Когда самокатчики перестанут сбивать пешеходов?
В августе 2023 года вступил в силу закон, призванный обезопасить пешеходов и электросамокатчиков друг от друга. Правда, спустя год, в МВД признаются, что контролировать скорость электросамокатов до сих пор не удается. Реально ли вообще решить эту проблему, не отказываясь от самого транспорта? Что для этого нужно сделать? И почему, несмотря на принятые жесткие меры, эффективность их оказалась минимальной?
Замакима Астаны Нурлан Нуркенов недавно пошутил, что «самокатчиков нужно расстреливать». Фраза прозвучала в контексте того, что самокаты оставляют следы от торможения на брусчатке. Но более широкий контекст понятен любому жителю Астаны и Алматы: беспорядочная езда водителей электросамокатов вызывает у пешеходов стресс и матерные выражения, у автомобилистов – лишний повод для аварии, а у самих самокатчиков – риск оказаться в травмпункте. В интернете некоторые поддержали инициативу Нуркенова со словами «в шутке есть доля правды».
Впрочем, власти не только иронизируют над проблемой, но и пытаются что-то делать. Закон, ограничивающий движение на электросамокатах вступил в силу в августе 2023 года. Вот какие меры предложили тогда депутаты:
– на тротуарах скорость должна быть не больше 6 км/ч;
– быстрее можно ездить по велодорожкам и с крайней правой стороны проезжей части, со скоростью до 25 км/ч;
– чтобы ездить по проезжей части, нужно быть старше 18 лет, иметь водительские права любой категории, шлем и светоотражающие предметы.
Также самокатчикам запретили ездить вдвоем, не держаться за руль, пересекать перекресток (нужно делать это пешком, ведя самокат рядом), поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы. За несоблюдение правил предусмотрены штрафы от 3 МРП (10 350 тенге) до 5 МРП (17 250 тенге).
Однако все это не улучшило ситуацию на улицах крупных городов, что подтвердили даже в МВД. Виновными в том, что закон не соблюдается, в ведомстве считают компании, предлагающие аренду самокатов.
– Владельцы шеринговых компаний нам давали обязательства, что они сами будут регламентировать скорость на тротуарах. На сегодняшний день мы ставим перед разработчиками автоматизированных систем фиксации такую задачу, чтобы фиксировали скорость движения на тротуарах. Пока, скажу честно, у нас таких средств фиксации нет. Поэтому это ответственность шеринговых компаний полностью, – заявил Заместитель министра внутренних дел РК Игорь Лепеха. И добавил, что «необходимо все-таки требования ужесточать», но почему-то не в отношении компаний (чтобы принудить выполнять существующие правила), а в отношении пользователей самокатов.
Что не так с законом и почему он не работает
Логика закона в принципе ясна. Чтобы снизить вероятность столкновения самоката с пешеходом, нужно занизить их скорость до минимальной, сравнимой со скоростью пешего шага. Соответственно, если самокатчику требуется ехать быстрее, но рядом нет велодорожки, он может ехать по проезжей части. Но чтобы ему как-то себя обезопасить, нужно надеть шлем и светоотражатели. Зачем нужны права тоже понятно – люди с правами знают, по каким правилам ездят автомобили, поэтому лучше смогут под них подстроиться.
Все вроде бы логично, но, кажется, что, знание ПДД не сильно спасет самокатчика, который едет по узкой линии между автомобилями и обочиной. Особенно если самокатчиков несколько, а движение транспорта на участке оживленное. В Алматы, например, аварии происходят постоянно, и даже переходя через дорогу по пешеходному переходу, не чувствуешь себя безопасно. Да и защита в виде шлема не выглядит по-настоящему надежной.
На этом основана и линия критиков, среди которых есть и некоторые урбанисты, и, конечно, владельцы кикшеринговых компаний. Они считаю, что выводить самокатчиков на проезжую часть опасно, а значит сильно занижать скорость на тротуарах не стоит. Приемлемую скорость на тротуарах они предлагают ограничить 15 км/ч (СЕО компании Whoosh не готов и к этому, настаивая на 25 км/ч). К тому же если у потенциальных самокатчиков есть права, то для них логичнее пересесть на более быстрый транспорт – автомобиль, мотоцикл или мопед. И тогда смысл самокатов вообще теряется. В результате значительно меньше людей будет ими пользоваться, а кикшеринговые компании будут уходить с рынка. Также критики настаивают на том, что властям нужно вкладываться в строительство велодорожек, то есть создание комфортной инфраструктуры для самокатчиков.
Понятно, что кикшеринговые компании не готовы уступать пусть даже и 10% своих пользователей, потому что никто не хочет терять прибыль. Доходит до того, что их представители отрицают высокую аварийность этого вида транспорта, ссылаясь на то, что процент ДТП с участием электросамокатов очень низкий по сравнению с их числом. Сооснователь казахстанской компании Jet Мейрамбек Абелкасов приводит, например, такие данные: в 2021 году в Алматы произошло 57 ДТП, связанных с электросамокатами, в 2022 году их количество снизилось до 41, при этом количество пользователей с каждым годом растет все больше. Правда, в 2024 году (то есть за половину года) МВД насчитало 97 ДТП с участием самокатчиков, два человека погибли. Ясно, что за это время и число самокатов увеличилось, но от этого как-то спокойнее не становится.
Да и в принципе аргумент странный – по логике властей, отказываться совсем от самокатов не нужно, а если их количество снизится и при этом снизится вероятность аварии, тем лучше. В некоторых странах вообще это используют в качестве главной ограничительной меры. Например, в Риме в 2022 году уменьшили количество арендных самокатов с 16 тысяч до 9, и сократили число операторов с 16 до 3.
Владельцы компаний также не учитывают, что большинство происшествий просто никак не фиксируется. Небольшие аварии – кто-то врезался в пешехода, оба упали, повредились, но не сильно – происходят постоянно, просто мотивация у пострадавших вызывать полицию нулевая, только лишние проблемы. К тому же любой пешеход в Алматы скажет, что быстрая езда самокатчиков вызывает сильный дискомфорт. В тебя могут не врезаться, но мало приятного, когда в нескольких сантиметрах от тебя проезжает на высокой скорости самокат, на сигнал которого (если он был) пешеход даже не успел еще отреагировать. А потом за одним самокатчиком сразу едет его друг, а за ним еще один.
Но опять же – сокращение числа самокатов невыгодно прежде всего кикшеринговым компаниям. Поэтому и каких-то кардинальных мер по соблюдению закона они не принимают. Например, Jet просто прописывает все эти правила в инструкции к приложению. А Яндекс не делает и этого. Все сервисы также пишут, что самокат можно арендовать только с 18 лет. Никакого контроля за этим нет, и неудивительно, что подростки продолжают на них ездить, как будто запрета и вовсе нет. Кстати, в самом законе возрастные ограничения есть только на передвижения по проезжей части.
Скорость самокатов может контролироваться через GPS. И, справедливости ради, в отдельных зонах, самокат действительно автоматически снижает скорость – например, в некоторых парках и пешеходных зона. Правда, пока местоположение далеко не всегда определяется точно, и иногда скорость может резко снизиться, когда самокатчик едет по велодорожке, но рядом находится парк. Это тоже повышает риск травм, но техническое совершенствование и применение других инструментов (например, голосового оповещения о приближении к такой зоне) вполне могли бы решить проблему.
Есть ли решение?
Совсем запрещать самокаты, как это сделали в Париже, в Торонто и недавно в Мельбурне, для Казахстана не самый адекватный выход. Электросамокаты действительно служат удобной, более мобильной альтернативой привычным средствам городского транспорта. В Алматы сильные пробки (особенно в часы пик) и загруженность наземного транспорта, метро ходит редко и охватывает только небольшую часть города. А электросамокат позволяет быстро доехать в нужное место, если оно находится на небольшом расстоянии, и может также дополнять другие виды транспорта.
Текущие правила не выглядят оптимальными, особенно в том, что касается езды по проезжей части. Компромиссным мог бы быть вариант, при котором скорость по тротуарам ограничивается не так сильно – не до 6 км/ч (почти скорость пешего шага), а до 10 км/ч (средняя скорость спокойно едущего велосипеда). Тогда не будет большой потребности переходить на проезжую часть и требовать от самокатчика водительские права.
Самое главное в этом процессе – принудить кикшеринговые компании вводить технические ограничения на скорость. По словам замминистра МВД, сервисы попросили соблюдать предписания закона, рассчитывая на их «ответственность и серьезность». В МВД также подчеркнули, что технические возможности для ограничений у таких сервисов есть, но компании не спешат ими воспользоваться. Наверное, тогда нужны дополнительные стимулы. Например, штрафы за несоблюдение закона?
Пока компании просто перекладывают ответственность на пользователей: «Мы про правила упомянули, их соблюдение – дело ваше». Замминистра МВД тоже говорил об ужесточении требований в отношении водителей. Но проблема не в отдельных пользователях, которые не уважают пешеходов, а в том, что сама система кикшеринга устроена так, что всегда ездить осторожно невозможно. Если создаются условия для нарушения правил, будьте уверены – они будут нарушаться.
Другая важная задача – расширение удобной инфраструктуры для самокатчиков. То есть нужно строить больше велодорожек, создавать специальные места для парковки. Чем более развитая инфраструктура, тем меньше дебатов по поводу скорости на тротуарах. И если компании так заинтересованы в развитии своего бизнеса, почему бы им самим не вложиться в безопасность и развитие городской инфраструктуры? Такое, конечно, вряд ли произойдет, но если бизнес считает себя ответственным, он вполне мог бы на такое пойти. Нормальное вложение в будущий рост.
Кстати, планируемая выручка от Jet, по прогнозу операционный директор и сооснователя компании Мейрамбека Абелкасова, может составить в этом году 30 миллионов долларов. Это сравнимо с объемом средств (примерно 28,8 миллионов долларов), выделенных в 2024 году из бюджета Алматы на развитие транспортной инфраструктуры.
Сейчас в Алматы порядка 70 километров велодорожек, из них соединены между собой и включены в транспортную сеть только 38 километров. В 2024-2025 году власти города планируют построить еще около 100 километров. Утверждается, что новые маршруты улучшат общую связность велопутей.
Проблема электросамокатов не чисто казахстанская. Транспорт этот новый, поэтому государства по всему миру пытаются придумать, как регулировать его движение в крупных городах. Нельзя сказать, что Казахстан в этом плане как-то отстает. И если всем ответственным сторонам подойти к делу «серьезнее», то у нашей страны вполне может быть шанс стать примером для других.
1 Комментарий
Самокаты это на самом деле выход из пробок, а пробки — это дополнительное сжигание бензина и газа для монополий. Я часто езжу на работу на велосипеде, так как это занимает 25 минут, тогда как на авто можно потерять час, а иногда и больше. Дорожки для самокатов и велосипедов надо повсеместно строить, а не светофоры на дорогах через каждые 200 метров.