Ya Metrika Fast


English version

Казахстанский социализм подходит к концу – минтруда шарит по карманам населения

Общество — 11 сентября 2025 10:00
0
Изображение 1 для Казахстанский социализм подходит к концу – минтруда шарит по карманам населения

Минтруда планирует ограничить выплату пенсий и социальных пособий отдельным лицам. Ведомство планирует провести ревизию того, кто персонально получает социальные и пенсионные выплаты и оптимизировать получателей.

Поправки в Социальный Кодекс ограничат выплату пенсий и пособий лицам, проживающим вне Казахстана, а также тем, кто не имеет прописки по месту проживания в стране. Получатели выплат без прописки смогут вернуть выплаты после регистрации по месту жительства. Живущим за пределами страны придется хуже – нужно будет делать выбор: возвращаться или автоматически отказываться от денег в пользу государства.

На самом деле поправки нарушают, как минимум, две нормы. Во-первых, право на законное получение заработанной своим трудом пенсии и соц. выплат, при условии постоянных отчислений в Государственный фонд социальных выплат (ФГСС).

Во-вторых, один из основных принципов рыночной экономики – свободное движение капитала и ресурсов, в том числе рабочей силы. Если казахстанский айтишник предпочитает прописывать код в теплых странах, и при этом делает отчисления в ЕНПФ и ФГСС, какая разница, где лежит его лэптоп. Главное, он делает отчисления со своих немалых доходов.

Опять же нарушается тезис «цифровых номадов» (мобильность через удаленную работу), пару лет назад отмеченный президентом как вариант трудоустройства молодежи. Ну, и совсем слабый аргумент – наличие прописки. Деньги поступают на карты, что дает получателям право самим определять место своего проживания вне зависимости от прописки. Если же, конечно, поправки не несут тайного намерения привязать людей к своим регионам.

Ограничения выплат также коснутся лиц на постоянном гособеспечении (престарелых граждан, людей с инвалидностью, в том числе с психоневрологическими заболеваниями, проживающих в условиях стационара в центрах оказания специальных социальных услуг, а также осужденных). Сейчас пенсии и социалку им перечисляют на специальные счета спец учреждений. Эти же учреждения получают финансирование и в рамках бюджетных расходов. Речь идет о существенных суммах. По данным минтруда, на 1 января этого года клиентам спец учреждений выплатили 19,9 млрд тенге, заключенным – 1,2 млрд тенге. Для борьбы с воровством средств в этих заведениях их подопечные будут получать лишь часть средств на личные нужды. Это приведет к перераспределению потоков средств между статьями бюджета. Высвобожденные деньги передадут на другие расходы.

Передел финансовых потоков затронет интересы кланов и высоких чинов. Пока стороны наработают новый консенсус, прогнозируются публичные разборки в виде неожиданных отставок и задержаний.

Планируется пересмотр выплат адресной социальной помощи (АСП), где минтруда видит несколько нарушений. Прежде всего, это выплаты семьям с доходом, превышающим предусмотренный Социальным кодексом порог, что влечет необоснованные траты из республиканского и местных бюджетов.


Планируется аудит данных, на основании которых семьям предоставляется соцпомощь, после которого АСП будет переводиться на карты цифровым тенге – под контролем всех заинтересованных госорганов.

Минтруд также смущают 120 Центров активного долголетия, на содержание которых в 2025 году из местных бюджетов выделено 6,7 млрд тенге. Насколько эффективно работают эти организации, по какой методике вовлекают пожилых граждан в активную интеллектуальную, творческую, и общественную жизнь, минтруд не знает, но очень хочет выяснить. Более того, ввести лицензирование этой деятельности.

Зачем минтруда понадобился социально взрывной закон? Ответ простой. В бюджете ГФСС дефицит средств. Это чревато нарушением финансовой устойчивости социальной системы. Кризис ожидают в 2028 году. Минтруда честно признается, что вина в накоплении дисбалансов лежит частично на государстве.

В 2018 году новый Налоговый кодекс снизил ставки социальных отчислений на 2018-2024 годы. Денежный поток отдали медицине. Работодатели стали перечислять в ФОМС 1,5% от фонда зарплаты.

Но попытка спасти ФОМС за счет ФГСС не принесло профитов ни одной из организаций. ФОМС также находится в глубоком кризисе из-за нехватки денег. Система социальной медицины изначально была плохо финансово просчитана. Правительство теперь ломает голову, как вытаскивать ФОМС из бюджетного болота.

Недальновидность проявилась и в увеличении социальных выплат по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет без страхового покрытия. На это тоже не были зарезервированы объемы средств. Все это говорит о слабой финансовой проработки социальных программ и выплат. Правительство желает быть более социальным, чем ему позволяет состояние бюджета. Новый налоговый кодекс поднимет ставки КПН и НДС. Предвкушая это, бизнес вложил новые налоги в текущие цены. Выросла инфляция. Ее рост должен привести к пересмотру социальных пособий. В бюджете на это денег, похоже, нет. Минтруд не стал прыгать выше головы и подготовил поправки в Социальный кодекс. Но любые благие начинания должны не только приниматься на бумаге, но и работать. А это большой вопрос.


Татьяна Лановая

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.