный» подбор соискателей на основе автоматического сопоставления требований к навыкам и условий трудоустройства, услуги по подбору персонала через государственные центры и частные агентства занятости, доступ к образовательным ресурсам и провайдерам образовательных услуг для поддержки карьерного развития сотрудников.

В рамках работы по развитию Единой системы учета трудовых договоров планируется разработка портала e-HR, увеличение охвата трудовых договоров, а также увеличение охвата интеграций с кадровым системами и информационными системами государственных органов.

В свою очередь, государство сможет добиться сокращения неформальной занятости, а также повысить качество прогнозирования высвобождения трудовых ресурсов и обеспечить таргетированное принятие мер по их трудоустройству.

Максат Нурпеисов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *