Когда Бозумбаев говорит «нет», его политическая карьера продолжается
Почему не любимый многими Канат Бозумбаев вновь вернулся в правительство Казахстана, да еще с повышением?
Сама карьера Каната Бозумбаева, назначенного вице-премьером в правительстве Олжаса Бектенова, состоит из множества отставок и уходов с различных должностей. Любое из этих событий стало бы разрушительным для биографии абсолютного большинства обитателей политического небосклона Казахстана, но не для Бозумбаева. Он не только счастливчик, но и человек, способный говорить «нет» самым «авторитетным» предложениям. Человек, отказывающий многим, так же наживает себе немалое число врагов и недоброжелателей.
Так, например, возглавив, фонд «Samruk», Бозумбаев был намерен навести порядок в рядах многочисленных и неэффективных «дочек» и «внучек» нацкомпаний. Эти планы не совпадали с идеологией нефтяных магнатов и бывшего тогда премьер-министром Карима Масимова. Не без их участия был разыгран план слияния двух фондов в нынешний «Самрук-Казына». Естественно, в новом фонде Бозумбаеву остаться не предложили. Зато начали «сватать» в Павлодаркую область акимом. Область проблемную, где и должна была быть «похоронена» его карьера в политическом смысле.
Бозумбаев ответил твердым отказом и, как говорят чиновники, «завис» без нового назначения и, самое главное, без доступа к президенту Нурсултану Назарбаеву. А тогда только он мог решить судьбу еще молодого и политически растущего управленца. Используя политтехнологии и свои хорошие наработки со СМИ, Бозумбаев смог-таки подать нужные сигналы тогдашнему хозяину Акорды. И был назначен акимом Жамбылской области.
После нескольких лет успешного акимства Канат Алдабергенович все же стал главой Павлодарской области. Далеко не все первые руководители этого индустриально и аграрно развитого края имели хорошее продолжение своей карьеры. Некоторые угодили под суд, иные просто не смогли подняться на ступеньку-другую выше, а вот Бозумбаев смог. При этом он в буквальном смысле разгромил местную преступную группировку, промышлявшую шантажом и вымогательством.
Здесь надо отчетливо понимать, что никто не собирается идеализировать фигуру Бозумбаева. Он, как и любой политик, использует ситуацию как возможность, в том числе и для отстранения своих недоброжелателей. Просто в казахстанском властном аттракционе выживает тот, кто умеет видеть ситуацию не стандартно, а то, что при этом они выкручивают друг другу все что можно, до характерного хруста, это уже сопутствующий ущерб.
Защищая репутацию, Бозумбаев беспощадно расправился с теми, кто являлся угрозой в Павлодаре. Ему удалось выстоять, и он получил пост министра энергетики. Это место в правительстве всегда было объектом пристального внимания, в первую очередь, из-за возможностей показать свой талант и раскрыть возможности. (Например, прямо из кресла министра энергетики пересел в кабинет главы правительства и стал очень неплохим премьер-министром ныне покойный Нурлан Балгимбаев).
В министерстве энергетики раскрылся еще один талант Каната Бозумбаева, как хорошего переговорщика. Всем известно, что Казахстан зависим от цены на нефть, а она в свою очередь формируется Организацией стран экспортеров нефти (ОПЕК). Так вот, в бытность Бозумбаева главой минэнерго, его коллеги из некоторых стран Ближнего Востока не сильно нервничали, если Казахстан отправлял на экспорт немножко больше нефти, чем определено ему квотой ОПЕК.
Со своими зарубежными коллегами Бозумбаев говорил, скорее всего на английском. Он также знает казахский, русский и вовсе не дипломатичный язык. Уже будучи акимом Алматинской области он во время событий Кантара уговаривал народ прислушаться к голосу разума, а вот слова проскальзывали тогда вовсе несвойственные языку переговоров.
Неизвестно, какими словами Бозумбаев отказывался от должности акима, когда было принято решение разделить возглавляемую им Алматинскую область на две, естественно, размером поменьше. Только после таких отставок карьера в политике обычно приходит к финишу.
Но в случае с Бозумбаевым это работает не так. Уйдя с должности акима, он на средства своей семьи построил школу на 100 учащихся в селе Коскудук Алматинской области. И это снова был сигнал, что, как политик, он с экранов радаров не исчезнет. Сигналы подтвердил сам президент Токаев, назначив Бозумбаева своим советником в сентябре 2023 года, а теперь еще и направив его в правительство, где он оказался не только седьмым по счету заместителем премьер-министра, но и самым политически закаленным в составе Кабинета Олжаса Бектенова.
1 Комментарий
Лишь бы не был пророссийским