English version

Когда есть только два варианта: уехать или умереть

Культурная среда — 1 августа 2025 14:00
0

Независимый театр «Арт-убежище Bunker» вновь обратился к мрачно-ироничному творчеству ирландца Мартина Макдонаха.

Лет десять назад здесь уже ставили первую пьесу его трилогии о городке Линэйн – спектакль «Королева красоты», который перенес зрителей во вторую половину прошлого века, в маленький ирландский городок, где время словно становилось. «Королева красоты» – это история пожилой больной женщины Мэг Фолан и молодой красавицы Морин, которая уже много лет ухаживает за ней, хотя мечтала совсем не о таком будущем. И вот ей представляется шанс обрести новую жизнь, но… получится ли у нее вырваться из маленького мрачного городка, где, кажется, совсем нет счастливых людей, или же они перестали в это верить? Зрители сочувствовали героиням и надеялись, что хотя бы Морин, возможно, все-таки обретет счастье…

Изображение 1 для Когда есть только два варианта: уехать или умереть

И вот спустя годы театр предлагает нам вернуться в серый, мрачный и безрадостный Линэйн, чтобы стать свидетелями еще одной непростой истории.

То, что жители городка в третьей части не стали счастливее, подсказывает уже само название – «Сиротливый запад». 

Спектакль поставила основатель театра Ксения Драчучкова, которая в первой части сыграла одну из главных ролей – Мэг Фолан, пожилую женщину со сложным характером и с не менее непростой судьбой. Впрочем, в новом спектакле она тоже задействована: в одном из составов главные роли играют Ксения и ее муж Евгений Драчуков. Конечно, быть в одном проекте и режиссером, и актрисой непросто, однако в этом театре никогда не ищут легких путей и поверхностных сюжетов. И делают все, чтобы не просто достучаться до зрителя, а иногда вывернуть его душу наизнанку. «Сиротливый запад» – не исключение.

– Эта пьеса завершает трилогию о жителях Линэйна. Да, мы сознательно пропустили вторую часть, «Череп из Коннемара», в которой героя подозревают в убийстве жены, погибшей при странных обстоятельствах, – говорит Ксения Драчукова. – Возможно, когда-нибудь мы еще вернемся к этой истории, но с пьесами Макдонаха работать непросто. Например, для этого спектакля мы отказались от классического перевода и сделали собственный. А еще немного поменяли персонажей.

Итак, на этот раз зрителям предлагают вернуться в Линэйн, чтобы стать свидетелями конфликта Далена и Орлы – брата и сестры, которые после смерти отца не поделили наследство. Точнее, брат забрал все себе, представив это как плату за молчание о настоящей причине гибели отца. Кстати, в оригинальной пьесе Макдонаха два брата, но в алматинской постановке одному из них решили сменить пол. Возможно, задумка заключалась в том, что у девушки может быть больше причин ненавидеть отца? Вопрос спорный, особенно учитывая историю Ирландии. В частности, громкий скандал, связанный с приставанием священнослужителей к несовершеннолетним мальчикам. Эта история в свое время вышла за пределы страны, скандал достиг международных масштабов…

Изображение 2 для Когда есть только два варианта: уехать или умереть

Вот только мы не в Ирландии, так что, возможно, мотивы героини для наших зрителей более понятны, хотя, подробно о том, что именно произошло между отцом и дочерью, в спектакле не говорится. В центре внимания отношения брата и сестры. Единственный в городе человек, которому есть дело до того, что происходит с людьми и конкретно с этой семьей – местный священник отец Уэлш. Остальным же и своих проблем вполне хватает. Впрочем, у отца Уэлша они тоже есть. Скандал с приставаниями к малолетним в свое время бросил тень на всех священнослужителей страны, поэтому, с какими бы намерениями не приехал в город святой отец, насмешек и намеков ему не избежать. Сможет ли он выстоять или спрячется в алкогольном забытье, а, может, найдет выход пострашнее, поддавшись в итоге атмосфере всеобщей безнадеги?

На первый взгляд материал кажется на сто процентов ирландским. Намеки на конкретные события, вроде скандала со священниками, гнетущая и мрачная атмосфера, соседствующая с такой горькой иронией, что порой уже и сам не можешь понять, как может вдруг быть смешно в такой пронзительной безысходности. А вот может – и это хорошо удается передать ирландским авторам, в частности, Макдонаху, в своих произведениях, а режиссеру постановки и актерам – на сцене.

Изображение 3 для Когда есть только два варианта: уехать или умереть

Правда, не всем. Кажется, не совсем раскрыт остался образ священника, которого играет Сергей Семененко. Для него этот спектакль – дебют, а роль сложная. В образе отца Уэлша воплощена драма человека, который приехал в маленький, почти забытый богом город, надеясь спасти его жителей, дать им шанс обрести лучшую долю, а себя вытащить из капкана общественного мнения… Однако ловушка захлопывается, и служитель церкви остается внутри.

При этом мрачная ирония в том, что именно он – единственная надежда на то, что луч света все-таки пробьется сквозь непроглядную тьму. Отец Уэлш –

символ веры и плечо надежды не только для брата и сестры, но и для других жителей городка, даже если они этого не осознают. Например, для еще одной, единственной безымянной героини – «Девчули». Наверняка у нее нет имени потому, что таких в маленьком городе сотни…

Иными словами, в этом спектакле у всех героев своя драма, и вера – единственное, что удерживает их от рокового шага. Причем, в первую очередь имеется в виду совсем не религия, а вера в то, что все может измениться, что можно наладить отношения с братом или сестрой, вырваться, в конце концов, из родного города, но… что, если и эта нить надежды оборвется?

На сцене постепенно разворачивается настоящая драма. Унижают, оскорбляют, да и вовсе уничтожают друг друга люди, которые должны быть самыми близкими, как нас учат с детства. Брат и сестра наносят друг другу удар за ударом так виртуозно болезненно, как это могут делать только родные. Любой из этих ударов способен стать смертельным…

Изображение 4 для Когда есть только два варианта: уехать или умереть

Можно, конечно, успокаивать себя тем, что все это происходит в Ирландии, за тысячи километров – есть прямые отсылки к этой стране. Тем не менее семейная драма выглядит очень актуальной, наверное, для любого небольшого городка, да и большого, впрочем, тоже. Просто в мегаполисе среди миллионов людей и судеб проще затеряться: там каждый едва успевает заниматься собой, и поэтому очень легко остаться незамеченным.

Впрочем, пьесы Макдонаха это все не касается. Ее ставят во многих странах мира, потому что нет ничего актуальнее семейных драм. Например, согласно статистике преступлений в Казахстане за прошлый год каждое четвертое убийство произошло в семье. Так Ирландия вдруг становится не такой уж далекой, а сама пьеса – очень даже актуальной. В арт-убежище Bunker вообще любят поднимать острые социальные темы. Этот спектакль чем-то похож на постановку Qonaev театра «АRTиШОК». По крайней мере, оба спектакля поднимают тему полную безысходности и горькой иронии жизни людей в маленьких городах. Иногда кажется, что у них есть только два варианта – уехать или умереть. По крайней мере, Макдонах не предусмотрел для своих героев третьего варианта.

Фото предоставлены независимым театром «Арт-убежище Bunker»


Валерия Холодова

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.