Кинофестиваль «Бастау»: как воспоминания отцов становятся фильмами детей
Кинофестиваль студенческих и дебютных фильмов «Бастау» вновь собрал самые яркие работы дебютантов из разных стран.
На пресс-конференции XII кинофестиваля «Бастау». Фото с сайта bastauiff.com
«Мы поддерживаем таланты. Серость сама пробьется»
Международный кинфорум проводится двенадцатый год подряд, собирая участников и гостей из разных стран. Не состоялся он только в 2021 году, так как еще действовали ограничения, связанные с пандемией коронавируса. На этот раз фестиваль тоже оказался под угрозой, только уже из-за недостатка средств, но, в конце концов, вопрос удалось решить.
– Пусть и без больших финансовых вложений, исключительно на энтузиазме друзей и партнеров, но «Бастау» мы всё-таки организовали, – говорит президент кинофестиваля, заслуженный деятель РК Сергей Азимов. – То, что фестиваль проводится уже двенадцатый раз, свидетельствует о его востребованности. Наш кинофорум – это возможность проявить себя, начать свой путь. Мы поддерживаем таланты, а серость всегда пробьется сама.
Действительно, на кинофестивале «Бастау» дебютировали многие режиссеры. Например, в прошлом году свою картину «Степь» представил Максим Акбаров. Конечно, новичком в кино человека с довольно солидным продюсерским опытом, к тому же, сыгравшего одну из главных ролей в картине «Сказ о розовом зайце», назвать трудно. Однако «Степь» – это его дебют как режиссера, и он был удостоен приза жюри фестиваля в прошлом году. Картина состоит из нескольких документальных историй об охотинспекторах, которые встают на защиту природы и животных иногда ценой собственной жизни.
А, например, в 2022 году в секции полнометражных фильмов от Казахстана была представлена дебютная картина Эльдара Шибанова «Горный лук». Перед этим, годом ранее, кинопроект стал финалистом конкурса, который проводила кинолаборатория Biennale College Cinema, созданная в рамках Венецианской биеннале при поддержке Министерства культуры Италии.
Что касается этого года, то на участие в международной конкурсной программе поступило около 500 заявок из разных стран, в том числе из Турции, Ирана, Гонконга, Италии, Нидерландов. Из всего этого потока отборочная комиссия утвердила 43 фильма. Их-то и представили для оценки экспертов. В состав международного жюри вошли российский кинооператор Борис Литовченко, режиссёр, сценарист и продюсер из Кыргызстана Дальмира Тилепберген, казахстанский критик Ораз Керейбаев и отечественный режиссёр Олжас Баялбаев. Возглавил судейскую коллегию член Союза кинематографистов России и Союза кинодеятелей Узбекистана Рашид Маликов.
– Я люблю Казахстан, и всегда рад вернуться в эту страну, – говорит он. – Приятно видеть столько талантливых людей. Вообще, я замечаю, что кинорежиссура сегодня заметно молодеет. Если раньше свои работы в основном представляли люди в возрасте за тридцать или даже за сорок лет, то сегодня вполне успешные проекты делают даже двадцатилетние ребята.
Задеть за живое
Между тем, интересные работы были представлены и вне конкурса. Например, открыл кинофестиваль документальный полнометражный фильм режиссёра Алины Мустафиной «Пряники для её отца, моего прадеда, её деда». Мировая премьера ленты прошла в октябре этого года на Пусанском международном фестивале в Южной Корее. Это история о поиске себя, собственной идентичности. Пожилая женщина решает отправиться из Казахстана на историческую родину, в Польшу, где похоронены ее прадед, дед и отец. Вместе с героиней в путешествие отправляются ее дочь и внучка. Дорога полна фантомов, они посещают дом, который им больше не принадлежит, вспоминают Советский Союз – несуществующую уже страну, в которой все трое родились. А еще ищут могилу прадедушки, связывающего всех трех женщин.
– Для меня это не просто фильм, в нем я рассказываю историю своей семьи, – делится режиссер Алина Мустафина. – Я работала над ним на протяжении двух лет, сама писала сценарий. Это позволило мне не только вырасти профессионально, но и лучше понять себя, разобравшись в прошлом своей семьи, своих близких. Вообще, думаю, что моя история близка многим интернациональным семьям в Казахстане.
Впрочем, картиной заинтересовались и за рубежом. Фильм представили на
нескольких международных кинорынках и питчингах.
Кроме того, в рамках фестиваля, но вне конкурса, состоялась казахстанская премьера ленты режиссёра Елзата Ескендира «Авель». Это история о хаосе, который воцарился в наших аулах после распада Советского Союза. Картина соткана из историй простых людей, чьи судьбы переплетаются с масштабными историческими событиями.
– Казахстанских фильмов сегодня становится все больше, и это приятно, потому что говорит о развитии киноиндустрии в Казахстане, – считает кинокритик Ораз Керейбаев. – Наши картины все активнее занимают прокатную сетку, и зачастую вполне успешно конкурируют с продукцией Голливуда, российским кинематографом. Людям наконец-то стало интереснее смотреть фильмы про себя, свою реальность, что, конечно, радует. Правда, пока у зрителей востребованы в основном комедии. При этом есть такое противоречие, что, смотря комедии, люди зачастую гораздо больше знают режиссеров авторского, а не массового кино. О них больше говорят, ведь часто именно эти люди активно представляют нашу страну за рубежом, завоевывают награды на престижных мировых кинофестивалях. В связи с этим хочется верить, что «Бастау» поможет не только открыть новые имена в кино, но и расширить кругозор зрителей.
Значимым событием в рамках фестиваля стала мастерская для молодых режиссеров короткометражных игровых и документальных дебютных фильмов. Она работает в рамках фестиваля уже второй год.
На торжественной церемонии закрытия форума прошел показ лучших короткометражных лент по итогам прошлогоднего фестиваля. Зрители посмотрели три игровые картины – «Пассажиры» Жамили Сахари, «Аӊ» Яны Бушминой и «Әдемi» Фаризы Танай.
– Молодые режиссёры радуют в первую очередь нестандартным выбором тем и их оригинальным раскрытием, – отметила Дальмира Тилепберген.
Что же волнует сегодня молодое поколение создателей кино? Как можно заметить, это поиск национальной идентичности, своего места и предназначения, если не в мире, то, по крайней мере, в стране, в собственной жизни и, конечно, же крайне непростая ситуация в мире.
Болевые точки в кадре
Все это вполне демонстрируют итоги киномарафона. Так, среди анимационных лент победил украинский фильм – картина выпускниц Академии художеств «Бецалель» Риммы Гефен и Ники Жуковой «Обіруч». Конечно же, это история о войне, но не масштабное полотно со множеством сражений, а очень камерная история о том, как чужие амбиции и жажда власти способны безжалостно ломать судьбы… и не только людей. В основе фильма – судьба одесситки Светланы Баликовой и ее собаки, которая умерла от разрыва сердца, когда началась война.
Фильм «Обіруч». Иллюстрация с сайта www.bezalel.ac.il
Приз за лучший игровой короткометражный фильм получила польская картина Son of Happiness режиссера Доминика Мирецки. В документальной секции лучшей назвали казахстанскую работу «Menin Terminatorsham». Особого упоминания жюри удостоилась лента «Профессиональный родитель», созданная режиссером из Словакии.
По традиции на фестивале также работало студенческое жюри, которое выбрало своего победителя. И здесь лучшей стала польская картина «Hi, grandpa» Александра Покульского. Особо отметили студенты и казахстанский фильм «Ноябрь» начинающего режиссера, но уже довольно известного тиктокера Махамбета Мырзы.
– «Ноябрь» я снял год назад, когда учился на первом курсе. Это история о простых людях их аула, которые зарабатывают на жизнь своим трудом. Рад, что картину так высоко оценили, – отметил он.
Махамбет Мырза. Фото с сайта bastauiff.com
Также на церемонии назвали имена победителей второго питчинга мастерской Almaty Film Lab для режиссёров игровых и документальных дебютных короткометражек, которые получат финансовую поддержку для дальнейшего превращения их в полнометражные картины. Счастливчиками стали Мира Абдрахманова с проектом «Аяулым» и Дастан Тусупбеков с работой «Ненасытные люди».
Комментариев пока нет