Когда тишина говорит: спектакль «Ворон» в театре ARTиШОК
В Казахстан приходят новые театральные направления: театр художника на протяжении нескольких лет является трендом в мировой культуре. Именно в этом жанре представил новый спектакль по мотивам произведения Эдгара Аллана По театр ARTиШОК.
«Ворон» Эдгара Аллана По – одно из самых известных стихотворений в мировой литературе. Оно повествует о загадочном визите говорящей птицы к юноше, убитому горем из-за утраты возлюбленной.
За постановку спектакля в театре ARTиШОК взялся режиссер и художник Антон Болкунов.
В постановке задействована всего одна актриса – Галина Пьянова. В этом спектакле практически нет слов, все держится на деталях, атмосфере – мистической и звенящей от напряжения и мрака, но всё же иногда разряженной своеобразным юмором. Это дает возможность зрителю выдохнуть, и вновь, затаив дыхание, погрузиться в пронзительную историю.
Творческая команда Антона Болкунова и Галины Пьяновой представила исследование об одиночестве, меланхолии, смерти и обреченной любви. Напомним: в стихотворении «Ворон» (перевод на русский язык Константина Бальмонта) рассказчик, или, как принято говорить, «лирический герой», задает птице разные вопросы, и в том числе самый для него важный – увидит ли он когда-нибудь, пусть не на этом свете, свою любимую? Но на все вопросы Ворон отвечает: «Никогда».
«…Птица ты — иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, —
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, — я молю, скажи, когда?»
Каркнул Ворон: “Никогда”».
«Nevermore» («Больше никогда») — знаменитый рефрен (повторяющаяся основная строчка) Эдгара По решен в спектакле через театр художника — жанр, в котором работает Антон Болкунов. Театр художника — новое направление в искусстве, когда к зрителям обращаются через предметы, атмосферу, свет, детали, музыку и… тишину.
Это направление в театре ARTиШОК задали и сформировали первые постановочные работы Антона «Сто лет одиночества» и «Преступление и наказание». Новый спектакль «Ворон» завершил трилогию из этих спектаклей.
«Театр художника, как жанр, позволяет базироваться на визуальной картинке, которая подкрепляется драматическим содержанием, а не наоборот. Театр художника — это во многом про смелость. Эмоции зрителей на сцене рождаются через живые процессы. Не нужно отталкиваться от логики и оправдывать каждую деталь. Ты подключаешься к предметам вокруг тебя. И они рассказывают историю», — рассказывают о новом направлении в театре ARTиШОК.
Идея спектакля «Ворон» появилась у Антона Болкунова еще пять лет назад. Правда, как это бывает, сложилось не сразу, но от смелой идеи Антон все же не отказался.
Репетировали Антон и Галина на протяжении нескольких месяцев только вдвоем. И лишь ближе к финальному этапу подключились мастера по свету, звуку и оформлению сцены.
Так в репертуаре театра появился одновременно жуткий и красивый спектакль по мотивам Эдгара Аллана По — самого мистического американского писателя и поэта, создателя культовых темных историй с мистическим подтекстом, предшественника декаданса и модернизма. Также именно Эдгара По называют автором детективного жанра.
«Ворон» — самое сильное романтическое стихотворение американского классика. Это визитная карточка По и одно из самых темных и прекрасных поэтических произведений, когда-либо написанных на английском языке.
В Балтиморе находится дом-музей Эдгара Аллана По, и сейчас он обслуживается единственным служащим. Среди посетителей этого музея ходят слухи, будто в доме водится нечистая сила.
Показы спектакля «Ворон» на большой сцене театра ARTиШОК теперь состоятся 17 и 18 апреля.
Фотограф: Алина Бахаутдинова
Комментариев пока нет