«КазМунайГаз» погряз в судах: штрафы в Казахстане, тысячи тонн серы и арест активов в Румынии

Национальная компания «КазМунайГаз» в свежем отчёте за первое полугодие 2025 года раскрыла серию судебных и регуляторных процессов, которые влияют на её финансовое положение и перспективы. В фокусе – антимонопольные претензии к Атыраускому НПЗ, экологический спор на Каспии и многолетняя тяжба в Румынии.
Первое дело касается Атырауского нефтеперерабатывающего завода. В январе 2025 года Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции начал расследование по факту завышения тарифов на переработку нефти.
– В июне 2025 года ДАЗРК предоставил АНПЗ заключение об установлении монопольно высокого тарифа на услуги по переработке нефти, согласно которого подлежит конфискации монопольный доход за 2021-2023 годы в размере 29,137 миллионов тенге и наложение административного штрафа в размере 37,390 миллионов тенге.
– говорится в отчёте.
Суммарные претензии почти на 67 млрд тенге завод намерен оспаривать. В июле АНПЗ подал жалобу на Заключение в Республиканское АЗРК.
Второй конфликт – экологический. Проверка Департамента экологии Атырауской области выявила, что оператор Северо-Каспийского проекта допустил сверхнормативное размещение серы в объёме 1,020 тысяч тонн. North Caspian Operating Company с результатами проверки не согласилась и подала административный иск об оспаривании предписания.
В отчёте подчёркивается, что это дело длилось два года и успело пройти через все инстанции, включая Верховный суд, который в феврале 2024 направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей. 1 августа 2025 года апелляционный суд вынес решение в пользу компании и отменил результаты инспекции в полном объёме. Понесённые затраты на судебные тяжбы в отчёте не обозначены.
Третий эпизод связан с активами Rompetrol Rafinare, дочерней компанией KMGI в Румынии. Данная история длится с 2010 года, когда налоговые органы ANAF впервые наложили арест на имущество компании. В 2013 году KMG International и правительство Румынии подписали меморандум для урегулирования конфликта.
Согласно документу, правительство Румынии должно было отозвать свои требования о конвертации облигаций в акции Rompetrol Rafinare и организовать аукцион по продаже 26,6959% акций компании в рамках первого кола, а KMGI должен был предложить цену не менее 200 миллионов долларов США. Тем не менее, договорённости до сих пор не были до конца выполнены.
В январе этого года «КазМунайГаз» официально уведомил румынскую сторону о прекращении своих обязательств по меморандуму в связи с продолжающимся юридическим спором, касающимся ареста активов Rompetrol Rafinare. 31 января Верховный суд Румынии подтвердил решение об отмене исполнительного листа и обязал налоговые органы снять арест.
– Вопрос о снятии превентивного ареста находится на рассмотрении. Большая часть активов уже снята с ареста.
– пишет «КазМунайГаз».
Ситуацию осложняет то, что срок действия меморандума истёк 30 апреля 2025 года, а новых договорённостей с румынскими властями пока нет.
Отметим, что отдельным пунктом в своей отчётности «КазМунайГаз» признаёт системные риски судебных и арбитражных процессов.
– КМГ, как и многие крупные компании, подвержен риску судебных, арбитражных и регуляторных разбирательств, а также иных проверок и исков, инициируемых третьими сторонами. Такие разбирательства могут касаться, в том числе, гражданских, административных, экологических, трудовых и налоговых споров. Компания не может заранее прогнозировать их исход или окончательные последствия.
– говорится в разделе «Ключевые риски Компании».
Указывается, что урегулирование споров не в пользу компании может повлечь выплату штрафов, компенсаций или заключение мировых соглашений и «способно оказать неблагоприятное воздействие на деятельность, перспективы, финансовое положение, денежные потоки и результаты деятельности».
К другим ключевым рискам, наравне с судебными тяжбами, крупнейшая нефтегазовая компания Казахстана отнесла высокую волатильность цен на нефть и зависимость от заключения и соблюдения межправительственных соглашений, регулирующих транспортировку нефти на внешние рынки (вероятность снижения объёмов транспортировки и реализации нефти на экспорт в случае сокращения или закрытия экспортных маршрутов).
Фото из открытых источников
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.