Когда в Казахстане отменят регулирование цен на сжиженный газ?
Дискуссии о значимости сжиженного нефтяного газа для экономики обостряются. Одни специалисты считают, что этот газ – востребованное автомобильное топливо, которое наносит меньше вреда окружающей среде по сравнению с бензином и дизтопливом, другие – что это ценное сырье для химической отрасли, которое принесло бы государству больше доходов, если бы мы его дальше перерабатывали, выпуская высокомаржинальный продукт.
Раньше пропан-бутановая смесь, она же сжиженный нефтяной газ (СНГ), производилась как побочный продукт при переработке нефти и газа, и отношение к ней было второстепенное. Теперь же правительство при проектировании нефтегазовых проектов учитывает и объемы выпуска сжиженного нефтяного газа. Так, летом следующего года на Кашагане должен быть введен в эксплуатацию завод, который строится только для того, чтобы отделять пропан-бутан из кашаганского газа. При этом завод на полной мощности будет способен производить 700 тыс. тонн продукции – это почти четверть от общего объема сниженного нефтяного газа, выпускаемого в стране. Но даже такого резкого роста производства недостаточно, чтобы правительство перестало регулировать этот рынок. Сейчас весь объем пропан-бутана, поставляемого для внутреннего потребления, регулируется министерством энергетики. Оно решает, кто производитель, в каком объеме, в какой регион должен поставить сжиженного газа. Также ведомство ежегодно утверждает предельные цены на него, выше которых не могут продавать торговцы. При этом действует запрет на экспорт пропан-бутана.
Госрегулирование рынка сжиженного нефтяного газа будет до тех пор, пока его предложение не превысит спрос, говорит директор Кайрат Сатымов, замдиректора департамента газовой промышленности министерства энергетики РК. Об этом он рассказал на форуме 6-й Азиатско-Тихоокеанской выставки LPG Expo – Kazakhstan 2025, где собрались участники рынка сжиженного нефтяного газа.
По данным представителя минэнерго, потреблением при этом растет, особенно увеличивается спрос в транспортном секторе. Так, с 2022-го по 2025 год количество автомобилей, использующих пропан-бутан в качестве топлива, увеличилось более чем на 40% – с 491 тыс. до 695 тыс. машин.
По сведениям бюро национальной статистики, на 1 сентября этого года количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане достигло почти 6,8 млн единиц. Таким образом, свыше 10% автомашин в республике работают на сжиженном нефтяном газе. Около 65% этого продукта, поставляемого на внутренний рынок по разнарядке минэнерго, потребляется в виде топлива для автотранспорта, 25% идет промышленным предприятиям, 10% – реализуется населению через газораспределительные установки и в баллонах.
Топливо и сырье для производства высокодоходной продукции?
В Казахстане последние годы ежегодно в среднем выпускается около 3 млн тонн сжиженного нефтяного газа. Этим занимаются 11 предприятий: три крупных НПЗ – Атырауский, Павлодарский, Шымкентский, газоперерабатывающие заводы – КазГПЗ и GPC, а также нефтедобывающие компании Тенгизшевройл, СНПС-Актобемунайгаз, Казгермунай, Жаикмунай, Казахойл Актобе и Саутс Ойл.
Минэнерго регулирует и распоряжается объемами, которые выпускают 9 компаний – 1 млн 773 тыс. тонн в 2024 году. При том, что потребности внутреннего рынка за прошлый год составили 2 млн 421 тыс. тонн.
Такие компании, как Тенгизшевройл (ТШО) и Nostrum Oil & Gas (Жаикмунай), разрабатывающие месторождения Тенгиз и Чинаревское, соответственно, освобождены от обязательств поставлять пропан-бутан, поскольку работают по стабилизированному контракту или соглашению о разделе продукции (СРП). Они могут экспортировать весь сжиженный газ, который они производят. Однако, правительство договорилось с ТШО, чей завод выспускает ежегодно 1,2 млн тонн СНГ, что она будет поставлять на внутренний рынок определенное количество газа, чтобы покрывать недостающие объемы. В этом году компания поставит 268 ьыс. тонн.
При этом оператор Тенгиза имеет договоренность о поставках 550 тыс. тонн СНГ на завод по выпуску полипропилена компании «Kazakhstan Petrochemical Industries» (KPI), введенный в эксплуатацию в конце 2022 года. Также она подписала контракт на поставку бутана на будущий завод по выпуску бутадиеновых каучуков, который построят рядом с заводом KPI. Летом этого года инициатор проекта – российская компания «Татнефть – принял окончательное инвестиционное решение по проекту. То есть вероятность строительства завода увеличилась.
Возможно, со временем ТШО и вовсе перестанет экспортировать СНГ или снизит объем до минимальных объемов, поскольку все будет уходить на внутренний рынок.
При этом сжиженный газ, выпускаемый этой компанией, пользуется высоким спросов и у розничных продавцов газа, поскольку продукция хорошего качества.
В правительстве отмечают, что сжиженный газ нужен для производства химической продукции. Темирлан Уркумбаев, директор департамента нефтегазохимии и технического регулирования минэнерго говорит, что одно новое рабочее место в нефтегазохимической отрасли дает от 2 до 10 рабочих мест в смежных отраслях, ежегодно республика импортирует полимерной продукции на миллиарды долларов, которые можно было бы потратить на строительство заводов и самим производить эту импортируемую продукцию.
В то же время, в ведомстве заверяют, что поставлять пропан-бутановую смесь на внутренний рынок по регулируемым, то есть по заниженным ценам, не перестанут. Возможно, власти понимают значимость этого продукта для казахстанцев. Ведь кровавые события января 2022 года начались в том числе и из-за резкого двукратного роста цен на сжиженный нефтяной газ.
Сейчас, по данным минэнерго, в республике пропан-бутан продается на заправках по 72-112 тенге за литр в зависимости от региона. Тогда как в соседних странах он стоит в два или три раза дороже. Так, в Кыргызстане его продают в розницу по 160 тенге за литр, в России – 190 тенге, Азербайджане – 200 тенге, в Таджикистане – 325 тенге.
Правительство постепенно поднимает цены на СНГ, чтобы, во-первых, довести ее до уровней, как минимум, не ниже себестоимости продукции, а потом до уровней, когда производители будут получать и доходы от продажи на внутренний рынок. В прошлом году минэнерго отмечало, что предприятия-производители снизили выпуск, поскольку им это не выгодно, а также они нуждаются в инвестициях в производство.
Во-вторых, по данным ведомства, заметный рост спроса на СНГ зафиксирован в приграничных районах, что может говорить о вывозе газа иностранными потребителями. Выравнивание цен с соседними странами может снизить отток топлива, полагают в государственном ведомстве.
С ноября 2023 года действует запрет на вывоз сжиженного газа из страны. Разрешения продавать за рубеж имеют только недропользователи, работающие на условиях СРП и по стабилизированным контрактам. Каждые полгода правительство продлевает этот запрет.
Сегодня импорт СНГ в страну разрешен только для собственного потребления, но обсуждается и возможность реализации на внутреннем рынке.
Однако, как мы видим, ни постепенное повышение цен, ни запрет на экспорт, пока не могут как-либо снизить спрос на сжиженный газ. И, как показывают факты, со стороны населения растет спрос на газ как раз в виде автомобильного топлива. Количество авто, работающих на этом газе растет. Например, в Астане ежедневно 50 автомашин устанавливают ГБО. Поэтому придется и дальше строить заводы и увеличивать производство СНГ.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.