Казахстанцы не готовы переплачивать за Made in Kazakhstan - Exclusive
Поддержать

Казахстанцы не готовы переплачивать за Made in Kazakhstan

Казахстанцы не способны поддерживать своими деньгами местного товаропроизводителя. Даже если своя продукция выше по качеству, она зачастую дороже привозной. Таков вывод анализа продуктового ритейла, проведённого аналитиками Freedom Finance Global.

– Цена оказалась чувствительным фактором для казахстанцев. Они в целом готовы покупать местную продукцию, но их сдерживает цена. Они не готовы за местную продукцию переплачивать. Шильдик Made in Kazakhstan, по мнению местного жителя, не является толчком для больших трат, – рассказал журналистам аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.

Для проведения анализа продуктового ритейла были изучены данные Бюро национальной статистики и проведён онлайн-опрос среди 3001 совершеннолетних жителей страны.

Примечательно, что большинство опрошенных не испытывают острых проблем с деньгами. 39,5% участников ответили, что могут приобретать вещи для длительного пользования, ещё 34,1% – что «денег хватает на продукты и одежду». Несмотря на это, многие из них отметили, что предпочитают при покупках обращать внимание на цену (76,4%) и на срок годности продукта (79,1%). На производителя же обращают внимание только 11,7% опрошенных.

Эти данные указывают на сохраняющуюся высокую чувствительность граждан к стоимости товаров. Несмотря на то, что инфляция снижается, покупательная способность граждан осталась низкой. В результате казахстанцы зачастую вынуждены выбирать более доступные по цене продукты, даже если это товары иностранного производства. 

Особенно выражена эта тенденция среди населения крупных городов. Например, в Астане и Алматы значительная часть опрошенных (91,3% и 85,2% соответственно) предпочитают сетевые супермаркеты, где в основном представлены импортные товары, несмотря на наличие базаров и магазинов «у дома» с большим выбором местной продукции.​ 

В целом, казахстанцы тратят на продукты питания либо до 50 тысяч тенге в месяц (так ответили 27,3% респондентов), либо от 75 до 100 тысяч тенге (25,9%). Примечательно, что эти данные отличаются от информации Бюро национальной статистики, которое утверждает, что «средний житель Казахстана тратит на потребительские расходы 64,2 тыс. тенге в месяц, из которых 35,8 тыс. тенге приходится на продовольственные товары».

Данные Бюро национальной статистики

Результаты опроса Freedom Finance Global

По данным Бюро национальной статистики и собственным расчётам финансовых аналитиков, основные товары, которые приобретают казахстанцы, – это мясо (от 27% затрат в Северо-Казахстанской до 41% в Жамбылской и Атырауской областях), молочные продукты (от 7% всех расходов на продукты питания в Туркестанской области до 14% в Мангистауской), фрукты (от 7% в Алматинской области до 11% в Западно-Казахстанской) и овощи (от 5% в Северо-Казахстанской области до 8,4% в Шымкенте).

Казалось бы, многие из этих товаров производятся не только за рубежом, но и в Казахстане. Однако сильного роста потребления местного производства мы не видим. Многие граждане покупают импортную продукцию даже при наличии казахстанского аналога.

При этом, нельзя сказать, что казахстанцы совсем не осознают важность поддержки местного производителя. 

Напротив. Freedom Finance Global дополнительно опрашивал всех, кто ответил, что смотрит на производителя. В итоге 57,8% ответили, что им всё же важно узнать, казахстанского ли производства рассматриваемый продукт, и 44,8% сказали, что смотрят на отдельных конкретных местных производителей, которым доверяют. И лишь 17,3% опрошенных заявили, что принципиально ищут иностранного производителя. 

Но ограниченный ассортимент товаров (21,7%), низкое представление о качестве продуктов (17%) и непривлекательные цены (16,1%), согласно результатам опроса, остаются основными барьерами потребления продуктов питания казахстанского производства. Каждый десятый опрошенный не покупает казахстанские продукты по причине их отсутствия в магазинах, куда он ходит (9,9%). 

Следовательно, казахстанцы хотят поддерживать местное производство, но смогут делать это только тогда, когда товары будут соответствовать их требованиям по цене. В ТОП-3 условий, при которых респонденты готовы рассматривать возможность покупки продукции казахстанского производства, вошли снижение стоимости продуктов (33,4%), улучшение их качества (28,6%) и наличие в магазинах, куда ходят опрошенные (27,3%). Почти каждый четвертый казахстанец заявил, что, вероятно, купит продукты отечественного производства, если расширится ассортимент (23,8%).

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *