English version

Казахстанцев спасет китайский, а не отечественный автопром

Общество — 31 июля 2025 14:00
0

Из более чем 159 тыс. автотехники, поставленных на учет в первом полугодии, только 11% можно назвать более или менее новыми (до 3 лет), а все остальное нуждается в замене. Около трети авто находится в эксплуатации уже более 20 лет, то есть это, говоря языком перекупщиков авто, обыкновенный шрот. Это все, что нужно знать о состоянии автотранспорта в стране.

Хотя, судя официальным цифрам, в Казахстане за первое полугодие выпуск новых автомобилей вырос на 14%, а в стоимостном выражении производство увеличилось на 22%. Авторынок республики растет с каждым годом. За прошедшие 20 лет обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности выросла более чем втрое.

В то же время из более чем 6,4 млн зарегистрированных в стране автомобилей 36% имеют срок службы 20 и более лет, 21% – ездят уже от 10 до 20 лет, 9% – от 7 до 10 лет. По мнению экспертов и опытных автолюбителей, оптимальным сроком эксплуатации машины, купленного с нуля в автосалоне, является 5-7 лет. Можно ездить и все 10 лет, но тогда владельцу, возможно, придется потратиться по-крупному на ремонт авто, хотя ее все еще можно будет продать на вторичном рынке. Практически, это означает, что две из трех автомашин, находящихся в эксплуатации у казахстанцев, нуждаются в замене. Но власти затруднили импорт автотранспорта в страну под предлогом поддержки отечественных автопроизводителей.

Кто и сколько производит

По данным правительства, автомобильная отрасль демонстрирует устойчивую динамику: объем производства транспортных средств вырос с 31 000 в 2018 году до 145 000 в 2024 году. Доля машиностроительного сектора в обрабатывающей промышленности Казахстана за последние пять лет увеличилась с 13 до 19%, достигнув в прошлом году 4,6 трлн тенге.

За январь-июнь 2025 года казахстанские предприятия произвели около 71,5 тыс. единиц автотехники, общей стоимостью 996,9 млрд тенге (около $1,94 млрд). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели выросли на 14 и 22%, соответственно. При этом стоимость автомобилей снижается, по мнению участников рынка.

«Средний чек покупки нового автомобиля за январь-май текущего года составил 15,9 млн тенге. Аналогичный показатель в прошлом году был незначительно, но всё же выше – 16,1 млн», – говорит Анар Макашева, президент «Казахстанского автомобильного союза».

По данным организации, за первое полугодие в Костанае (Allur) произведено 39 049 единиц автотехники. В Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) выпущено 27 109 легковых и коммерческих автомобилей. В Семее (СемАЗ, Daewoo Bus Kazakhstan) – 1 975 ед. коммерческой техники. В Карагандинской области (QazTehna) произвели 830 авто, в Кокшетау (КАМАЗ-Инжиниринг) – 667, другие производители – 1 864.

Между тем, по данным Бюро национальной статистики (БНС), за этот же период на учет в стране было поставлено 159 232 автомашин (легковых, грузовых, автобусов и мототранспорта), в том числе 143 034 легковых авто. Более 138,6 тыс. из них поставлены на учет физическими лицами, то есть частниками. Но главное – только свыше 27,7 тыс. авто поставлены на первичный учет, то есть это новые или завезенные из-за рубежа машины. Остальные 131,5 тыс. авто, в том числе более 119,5 тыс. или 91% легковых, прошли вторичную регистрацию. То есть это не новый автотранспорт, а перепроданная, подаренная или каким-либо другим способом поменявшая хозяев техника.

А если изучить структуру вновь зарегистрированных машин по году выпуска, то авто эксплуатирующихся не более трех лет всего чуть более 17,9 тыс. единиц, от трех до семи лет – 39,9 тыс., от семи до 10 лет – 7,8 тыс., от 10 до 20 лет – 43,4 тыс., от 20 лет и более – более 50,1 тыс.

Таким образом, из более чем 159 тыс. автотехники, поставленных на учет в первом полугодии, 90% – легковые авто, 87% зарегистрированы частными собственниками, только 11% можно назвать более или менее новыми (до 3 лет), а все остальное нуждается в замене, при этом, около трети авто находится в эксплуатации уже более 20 лет, то есть это, говоря языком перекупщиков авто, обыкновенный шрот. Это, пожалуй, самый яркий показатель общего состояния сферы машиностроения республики, и автотранспортной отрасли в частности.

Китай «заставит» снизить цены

В последние годы политика властей в сфере авторынка вызывает много недовольства. В частности, правительство усложнило импорт подержанных автомашин, повысив налоги и пошлины. При этом покупать новое авто в стране все сложнее и дороже. Несмотря на заявление руководителя Казахстанского автомобильного союза о снижении за год среднего чека на покупку авто на 1,2%, не каждый житель Казахстана, где среднемесячная заработная плата составляет 423,1 тыс. тенге, способен выложить сразу за новую машину 15,9 млн тенге. Поэтому по сведениям Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), каждый второй автомобиль в стране приобретается в кредит. За первый квартал этого года казахстанцам было выдано 213 тыс. автокредитов (рост на 36%) на сумму 483 млрд тенге (+22%). При этом доля одобренных заявок на автокредит составляет всего 15,7%. То есть желающих получить кредит на покупку автомашины значительно больше. При этом условия кредитования можно назвать кабальными. К примеру, при покупке в кредит авто стоимостью 7,5 млн тенге на 7 лет, вы выплачиваете банку за весь период кредитования почти 15 млн тенге. То есть практически вторую стоимость автомобиля с учетом 10% первоначального взноса со стороны покупателя.

Специалисты АФК отмечают, что «портрет заёмщика» на рынке автокредитования изменился: выросла доля клиентов, оформляющих займы в диапазоне от 3 до 10 млн тенге. «Это связано не только с умеренным ростом цен на автомобили, но и с перераспределением спроса в сторону более доступных моделей», – считают эксперты. Но это также говорит о снижении доходов населения.

В 2004 году в Казахстане на 100 казахстанцев приходилось 7,6 единиц легковых автомобилей, в 2024 году этот показатель вырос до 23,9 единиц. То есть обеспеченность личным авто в стране увеличилась более чем втрое, согласно БНС. Но, как видим, две трети автопарка нуждается в обновлении. А условия кредитования, не иначе как грабежом назвать сложно, разве что при очень сильной нужде можно согласиться на них.

После распада СССР, в 1990-х годах, а также до середины 2010-х, большинство казахстанцев приобретали машины за рубежом: кто заказывал через специальные организации, занимающиеся в основном импортом подержанных авто, кто-то сам ездил за покупкой. Однако, после введения в 2016 году утилизационного сбора, и повышения платежей за растаможку и регистрацию, импорт машин стал невыгодным.

Первыми затрубили об этом перекупщики авто, импортировавшие подержанные авто, а также занимался их перепродажей внутри страны. Но правительство считает, что поступило правильно дав возможность развить казахстанское автомобилестроение с помощью локализации производства иностранных брендов.

Вместе с тем, по одним оценкам, уровень локализации едва достигает 30%, по другим – составляет всего 5-10%. То есть речь идет только о крупноузловой сборке.

Активисты – противники утильсбора – не раз публиковали в социальных сетях видео, как через границу в Казахстан завозили на автовозах и поездах готовые автобусы или легковые автомобили, которые затем на казахстанских автопредприятиях собирались и продавались как местная продукция.

При этом около 50% автомобилей продается самими хозяевами авто, более 40% профессиональными перекупщиками, и только 5% официальными автодилерами. Это признали сами участники авторынка на первой «Отраслевой конференции рынка авто с пробегом».

Значит ли это, что всего 5% продаваемых авто являются новыми, а остальные 95% – подержанными? А более 40% рынка отданы серым дилерам и перекупщикам?

Тем не менее, некоторые профессиональные перекупщики и продавцы авто говорят, что рынок постепенно меняется. В последние годы на рынке изобилие предложений новых машин, в основном китайских.

Специалист, занимающийся скупкой и продаже конфискованных машин, считает, что со временем автомашины станут такими же доступными, как и смартфоны: выбора будет больше, как по ценовым категориям, так и брендам.

Действительно, сегодня, если вам необязательно покупать последнюю модель iPhone или Samsung, и достаточно того, чтобы смартфон был новым, хорошо функционировал, читал все популярные файлы, то необходимый гаджет не сложно найти по вполне доступной цене, еще и в рассрочку. И это во-многом результат роста поставок китайских телефонов.

Возможно, и рынок авто станет более доступным благодаря китайским автопроизводителям. От отечественного автопрома этого, похоже, мы не дождемся. По данным Казахстанского автомобильного союза, доля китайских брендов на казахстанском авторынке за четыре года выросла до 39%. И этот рост продолжается по сей день.

Иллюстрация на обложке из открытых источников.


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.