Китайское кредитование в колониальном стиле - Exclusive
Поддержать

Китайское кредитование в колониальном стиле

Недавно опубликованные подробности кредитного соглашения, заключённого в 2014 году между Кенией и Китаем для финансирования скандального железнодорожного проекта, в очередной раз демонстрируют хищнический характер кредитования Китаем развивающихся стран.

Это соглашение не просто перекладывает практически все риски на заёмщика (в том числе требует использовать только арбитражные суды Китая для решения любых споров), но и повышает эти риски до невообразимых уровней (например, устанавливает необычайно высокие процентные ставки). Неудивительно, что с такими условиями кредитов многие страны мира попали в долговую китайскую ловушку, которая подрывает их суверенитет.

За последнее десятилетие Китай превратился в крупнейшего в мире кредитора. За этот период размер кредитов, предоставленных им странам с низким и средним уровнем доходов, утроился – до $170 млрд по состоянию на конец 2020 года. Общая сумма непогашенных китайских кредитов зарубежным странам сейчас превышает 6% мирового ВВП, что превращает Китай в соперника Международного валютного фонда за роль глобального кредитора. А по объёмам кредитов, предоставленных в рамках китайской инициативы «Пояс и путь» (BRI) общей стоимостью $838 млрд, Китай обогнал Всемирный банк в качестве крупнейшего в мире кредитора инфраструктурных проектов.

Да, конечно, после начала сделанной в Китае пандемии Covid-19 кредитование этой страной инфраструктурных проектов за рубежом пошло на спад (хотя до 2019 года оно резко увеличивалось). Отчасти это объясняется тем, что из-за пандемии страны-партнёры Китая оказались в тяжёлом экономическом положении, однако ужесточение международной критики хищнической политики китайского кредитования тоже, наверное, сыграло свою роль.

Можно было бы надеяться, что эта тенденция к снижению станет предвестником конца китайского кредитования в колониальном стиле. Однако наблюдающийся спад компенсируется увеличением антикризисного кредитования, которое предоставляется, как правило, странам-партнёрам по инициативе BRI (в том числе Кении), которые уже перегружены долгами перед Китаем.

Масштабы антикризисного кредитования колоссальны. Начиная с 2017 года, три крупнейших заёмщика – Аргентина, Пакистан и Шри-Ланка – получили от Китая чрезвычайные кредиты в общем размере $32,8 млрд. Главным заёмщиком на сегодня является Пакистан, получивший с 2018 года гигантское количество чрезвычайных кредитов от Китая – на сумму $21,9 млрд.

Всё это служит иллюстрацией того, как именно Китай сталкивает государства мира в самозакручивающуюся долговую спираль. В отличие от МВФ, Китай не выдвигает строгих условий предоставления кредитов, поэтому страны просто делают новые долги для обслуживания непогашенных долгов, тем самым погружаясь в долговую яму всё глубже и глубже.

Важно, что китайские кредитные соглашения обычно окутаны завесой тайны. Например, раскрытие информации Кенией технически нарушает пункт соглашения, где говорится о полной конфиденциальности. Во многих случаях детали кредитов скрываются от налогоплательщиков, вопреки принципам подотчётности правительства. Кроме того, Китай всё чаще предоставляет кредиты не правительствам напрямую, а государственным компаниям, государственным банкам, специальным финансовым компаниям, а также учреждениям частного сектора в странах-получателях. В результате возникает убийственный уровень «скрытых долгов».

Взгляните на Лаос, где размер скрытых долгов перед Китаем полностью затмевает официальную сумму госдолга. Чтобы предотвратить дефолт после шока пандемии, этой маленькой стране, не имеющей выхода к морю, пришлось отдать Китаю контрольный пакет акций в национальной энергосети. И у неё может не остаться иного выбора, кроме как отдавать Китаю по бартеру землю и природные ресурсы.

Уже имеется масса прецедентов. Некоторые должники Китая были вынуждены отдать своему кредитору стратегические активы. Например, Таджикистан сдал Китаю 1158 кв. км памирских гор, предоставил китайским компаниям права на добычу золота, серебра и других минеральных руд на своей территории, а также одобрил финансирование Китаем строительства военной базы вблизи границы с Афганистаном.

Долговой кризис в Шри-Ланке впервые привлёк международное внимание в 2017 году. Не имея возможности выплатить долги, эта страна отдала Китаю в аренду на 99 лет стратегически самый важный порт в Индийском океане – Хамбантота – и более 6000 гектаров земли вокруг него. В самой Шри-Ланке передачу порта сравнивали с ситуацией, когда перегруженные долгами фермеры отдают своих дочерей непреклонному ростовщику. Несмотря на все эти жертвы, в начале года Шри-Ланка объявила о дефолте по долгам.

Аналогичным образом Пакистан предоставил Китаю эксклюзивные права на управление в течение 40 лет стратегически важным портом Гвадар. В течение этого срока Китай положит себе в карман огромную часть доходов порта – 91%. Кроме того, «Китайской холдинговой компании зарубежных портов» (COPHC) были предоставлены налоговые каникулы на 23 года, чтобы она смогла установить оборудование и технику.

Рядом с Гвадаром Китай планирует построить аванпост своего военно-морского флота. Этот шаг следует уже сложившейся традиции. Благодаря долговым ловушкам Китай сумел получить свою первую зарубежную военно-морскую базу в Джибути, стратегически расположенную на входе в Красное море. Сегодня Китай старается заполучить морскую базу на западноафриканском побережье. Наибольшего прогресса он добился в Экваториальной Гвинее, крайне перегруженной долгами стране с низким уровнем доходов.

Всё это результаты реализации кредитной стратегии, которая направлена исключительно на максимальное усиление рычага влияния на заёмщиков. По данным международного исследования, «положения об отмене, ускорении и стабилизации в китайских кредитных соглашениях потенциально позволяют кредитору влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран-должников». Китай часто пользуется этим политическим рычагом, сохраняя за собой право отзывать кредиты произвольным образом или требовать их немедленного погашения.

Тем самым Китай может использовать кредитование зарубежных стран для продвижения своих экономических и дипломатических интересов. Например, если у Китая есть возможность отключить свет в Лаосе, тогда у него появляется гарантированный союзник на многосторонних форумах. Если у него есть возможность довести страну до дефолта по долгам, он может получать любые торговые и строительные контракты, какие пожелает. И если у него есть возможность контролировать порты той или иной страны, он может укрепить свои стратегические позиции.

Детали китайских кредитных соглашений с развивающимися странами пока что мало известны. Но уже сейчас очевидно, что кредитный империализм Китая создаёт серьёзные риски, причём как для самих заёмщиков, так и для будущего всего международного порядка.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Брама Челлани

Профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (Нью-Дели), научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор книги «Вода, мир и война: Как бороться с глобальным водным кризисом» (издательство Rowman & Littlefield, 2013).




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Не нужно брать кредиты. Нужно использовать внутренние резервы. Зачем РК хранит деньги в американских трижерс за маленький процент? А кредит берет за больший процент?
    И что интересно все министры правительств развивающихся стран имеют докторскую степень и учились на западе в основном Англия и США, и постоянно в этих странах то дефолт то галопирующая инфляция, может в консерватории что то подправить?