Когда казахи, кыргызы, узбеки и таджики поймут, что у них общая судьба
Несмотря на растущую популярность идеи, каждая страна Центральной Азии продвигает свои экономические интересы без учета интересов других стран региона. Наши экономики не дополняют друг друга, а конкурируют между собой. Но правда в том, что по отдельности мы никому не интересны. Только – вместе.
С одной стороны, за последние годы достигнуты взаимовыгодные решения по государственной границе, транспортным коммуникациям, межрегиональному сотрудничеству и многим другим вопросам. Но эффективность исполнения договоренностей, достигнутых главами государств ЦА, отдана в руки так называемого «ручного» управления.
Казалось бы, война в Украине вдохнула жизнь в очень важный для нас проект Транскаспийский международный коридор «Восток-Запад» (Средний коридор), соединяющий Европу, Турцию, Южный Кавказ, Центральную Азию и Китай. Но рост грузов идет по этому маршруту скорее не благодаря, а вопреки: узким местом остается разная тарифная политика и разное применение нормативов оформления, досмотра и прохождения грузов.
Другой пример – Узбекистан и Казахстан в рамках расширения двусторонней торговли запустили Международный центр промышленной кооперации. В нем должны были быть созданы условия для выполнения совместных узбекско-казахских производственных проектов. Однако, по мнению опрошенных экспертов, непотизм и коррупция с обеих сторон, приводящие к контрабанде, занижению стоимости товаров, созданию преференций для «избранных» коммерсантов не позволяют в полной мере раскрыть потенциал роста в торговле между двумя странами.
Очевидно, это связано с тем, что политические и бизнес элиты стран, в основном, связаны с ведущими внерегиональными странами (Россия, США, Великобритания и пр.). Особенно за эти годы налажен бизнес с Россией и Китаем. Заинтересованности в сотрудничестве с соседними странами по региону ЦА пока мало, что отражает довольно слабый рост взаимной торговли. К тому же, вяло решаются задачи построения короткой и простой транспортной логистики.
В результате, каждая страна ЦА стремится защитить свою экономику путем предоставления и получения преференций для своих предпринимателей. Это естественный процесс, поскольку национальные производители платят налоги и сборы в бюджет своего государства. Предоставление таких же преференций иностранным предпринимателям увеличивает количество конкурентов на рынке и снижает уровень доходов государства от налогов, ведь, как правило, иностранцы выводят из страны полученную прибыль. Формулы восполнения выпадающих доходов от налогов и таможенных сборов в рамках ЦА не существует.
Отсутствие специализации национальных экономик
Экономики стран ЦА не дополняют друг друга, а конкурируют между собой. Основную часть товарного экспорта стран Центральной Азии составляют ископаемые природные ресурсы и продукты их первичной переработки (около 85% всего товарного экспорта). Этими товарами страны региона друг с другом торгуют в гораздо меньшей степени, чем продают их за пределы региона. Но объемы товарного экспорта за вычетом минеральных продуктов и металлов показывают, что доля экспорта в страны региона возрастает до порядка 28%. Это означает, что по товарам, не являющимися полезными ископаемыми, имеет место активная внутрирегиональная торговля, где первое место занимают продукты питания. Причем этот показатель почти в три раза превышает экспорт этих товаров в Россию.
Мы все еще не доверяем инициативам друг друга. Нынешний высокий уровень сотрудничества в ЦА держится на инициативах президента Казахстана и президента Узбекистана. Бизнес справедливо опасается, что смена глав государств в Казахстане и Узбекистане приведет к сворачиванию нынешнего сотрудничества. А коррупция и непотизм не дают реализовывать договоренности, достигнутые на высоком уровне. На уровне исполнителей, на низовом уровне, граждане стран ЦА сталкиваются с произвольным толкованием принятых договоренностей. Порой сказывается отсутствие опыта у чиновников или их неготовность работать по– новому. Все это ведет в тому, что как госпредприятия, так и бизнесмены порой не выполняют условия заключенных договоров и контрактов.
Малые экономики Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана не представляют интерес для крупного бизнеса из Казахстана и Узбекистана, но интересны среднему бизнесу из этих стран. Размеры рынков Бишкека, Душанбе и Ашгабада позволяют им получить хорошую прибыль. Однако местные потребители вынуждены платить большую цену за те же товары, которые продают в Казахстане и Узбекистане. Это связано с разными размерами таможенных тарифов, налогов и сборов. Более высокие цены, в реальности, связаны с пожеланиями самих поставщиков, поскольку ценообразование ориентировано на местные условия. Однако более высокие цены становятся источником, вызывающим сомнения у населения и лиц, принимающих решения.
Многие рынки стран ЦА монополизированы. Этому способствуют барьеры на пути внешней торговли и разного рода преференции, создаваемые правительствами для «защиты отечественных производителей». Кроме того, большую роль в экономиках стран ЦА играют естественные монополии и государственные корпорации.
И наконец, нет единого информационного пространства. В то же время, наш регион совершенно открыт для проникновения чуждых идей, проектов «мягкой силы» других государств и их стратегий в отношении стран ЦА. Население наших стран смотрит друг на друга через призму американских, западных и российских интересов, продвигаемых их масс-медиа.
И наконец, отсутствует единая система внешней безопасности. Каждая страна региона находится в разной степени зависимости от внешних центров сил, которые часто используют это для того, чтобы столкнуть страны ЦА между собой. В Казахстане нарастает влияние Великобритании и США, в Кыргызстане и Таджикистане – России, в Узбекистане растет влияние Китая и России. В последнее время выросло влияние Турции в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане. Однако каждая страна ЦА стремится сотрудничать с ними в одиночку.
Также укреплению сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном мешает миф о борьбе за лидерство в регионе между ними. И хотя это только миф, усиленное нагнетание среди населения стран ЦА такого нарратива приводит к недоверию в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане к инициативам, как Ташкента, так и Астаны. Эти три страны боятся быть втянутыми в соперничество между Казахстаном и Узбекистаном.
1 Комментарий
Очень хорошая статя..