Казахстанские вузы ждет революция - Exclusive
Поддержать

Казахстанские вузы ждет революция

В следующем году казахстанские вузы поделят на три «лиги»: высшую, среднюю и целевую. Откуда возникла такая идея и что она даст? Не получится ли так, что просто изменится стоимость обучения в вузах? Как это решит проблему того, что сегодня как минимум треть выпускников работает не по специальности, а диплом является простой формальностью? Решит ли эта мера проблема оттока казахстанской молодежи в зарубежные вузы? Об этом exclusive.kz побеседовал с Асылбеком Кожахметовым, президентом Almaty Management University.

– Казахстан будет теперь формировать три лиги университетов. Откуда возникла идея?

– Несколько лет назад я предложил эту идею и она даже была поддержана президентом, но потом про нее забыли. Пока очень мало информации о том, что же будет на самом деле. Этот шаг уже дважды обсуждался на заседании ВУЗов с участием министра, но полноценной дискуссии так и не получилось.

– Насколько я помню, сначала предполагалось сделать четыре лиги, но потом их сократили до трех. Вы знаете, почему это произошло и что имелось в виду?

– Неважно количество лиг. С одной стороны, у нас очень много частных кузов, и в этом смысле мы лидеры в Центральный Азий. С другой стороны, несмотря на это, отношение к частным и государственным вузам со стороны министерства очень разное, хотя в частных вузах сейчас учится гораздо больше студентов. Думаю, конкуренция между ними должна быть честной. Для этого мы предложили разделить их на три лиги. Первая – конкурентоспособные на международном уровне. Вторая – конкурентоспособные на национальном уровне. И третье – остальные вузы. С точки зрения наших предложений, министерство образования больше отвечает за третью лигу. Потому что конкурентоспособные на международном уровне вузы выше по своим стандартам, чем казахстанские. И им нужно помочь, а не пытаться их регулировать аттестациями, проверкам и так далее.

– До апреля следующего года правительство оценит эффективность учебных заведений по системе, используемой странами ОЭСР. О чем идет речь?

– Речь идет о международной аккредитации. Это и определенный уровень интернационализации количества студентов из зарубежных стран. Это и преподавание на разных языках. И определенное место в престижных международных рейтингах вузов. Но самое главное в том, что вузы будут сами определяться, в какой они лиге. Если они будут ориентироваться на казахстанских студентов в первую очередь, то это тоже прекрасно. И наконец, будут минимальные стандартные требования к третьей лиге. Например, новые вузы, которые по факту не могут достичь нужных показателей.

Это непростой процесс. Вузы должны определиться со своими долгосрочными стратегиями и год за годом идти к своей цели: открывать новые специальности, привлекать сильных преподавателей, готовить ученых и пр. Те, кто во второй лиге, будут стремиться попасть в первую, а те, кто в третьей – попасть во вторую…

– А это не приведёт просто к тому, что стоимость обучения вырастет?

– Хорошее образование дешевым не бывает. В Казахстане стоимость образования очень низкая, по крайней мере, по сравнению с Европой или Америкой. Поэтому не привлекаются прекрасные преподаватели, не внедряются новые технологии, не появляются новые возможности. Вы не можете получить товар высокого качества по низкой цене.

– Ну тогда должны увеличить размеры и количество грантов со стороны государства?

– Неизмеримо должны увеличить. Сейчас гранты у всех одинаково низкие. Но если вузу дают деньги на достижение высоких международных стандартов, то они должны быть достаточно большими. Во второй лиге тоже должно быть дополнительное финансирование, но меньше.

Сейчас очень хорошо правительство поступает, повышая стоимость затрат на образование 3,5% до 5%. Но они по-прежнему низки по сравнению с другими странами. Чтобы догнать Европу и Америку, мы должны существенно повысить расходы на образование. Только тогда появляется качество. Но если не внедрить, например, эту систему, которую мы обсуждаем, то эти деньги будут распределяться совсем по-другому. Они всё равно будут тратиться.

– То есть это позволит увеличить эффективность затрат на образование?

– Да. Эти деньги попадут под контроль. Сейчас этого нет. И они не только повысят эффективность. Вузы начнут по-другому работать. Хотя я представляю частный сектор, но я хорошо понимаю, что в государственных вузах очень много сильных специалистов, которые не работают на полную мощь, потому что у них нет мотивации.

– Всегда модно ссылаться на международный опыт. Есть подобные примеры в других странах?

– Точно такой же модели нет. Но нечто подобное успешно апробировали в Китае, Корее, России, Германии…

– И все-таки – как это повысит конкурентоспособность казахстанского образования? Сейчас ежегодно более 90 тысяч потенциальных студентов выбирают зарубежные вузы и очень ничтожный процент возвращается в страну.

– Именно для этого нужно повысить качество нашего образования. Каждый вуз теперь будет больше понимать, что качество его работы все меньше и меньше зависит от министерства и все больше и больше зависит от самого вуза, от его стратегии, от его преподавательского состава, от целей, которые ставят и как он их достигает. Он неожиданно обнаружит, что дело не в том, сколько денег выделит парламент или правительство. Теперь другой принцип – чем выше твои показатели, тем больше финансирование. В течении пяти лет неизмеримо перестроится вся система образования. Все начнут работать на результат.

Возможно, это не идеальный инструмент. В нем есть, наверное, какие-то недостатки, но он точно лучше, чем то, что происходит сейчас. По крайней мере, появляется надежда на результат, надежда на то, что автономность вузов перестанет быть пустым словом.

– А не получится в итоге, что в третью лигу пойдет сельская молодежь, которой важно просто получить диплом, который они потом в тряпочку завернут и спрячут? Наше общество и так очень сильно разделено по доходам. Не получится ли так, что богатые будут учиться в первой лиге, а бедные – в третьей?

– В любой стране есть лучшие и худшие вузы. Есть люди, которые могут себе позволить Гарвард, а есть те, кто может себе позволить только среднее образование.

– Я сейчас говорю про доступ к знаниям. В любой развитой рыночной экономике действуют социальные лифты. Демократия – это равенство возможностей.

 – Здесь нужно начинать с качества школьного образования. Когда были открыты НИШ, их финансирование было в 5-10 раз выше обычных и они предложили лучшие условия лучшим преподавателям. Плюс у них были лучшие здания, лучшие учебные программы и это дало результат. Но здесь надо говорить о принципе, который мне хорошо объяснил министр образования Израиля – дети должны учиться в школах с одинаковым финансированием государства.

– На самом деле, система образования стремительно меняется. Но очевидно, что университеты уже не только должны давать знания, но и научить их применять. Самые престижные университеты мира являются прежде всего научными центрами. Есть ли у нас вузы, которые могут претендовать на это?

– Университеты делятся на три типа. Большинство из них – стандартные преподающие университеты. Вторые – университеты исследовательские и их очень мало. В нашей стране, на мой взгляд, нужно не более 5-10 таких университетов. Больше мы не можем себе позволить. Третье направление –предпринимательские университеты. Если исследовательские университеты генерируют новые знания, то в предпринимательских университетах создаются инновации. 21 век – это век предпринимательских университетов. Они создают экономику и нужны в любом регионе, в любом городе.

– Бизнесе жалуется на то, что не может найти рабочие руки.

– В моем лице вы не найдете человека, сочувствующего бизнесу. Почему бы ему не участвовать в образовательном процессе как заказчик? Почему государство должно дать готовых специалистов? Мы живем в рыночной экономике. Крупные компании с большими оборотами могут прогнозировать свои кадровые потребности и быть заказчиками.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.