Когда в Алматы скупали билеты на «Головоломку», в Шымкенте «зашел» фильм «Жездуха»
В Казахстане за последнее время значительно вырос интерес к отечественным фильмам. В прошлом году доля национального кино в общем прокате составила 32 процента, и эксперты уверены, что этот показатель в дальнейшем будет только расти.
Почему кинорынок проходит в нашей стране?
Вчера (17 октября) в Алматы завершил работу международный кинорынок Eurasian Film market. Важнейшее для индустрии событие проводится в южной столице второй год подряд без какой-либо поддержки со стороны государства. При этом с каждым годом собирает все больше участников из разных стран. Например, в этом году в южную столицу приехали представители индустрии из России, Италии, Германии и Франции. Все они в той или иной степени заинтересованы в сотрудничестве с Казахстаном.
– Необходимость проведения кинорынка именно в Казахстане связана с тем, что геополитическая ситуация в мире сегодня меняется, и нам нужно оставаться на плаву. Именно поэтому так важно собрать в Алматы представителей сферы из разных стран, чтобы дать казахстанским зрителям возможность смотреть больше качественных зарубежных картин и, конечно, активнее представлять наше кино за рубежом. Тем более, что интерес есть, и в последнее он только увеличивается, – подчеркнула организатор Eurasian Film market Елена Ларионова.
Казахстанцы тоже все активнее смотрят отечественное кино, о чем говорят и цифры. Данными по этой теме поделилась представитель одного из крупнейших в стране билетных операторов «Тикетон» Виктория Торгунакова. Согласно данным за прошлый год, около 21 миллиона зрителей в Казахстане посетили кинотеатры. В лидерах, как всегда, Алматы – 35 процентов от этой цифры приходится на южный мегаполис, оно и понятно – самый большой город в Казахстане, по количеству и многозальности кинотеатров он тоже в лидерах. Следом идет Астана: на столицу приходится 21 процент киноманов всей страны. Для просмотра все чаще выбирают отечественные фильмы, особенно в популярны они в маленьких городах и отдаленных районах республики. Кстати, вкусы и пристрастия очень разнятся по регионам, поэтому лидеры проката могут быть у каждого свои. Так, пока в Алматы скупали билеты на «Головоломку», в Шымкенте, к примеру, активнее всего смотрели фильм «Жездуха» – комедийную историю о семье с юга, которая решает переехать на север страны. Также одним из лидеров проката стала романтическая комедия «Таптым-ау сені», которая в первые десять дней проката заработала больше миллиарда тенге.
– Все эти цифры говорят о росте интереса казахстанских зрителей к нашему кино. Людям сегодня интереснее смотреть о том, что им близко и понятно. В этих картинах они часто могут узнать себя. – говорит Виктория Торгунакова. – Сегодня в Казахстане производством фильмов занимаются 98 компаний. Вполне возможно, что в будущем году показатель достигнет ста. Эта индустрия активно развивается. Конечно, в 2020 году этот процесс сильно притормозила пандемия, но сегодня индустрия уже вышла на докарантинный уровень. Хочется верить, что дальше ничто ее тормозить не будет.
Война за зрителя
При этом проблем в сфере кино на сегодня тоже немало, несмотря на то, что это наиболее развитая креативная индустрия в Казахстане. В отдаленных регионах страны по-прежнему не хватает кинозалов, да и вообще – представители киносетей говорят о необходимости создания в республике Ассоциации кинотеатров.
– Это объединение помогло бы нам гораздо быстрее решать многие вопросы, связанные с отбором и непосредственно прокатом фильмов, ценовой политикой, – говорит Генеральный директор сети кинотеатров CINEMAX Бауржан Бисимбаев. – К слову, цены на билеты сегодня практически не растут, или же это происходит очень медленно. Мы делаем все, чтобы удержать зрителей.
И пока это действительно удается. Согласно проведенному соцопросу, поход в кинотеатр у казахстанцев сегодня в списке предпочтений занимает почетное второе место – сразу после посиделок в кафе и ресторанах. При этом люди чаще всего не готовы платить больше 2000-2500 тысяч тенге за билет, но 64,5 процента опрошенных хотели бы ходить в кино чаще.
Большую роль в привлечении и удержании зрительской аудитории играет увеличение контента на казахском языке, в том числе дублированных на государственный язык иностранных картин.
– Казахский язык – важнейшая форма коммуникации со зрителем в нашей стране. Именно поэтому мы уже несколько лет занимаемся дубляжом зарубежных кинокартин на государственный язык, – говорит генеральный директор компании «Меломан/MARWIN» Вадим Голенко. – Стараемся выбирать самые громкие блокбастеры и приглашать для работы медийных артистов, но при этом, конечно, они должны соответствовать стандартам, необходимым для участия в дубляже того или иного фильма. Картины на государственном языке расширяют аудиторию кинотеатров. Один из последних успешных проектов по дубляжу – это мультфильм «Головоломка», который в казахском переводе назывался «Ой жұмбақ». Во время проката у нас было немало интересных коллабораций, например, с одним из авиационных онлайн-сервисов. Вообще, надо сказать, что зритель в Казахстане сегодня разбалован и привередлив, чтобы завлечь его в кинотеатр часто нужны разные креативные интеграции с различными компаниями, продвижение в медиасфере.
Свою «войну» за зрителя с различными стриминговыми платформами ведут представители не только казахстанской, но и зарубежной киноиндустрии. В рамках панельной дискуссии на Eurasian Film market опытом поделилась директор по маркетингу и кинопрокату компании «Русский репортаж» Анна Бочарова.
– Сейчас огромное количество каналов коммуникации, так что зритель очень искушен. Надо сильно постараться, чтобы человек решил пойти в кинотеатр, если он может посмотреть фильм дома на диване, – говорит спикер. – В связи с этим важны разные специальные события вокруг фильма. Причем необязательно устраивать их в первые дни проката, главное, чтобы они привлекали внимание, чтобы люди понимали, что вовремя онлайн-просмотра они не смогут в этом участвовать. Конечно, для каждого фильма такую стратегию не продумаешь, но с наиболее громкими и ожидаемыми картинами мы стараемся это делать.
В «поиске» кино
Одним из важнейших событий фестиваля стала презентация новых казахстанских фильмов, у которых есть большой потенциал для международного продвижения. Куратором программы «Поиск» выступила Кунжан Орманбетова.
– В первую очередь эта программа важна для закупщиков. Мы даем возможность продюсерам и режиссерам представить свои проекты потенциальным прокатчикам, – говорит собеседник. – На этот раз в программе представлены девять картин, прокат которых только планируется в этом году. Среди них есть как коммерческие картины, так и те, что сняты при участии Государственного центра поддержки национального кино.
Так, в рамках программы «Поиск» была представлена картина Дархана Тулегенова SHEKER. По сюжету главный герой попадает в СИЗО за распространение наркотиков, но прямо перед судом соглашается на сделку с правоохранительными органами… Остро социальная картина должна выйти в казахстанский прокат в ноябре.
Также участникам кинорынка представили картину Алдияра Байракимова «Игроманка» – историю женщины, которая лечится от игровой зависимости.
Французский интерес
К слову, свои картины в рамках Eurasian Film market представили не только казахстанские, но и зарубежные производители. Знаменательным событием стал фестиваль французского кино.
– Мы привезли пять картин. Во Франции показы этих фильмов прошли с большим успехом, теперь мы показали их в Казахстане, чему очень рады, – говорит региональный атташе по аудиовизуальному сотрудничеству Эммануэль Фосийон. – Второй год подряд мы поддерживаем Eurasian Film market и проводим фестиваль кинопремьер. Вообще, дружба Франции и Казахстана крепнет с каждым годом. Еще в 2022 году мы подписали договор о сотрудничестве. Теперь Франция будет делиться опытом в сфере продвижения фильмов. Кроме того, казахстанские картины станут выборочно прокатывать во Франции, а французские ленты, в свою очередь, станут дублировать на казахский язык.
Фестиваль французского кино открыла комедийная драма «Безумные съемки», которую представил актер Стефан Крепон. Этот фильм стал победителем кинофестиваля в Венеции. Помимо этого, алматинские киноманы посмотрели такие картины, как «Хороший мальчик», «Черный чай», «Собачье дело» и «Самый ценный груз». Также в рамках киносмотра прошла ретроспектива фильмов Алена Делона, посвященная памяти легендарного актера.
Фото предоставлены организаторами Eurasian Film market
Комментариев пока нет