Китайский художник признался, что всегда восхищался Абылханом Кастеевым - Exclusive
Поддержать

Китайский художник признался, что всегда восхищался Абылханом Кастеевым

Известный художник из Китая Цао Чжэнчунь всегда мечтал больше узнать о традициях социалистического реализма в искусстве Казахстана. Именно поэтому в один из визитов в Алматы он посетил специальную экскурсию в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева.

По ту сторону Тянь-Шаня

Об этом мастер кисти рассказал, когда прилетел в южную столицу, чтобы представить свои работы на выставке «Путешествие по Шёлковому пути» – кстати, в той же «кастеевке».

– Это мой четвертый приезд в Алматы. Например, в прошлом году в рамках выставки я проводил мастер-класс по китайской живописи для здешних детей. Приятно снова вернуться в этот солнечный и гостеприимный город, – говорит Цао Чжэнчунь. – Очень рад, что в один из приездов мне, наконец-то, удалось больше узнать о народном художнике Абылхана Кастеева. Ещё с университетских времён, когда изучал традиции соцреализма в изобразительном искусстве, хотел вживую увидеть именно работы Абылхана Кастеева. Его картины произвели на меня огромное впечатление своим мастерством и тонкостью исполнения.

Интерес Цао Чжэнчуня к соцреализму в Казахстане понятен. «Стиль Сталин» – как его назвал критик Борис Гройс – начал формироваться как основное направление китайской живописи в рамках культурной революции 1950-х годов. Тогда художники из Поднебесной многое взяли именно из советской школы соцреализма.

– Мне было очень интересно посмотреть, как работали в этом направлении известные казахские художники, особенно Абылхан Кастеев, о котором нам так много говорили во время учебы, – пояснил Цао Чжэнчунь.

Гость из Китая на этот раз привез в Алматы более 40 картин – и они не имеют отношения к соцреализму. Большинство из них написаны специально для алматинской выставки. На этих полотнах изображены горы Тянь-Шаня и лошади.

– Так я решил подчеркнуть объединяющую силу искусства. Пики Тянь-Шаня одинаково дороги и Китаю, и Казахстану, а лошади на полотнах – это дань культуре кочевников. Мне нравится приезжать в Алматы, общаться с людьми, узнавать больше о казахских художниках. А еще я с большим удивлением узнал, что у вас есть улица Си Синхая, названная в честь знаменитого китайского композитора, и тут же прогулялся по ней, – рассказал художник.

В представленных на выставке работах Цао Чжэнчунь очень тонко передал переменчивую красоту красот горной природы. Особенно внимание зрителей привлекли такие картины, как «Переход Тянь-Шаня», «Снежная тропа Тяньшаньского коня», «Восемь коней Тянь-Шаня» и другие.

Казахский художник из Поднебесной

Между тем, «Путешествие по Шелковому пути» – это не персональная выставка Цао Чжэнчуня. В ней принимает участие ещё один художник – Танбол Турсынгали, этнический казах, который родился и вырос в Китае. Общаться с журналистами и поведать о своей жизни в Китае художник отказался, однако в этом случае картины многое могут рассказать за него. Например, он очень любит изображать казахских девушек в национальных костюмах. О том, как трепетно художник относится к героиням своих картин, говорят названия полотен: в них будто заключена история каждого произведения. Например, «Танец ветра», «Красное свадебное платье под небом из цветов рапса» и многие другие. В этих полотнах также заключена любовь автора к природе.

И, кстати, на его картинах тоже есть Тянь-Шань – прекрасные пастбища Тарбагатай и Каладжун у подножия горы.

Отдельная серия работ посвящена казахским национальным обычаям и традициям: художник уделяет этой теме большое внимание. На выставке были представлены такие работы, как «Концерт девушки-поэтессы на пастбище», «Последний беркутчи» и «Озеро Ару» Они помогают зрителям окунуться в тему национальной культуры, прочувствовать динамику народных игр, подобных «Кыз куу» и других.

Наверное, в этом и заключается особенность творчества художника – через свои работы он показывает уникальные природные ландшафты и национальные обычаи Синьцзяна, уделяя особое внимание местной жизни казахов в регионе. Во многом она схожа с нашей, но есть и различия.

Кстати, казахи в Китае – это самая большая община казахов за пределами нашей страны. В прошлом году съемочная группа из Казахстана отправилась в Поднебесную – делать документальный фильм о казахах в Синьцзяне. В картине показано все многообразие жизни казахов в СУАР, особенности их культуры и быта. По словам создателей фильма, в Синьцзяне сегодня живет более полутора миллионов казахов. Впрочем, по китайским меркам это совсем немного – только шестнадцатое место среди народов Поднебесной.

Между тем, китайские ученые недавно обнародовали результаты любопытного исследования, посвященного происхождению живущих в Синьцзяне казахов. Генетики взяли на анализ ДНК у более двухсот человек и в результате пришли к выводу, что казахи Синьцзяня появились благодаря смешению людей четырёх групп из Восточной и Южной Азии, Западной Евразии и Сибири. При этом, ученые подчеркнули, что до конца вопрос ещё не изучен, но согласно некоторым данным впервые смешение произошло более трёх тысяч лет назад.

*****

Однако вернемся к выставке в музее имени Абылхана Кастеева. Картины двух художников, Цао Чжэнчуня и Танбола Турсынгали, представляют собой уникальный тандем, в котором удивительным образом гармонично сочетаются две культуры – казахская и китайская. Выставка была организована в рамках программы «Один пояс – один путь»: напомним, она существует уже 11 лет. «Продолжение и развитие духа древнего Шелкового пути» – писали СМИ. Того пути, где обменивались не только товарами, но и знаниями, идеями, и, наконец, самым прекрасным – искусством.

Фото предоставлены Государственным музеем искусств имени Кастеева

Валерия Холодова




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.