Когда есть только два варианта: уехать или умереть
Независимый театр «Арт-убежище Bunker» вновь обратился к мрачно-ироничному творчеству ирландца Мартина Макдонаха.
Лет десять назад здесь уже ставили первую пьесу его трилогии о городке Линэйн – спектакль «Королева красоты», который перенес зрителей во вторую половину прошлого века, в маленький ирландский городок, где время словно становилось. «Королева красоты» – это история пожилой больной женщины Мэг Фолан и молодой красавицы Морин, которая уже много лет ухаживает за ней, хотя мечтала совсем не о таком будущем. И вот ей представляется шанс обрести новую жизнь, но… получится ли у нее вырваться из маленького мрачного городка, где, кажется, совсем нет счастливых людей, или же они перестали в это верить? Зрители сочувствовали героиням и надеялись, что хотя бы Морин, возможно, все-таки обретет счастье…

И вот спустя годы театр предлагает нам вернуться в серый, мрачный и безрадостный Линэйн, чтобы стать свидетелями еще одной непростой истории.
То, что жители городка в третьей части не стали счастливее, подсказывает уже само название – «Сиротливый запад».
Спектакль поставила основатель театра Ксения Драчучкова, которая в первой части сыграла одну из главных ролей – Мэг Фолан, пожилую женщину со сложным характером и с не менее непростой судьбой. Впрочем, в новом спектакле она тоже задействована: в одном из составов главные роли играют Ксения и ее муж Евгений Драчуков. Конечно, быть в одном проекте и режиссером, и актрисой непросто, однако в этом театре никогда не ищут легких путей и поверхностных сюжетов. И делают все, чтобы не просто достучаться до зрителя, а иногда вывернуть его душу наизнанку. «Сиротливый запад» – не исключение.
– Эта пьеса завершает трилогию о жителях Линэйна. Да, мы сознательно пропустили вторую часть, «Череп из Коннемара», в которой героя подозревают в убийстве жены, погибшей при странных обстоятельствах, – говорит Ксения Драчукова. – Возможно, когда-нибудь мы еще вернемся к этой истории, но с пьесами Макдонаха работать непросто. Например, для этого спектакля мы отказались от классического перевода и сделали собственный. А еще немного поменяли персонажей.
Итак, на этот раз зрителям предлагают вернуться в Линэйн, чтобы стать свидетелями конфликта Далена и Орлы – брата и сестры, которые после смерти отца не поделили наследство. Точнее, брат забрал все себе, представив это как плату за молчание о настоящей причине гибели отца. Кстати, в оригинальной пьесе Макдонаха два брата, но в алматинской постановке одному из них решили сменить пол. Возможно, задумка заключалась в том, что у девушки может быть больше причин ненавидеть отца? Вопрос спорный, особенно учитывая историю Ирландии. В частности, громкий скандал, связанный с приставанием священнослужителей к несовершеннолетним мальчикам. Эта история в свое время вышла за пределы страны, скандал достиг международных масштабов…

Вот только мы не в Ирландии, так что, возможно, мотивы героини для наших зрителей более понятны, хотя, подробно о том, что именно произошло между отцом и дочерью, в спектакле не говорится. В центре внимания отношения брата и сестры. Единственный в городе человек, которому есть дело до того, что происходит с людьми и конкретно с этой семьей – местный священник отец Уэлш. Остальным же и своих проблем вполне хватает. Впрочем, у отца Уэлша они тоже есть. Скандал с приставаниями к малолетним в свое время бросил тень на всех священнослужителей страны, поэтому, с какими бы намерениями не приехал в город святой отец, насмешек и намеков ему не избежать. Сможет ли он выстоять или спрячется в алкогольном забытье, а, может, найдет выход пострашнее, поддавшись в итоге атмосфере всеобщей безнадеги?
На первый взгляд материал кажется на сто процентов ирландским. Намеки на конкретные события, вроде скандала со священниками, гнетущая и мрачная атмосфера, соседствующая с такой горькой иронией, что порой уже и сам не можешь понять, как может вдруг быть смешно в такой пронзительной безысходности. А вот может – и это хорошо удается передать ирландским авторам, в частности, Макдонаху, в своих произведениях, а режиссеру постановки и актерам – на сцене.

Правда, не всем. Кажется, не совсем раскрыт остался образ священника, которого играет Сергей Семененко. Для него этот спектакль – дебют, а роль сложная. В образе отца Уэлша воплощена драма человека, который приехал в маленький, почти забытый богом город, надеясь спасти его жителей, дать им шанс обрести лучшую долю, а себя вытащить из капкана общественного мнения… Однако ловушка захлопывается, и служитель церкви остается внутри.
При этом мрачная ирония в том, что именно он – единственная надежда на то, что луч света все-таки пробьется сквозь непроглядную тьму. Отец Уэлш –
символ веры и плечо надежды не только для брата и сестры, но и для других жителей городка, даже если они этого не осознают. Например, для еще одной, единственной безымянной героини – «Девчули». Наверняка у нее нет имени потому, что таких в маленьком городе сотни…
Иными словами, в этом спектакле у всех героев своя драма, и вера – единственное, что удерживает их от рокового шага. Причем, в первую очередь имеется в виду совсем не религия, а вера в то, что все может измениться, что можно наладить отношения с братом или сестрой, вырваться, в конце концов, из родного города, но… что, если и эта нить надежды оборвется?
На сцене постепенно разворачивается настоящая драма. Унижают, оскорбляют, да и вовсе уничтожают друг друга люди, которые должны быть самыми близкими, как нас учат с детства. Брат и сестра наносят друг другу удар за ударом так виртуозно болезненно, как это могут делать только родные. Любой из этих ударов способен стать смертельным…

Можно, конечно, успокаивать себя тем, что все это происходит в Ирландии, за тысячи километров – есть прямые отсылки к этой стране. Тем не менее семейная драма выглядит очень актуальной, наверное, для любого небольшого городка, да и большого, впрочем, тоже. Просто в мегаполисе среди миллионов людей и судеб проще затеряться: там каждый едва успевает заниматься собой, и поэтому очень легко остаться незамеченным.
Впрочем, пьесы Макдонаха это все не касается. Ее ставят во многих странах мира, потому что нет ничего актуальнее семейных драм. Например, согласно статистике преступлений в Казахстане за прошлый год каждое четвертое убийство произошло в семье. Так Ирландия вдруг становится не такой уж далекой, а сама пьеса – очень даже актуальной. В арт-убежище Bunker вообще любят поднимать острые социальные темы. Этот спектакль чем-то похож на постановку Qonaev театра «АRTиШОК». По крайней мере, оба спектакля поднимают тему полную безысходности и горькой иронии жизни людей в маленьких городах. Иногда кажется, что у них есть только два варианта – уехать или умереть. По крайней мере, Макдонах не предусмотрел для своих героев третьего варианта.
Фото предоставлены независимым театром «Арт-убежище Bunker»
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.