Китай больше не намерен расти так быстро
После того, как ВВП Китая вырос всего на 3% в 2022 году можно было ожидать, что на этот год правительство установит целевой показатель роста на уровне не менее 6%. В действительности, практически ни один рыночный прогноз не предполагает более низких ставок. Вместе с тем, на Всекитайском собрании народных представителей в прошлом месяце, уходящий в отставку Премьер-Министр Ли Кэцян в своем заключительном докладе о работе правительства сообщил, что правительство нацелено на рост примерно в 5%, что является самым низким показателем за время его пребывания на посту.
При бывшем премьер-министре Вэнь Цзябао, с 2003 по 2013 год, Китай поддерживал официальный целевой показатель роста на уровне 8%. Однако в своем итоговом отчете о работе правительства Вэнь впервые снизил целевой показатель на 0,5 процентных пункта. Причина была очевидна: Вэнь хотел помочь охладить перегретую в то время экономику. Удивительно, но Ли, преемник Вэня, в течение своего десятилетнего срока в качестве премьер-министра, фактически рассматривал 7,5% как потолок для роста.
По сути, с 2014 года Премьер-Министр Ли постоянно пересматривал целевой показатель роста Китая на полпункта в сторону понижения по сравнению с целевым показателем предыдущего года, будь то посредством категориальной корректировки или введения более низкого диапазона. Поскольку рост ВВП неоднократно отставал от официального целевого показателя, нельзя не предположить, что это была реакция на фактические показатели экономики. Если существующие целевые показатели не выполняются, зачем правительству их поднимать?
За последние три десятилетия целевые показатели роста в какой-то степени стали самосбывающимся пророчеством. С 1993 по 2013 год целевой показатель роста, установленный центральным правительством, практически интерпретировался как указатель того, на что надеялось центральное правительство. Именно поэтому фактические темпы роста были намного выше, чем целевые показатели правительства. Действительно, именно в этот период в пользу Китая работали структурные силы. Местные органы власти столкнулись с политическими стимулами для реализации своих стратегий роста, включая инвестиции в основной капитал и промышленное планирование, в соответствии с приоритетами и ожиданиями центрального правительства.
Точно так же, как повышение целевых показателей роста стимулирует местные органы власти более агрессивно добиваться роста, снижение целевых показателей роста может сдерживать такие усилия, приводя к снижению темпов роста, что, в свою очередь, подталкивает правительство к дальнейшему снижению целевых показателей, что приводит к нисходящей спирали. Все это затрудняет оценку потенциальных темпов роста Китая, которые как предполагается должны стать основой экономической политики. Почему это произошло?
Замедление роста ВВП Китая за последнее десятилетие является не отражением ошибочной политики, а новым политическим подходом. С 1993 по 2013 год рост ВВП был основной целью центрального правительства и определял подход политиков к макроэкономическому управлению. Эта цель, которая была поручена местным органам власти, привела к ускорению накопления государственного капитала, улучшению инвестиционной среды, привлечению частного капитала и созданию больших производственных мощностей.
Однако, этот подход также имеет свои ограничения, обусловленные быстрым ростом предельных издержек. В то время как производительные инвестиции стимулируют рост и развитие, чрезмерные инвестиции ведут к снижению прибыли и росту долгов. Подход, ориентированный на рост, также наносит значительный экологический ущерб, включая загрязнение воздуха и вод Китая.
Непосредственные социальные издержки, связанные с этим подходом, в конечном счете подтолкнули правительство Китая к выбору новой стратегии, сосредоточенной на создании рабочих мест и обеспечении макроэкономической стабильности. Что касается занятости, то Китай уже добился значительных успехов: за последнее десятилетие ежегодный показатель создания рабочих мест в городах составил около 12 миллионов (или более), что намного превышает целевой показатель — более обязательный, чем целевой показатель ВВП – в 11 миллионов.
Этим успехом Китай во многом обязан быстрому прогрессу в высокотехнологичных секторах, таких как платформенная экономика и электромобили. Новые цифровые технологии способствовали быстрому росту сектора услуг и повысили устойчивость рынка труда в целом.
Если экономика в состоянии создавать достаточное количество рабочих мест, то постоянный ускоренный рост ВВП просто не нужен. Даже когда в 2002–2012 годы темпы роста ВВП упали примерно до половины среднегодового показателя (10,2%), Китай не испытал значительных социальных волнений. Не было ни финансового кризиса, ни резкого экономического спада, который свел бы на нет достигнутый в прошлом прогресс в повышении уровня жизни, несмотря на спад, вызванный пандемией.
Китай продолжит пожинать плоды своего перехода от политики, ориентированной на рост, к сосредоточению внимания на рабочие места. Такой подход более благоприятен для проведения структурных реформ, необходимых для ограничения избыточных инвестиций и сокращения задолженности. Он также должен стимулировать внедрение новых технологий, генерируя благотворный цикл создания рабочих мест и роста производительности. Прогресс в этих областях, а также сближение темпов роста производительности в разных регионах имеют решающее значение для среднесрочного и долгосрочного развития китайской экономики.
Неблагоприятная внешняя среда еще больше усиливает аргументы в пользу того, что Китай не должен ограничиваться лишь ростом. Вся мировая экономика борется со снижением роста производительности и падением спроса – тенденции, которые не будут обращены вспять в ближайшее время.
Кроме того, мы являемся свидетелями краха институциональных рамок, лежащих в основе либерализации операций движения капитала во всем мире на протяжении последних 30 лет, поскольку геополитическая напряженность привела к беспрецедентному росту трансграничных ограничений. В целом, экономическая политика, движимая геополитикой – не в последнюю очередь ограничения, введенные Соединенными Штатами на торговлю с Китаем – порождает значительную неопределенность в глобальных производственно-сбытовых цепочках и финансовых рынках.
Эпоха высоких темпов роста и низкой инфляции в странах с развитой экономикой закончилась, и на смену ей приходит “долговременная стагнация”, о которой давно предупреждал бывший министр финансов США Лоуренс Х. Саммерс. В этом контексте страны с формирующимся рынком, такие как Китай, вправе отказаться от иллюзии, что высокие темпы роста могут сохраняться бесконечно. Более вероятным сценарием является длительный период — возможно, десятилетие — более медленного роста. Китаю гораздо лучше сосредоточиться на занятости и работать над тем, чтобы избежать системного финансового или долгового кризиса, чем пытаться сопротивляться неизбежному.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет