Казахстанцам не хватает денег на еду и одежду, но они верят в светлое будущее страны
Примерно каждый третий житель нашей страны сегодня с трудом может позволить себе купить одежду, – об этом рассказала на бизнес-конференции международной выставки моды Central Asia Fashion Autumn – 2022 Наталья Оспанова, директор группы исследовательских компаний Alvin Market и президент «Казахстанской Ассоциации Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка» (КАПИОР). Если в 2006 году доля тех, кому «хватает денег на еду, но не хватает на одежду» составляла 17%, то за прошедшие 15 лет эта цифра увеличилась почти в два раза: результат опроса 2022 года – 30%.
Еще хуже показатели по питанию казахстанцев. В 2006 году количество респондентов, которым с трудом хватало денег на питание, было 4%, в 2022 году их уже 11%.
«За последние 15 лет произошли достаточно серьезные изменения в социальной сфере страны, – прокомментировала эксперт результаты многолетнего исследования благосостояния соотечественников. – Например, если говорить о платежеспособном населении, а именно тех, кому хватает денег на покупку бытовой техники, и они могут позволить себе дорогостоящие товары, недвижимость, то эта аудитория практически не поменялась: как было 24%, так и осталось. Но обратите внимание на середину, ее мы называем «средний класс»: те, кому хватает доходов на покупку питания, одежды, но покупка крупной бытовой техники может вызывать затруднения. За 15 лет эта группа людей «среднего класса» существенно сократилась – с 51% до 31%».
Соответственно, отвечая на вопрос «как за последний год поменялось ваше материальное положение?», 35% опрошенных в 2022 году сказали, что оно ухудшилось. Для сравнения: в 2006 г. снижение уровня жизни отмечали лишь 7% казахстанцев. Впрочем, тогда большинство соотечественников (56%) ответили, что их материальное благополучие осталось прежним. В этом году и их доля сократилась на 19%, и сегодня не жалуются на ухудшение благосостояния в 2021-начале 2022 г. уже 37% опрошенных. Оставшиеся 28% принадлежат к категории счастливчиков: их материальное положение (читай – доходы) растет даже в нынешнее время.
Не покупая одежду и бытовую технику, казахстанцы тратят бОльшую часть своего заработка на питание: согласно исследованию, у каждого третьего жителя нашей страны на продукты уходит больше половины всего семейного дохода.
Наталья Оспанова рассказала о том, что в 2020 г. компания Alvin Market была участником международного мониторингового проекта «Котлета с пюрешкой» (проводился в Казахстане, России и Австралии). Эксперты составляли меню с суточным набором питательных веществ, необходимых человеку, если он хочет придерживаться принципов здорового питания. Как во всяком меню, в этом тоже были цены, и так рассчитывалась сумма, при которой казахстанец, россиянин или австралиец мог быть сытым и здоровым. Тогда получилось, что алматинцу для того, чтобы полноценно питаться, достаточно 1600 тг в день. Это было два года назад, цены на продукты брались минимальные, но даже в то время, подчеркнула Наталья Оспанова, сумма на еду в месяц (согласно простым расчетам: 1600 X 30 = 48 000 тг) составляла 60% от средней номинальной заработной платы казахстанца. Понятно, что сегодня этот показатель не мог не вырасти – в связи с существенным повышением цен.
О повышении цен говорила и другой спикер конференции международной выставки моды Central Asia Fashion Autumn – 2022, коммерческий директор NielsenIQ Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева. Согласно цифрам, предоставленным агентством РК по статистике, годовая инфляция в июле этого года составила 15%. То есть на 15% выросли все цены на продукты питания. Но при этом, по словам эксперта, стоимость продуктов в «базовой покупательской корзине» – муки, сахара, яиц и т.д. – растет гораздо быстрее.
По данным NielsenIQ Kazakhstan, даже наиболее обеспеченные 20% населения Казахстана тратят 40% своих доходов на продукты питания.
Что касается непродовольственных расходов, куда входят и траты на одежду, они, как рассказала Мадина Сейсенгалиева, составляют в среднем 27% для более обеспеченной части населения, и 21% – для менее обеспеченных. Но при этом эксперты NielsenIQ Kazakhstan отмечают, что покупатели во всем мире становятся более осторожными в своих тратах, они вынуждены отказываться от каких-то покупок, менять приоритеты, по-другому распределять свой бюджет, и это все в полной мере касается казахстанцев. Такой показатель, как индекс потребительского доверия, в первом квартале этого года в нашей стране сильно снизился: по данным экспертов, на 10 пунктов. Индекс складывается из следующих составляющих: оценка потребителем своих перспектив на рынке труда; уверенность в финансовом благополучии; и, наконец, готовность тратить деньги. Понятно, что в первые месяцы 2022 г. казахстанцы не были уверены ни в чем.
Во втором квартале индекс потребительского доверия восстановился, но ненамного – по словам эксперта, на 2 процентных пункта.
Казахстанцы не особенно ждут улучшения ситуации, даже наоборот: согласно исследованию NielsenIQ Kazakhstan, несмотря на и без того существенный рост цен, наши соотечественники уверены, что в ближайшие три месяца цены на продукты питания продолжат расти.
С покупателями согласны и профессионалы рынка: как сказал еще один участник бизнес-конференции, заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев, они ожидают повышения цен в сентябре-октябре.
Что удивляет после всех этих прогнозов и цифр, так это общий уровень оптимизма наших соотечественников: «Даже в среднесрочной перспективе, согласно нашему опросу, 80% населения видят Казахстан в светлом будущем», – сказала Наталья Оспанова. Она же напомнила, что, по результатам Всемирного доклада о счастье-2022 (World Happiness Report) Казахстан занял 40-е место в мировом рейтинге самых счастливых стран мира. Для сравнения: Узбекистан – на 53 месте, Кыргызстан – на 64-м.
Комментариев пока нет