Коллекция казахских впечатлений для Америки
«Выньте предметы из футляров и заставьте их петь», – сказал 50 лет назад С.Диллон Рипли, американский ученый и один из организаторов знаменитого Смитсоновского фольклорного фестиваля (The Smithsonian Folklife Festival). На фестивале этого года мастера из Казахстана буквально последовали его совету: заняв свое место на Национальной аллее в Вашингтоне, они вынули из футляров кобыз, домбру и шанкобыз. Игра на древних казахских инструментах, валяние войлока, создание баскура на старинном ручном ткацком станке, и, наконец, шаманский обряд с поджиганием адраспана и арчи – все это прекрасно сработало на главную задачу фестиваля: здесь не коллекционируют экспонаты – здесь коллекционируют, исследуют и создают впечатления.
На фото: Даурен Миншарипов, мастер по изготовлению казахских музыкальных инструментов и его американские слушатели
Справка exclusive.kz. Смитсоновский фольклорный фестиваль, основанный в 1967-м, каждый год собирает ремесленников, музыкантов, поваров и сторителлеров (рассказчиков) со всего мира. Его называют «международной презентацией нематериального культурного наследия»: в течение двух недель участники фестиваля рассказывают о своих традициях, обычаях, ремеслах и верованиях. Необходимое условие: все это – например, национальная кухня и народное ремесло – должно быть «живым», а не упрятанным под музейное стекло артефактом. Как сказано на сайте The Smithsonian Folklife Festival, фестиваль «чтит современные живые культурные традиции и отмечает тех, кто их практикует и поддерживает».
Кстати, именно с этого началось сотрудничество Центра фольклора и культурного наследия Смитсоновского института (организаторов фестиваля) с Союзом ремесленников РК. По словам директора специальных проектов Центра Халле Бутвин, во время поездки в Казахстан в 2020 году они поняли, что их миссии совпадают: «Союз делает невероятную работу, поддерживая ремесленный сектор в стране и стремясь обеспечить преемственность традиций в следующих поколениях». В том же 2020 году Центр фольклора и культурного наследия Смитсоновского института инициировал партнерство между Союзом ремесленников Казахстана, компанией «Шеврон» и Госдепартаментом США в г. Алматы, Казахстан. Было подписано соглашение о сотрудничестве, чтобы работать вместе и делать общие проекты.
Эти проекты не заставили себя долго ждать: даже пандемия не помешала двум творческим организациям провести виртуальные и реальные мастер-классы Makerspace Expands! с участием молодых ремесленников из США и Казахстана – каждый создавал свое изделие, но на общую тему, такой своеобразный ремесленный «баттл» с неожиданными результатами. Потом, в прошлом году, в Алматы был организован фестиваль «Kиiз. Felt. Keçe. Войлок». И, наконец, проект казахстанских мастеров на Фольклорном фестивале в США – как сказала Халле Бутвин, «кульминационное мероприятие, посвященное всему, что мы сделали вместе за последние несколько лет».
Проект называется «Soul of Tengri» – «Душа Тенгри. Казахские традиции и ритуалы». Как объяснила председатель Союза ремесленников РК Айжан Беккулова, мастера из Казахстана решили основываться на тенгрианстве, чтобы затронуть еще одну тему Смитсоновского фольклорного фестиваля – народные религии.
На фото: Ажар Алтынсака рассказывает о ритуале с адраспаном
«И каждое утро мы проводили ритуал, который еще сравнительно недавно был распространен в Казахстане: зажигали наши священные травы – адраспан и арчу – и окропляли пространство и себя молоком. То есть ставили защиту. Самое интересное: увидев наш обряд в первый день, на следующее утро другие участники фестиваля, индейцы – Native Americans принесли свои травы для похожего ритуала – и оказалось, что у нас очень похожи и традиции, и сами травяные сборы».
Впрочем, этим сходство не ограничилось: на протяжении всего фестиваля к перголе, где располагались работы наших мастеров, подходили люди самых разных национальностей, и находили знакомые, как им казалось, символы и узоры на сырмаках, кураках и вышивках. А еще они пытались играть на кобызе и сазсырнае, валяли шарики из войлока, пряли шерсть на традиционной казахской прялке – уршык и делали шашак-бау (кисти).
На фото: Мастерицы Мереке Айдарша и Тамара Капкызы
Все девять участников из Казахстана – Тамара Капкызы, Айжан Беккулова, Болатбек Бейсбеков, Мереке Айдарша, Айжан Сембигалиева, Даурен Миншарипов, Ажар Алтынсака, Тiлек Султан и Ботагоз Зейнелхан не только привезли в Америку свои уникальные изделия, но и показали во время мастер-классов, как творится волшебство казахского ремесла. И – наверное, даже неожиданно для самих себя – увидели огромный к этому интерес.
По словам Айжан Беккуловой, это самое главное, что произошло на фестивале: наши мастера поняли, что казахское народное искусство интересно миру – только надо правильно его позиционировать. «И второе, – продолжает председатель Союза ремесленников РК, – что мир безумно интересен и надо уметь интегрироваться, самим черпать вдохновение и вдохновлять других, делая как можно больше для популяризации нашего ремесла».
Во время The Smithsonian Folklife Festival нашим мастерам это удалось сполна. В последний день фестиваля даже был сделан настоящий казахский текемет – под руководством известного мастера из Шымкента, главы ремесленной династии Болатбека Бейсбекова. Каждый из гостей, кто принимал участие в создании ковра, хотел унести его с собой – а вместе с ним тот самый «дух Тенгри», которому посвятили свой проект казахстанские ремесленники.
На фото: изготовление казахского текемета под руководством Болатбека Бейсбекова
По словам Халле Бутвин, директора специальных проектов Центра фольклора и культурного наследия Смитсоновского института, теперь, после завершения проекта, их ждет «мозговой штурм» – в поисках новых идей сотрудничества с Союзом ремесленников Казахстана. В том, что такие идеи появятся, ни одна из организаций не сомневается: у них общая цель – сохранение таких хрупких сегодня традиционных культур.
«Культурная устойчивость зависит от множества факторов, – сказала эксперт. – Самое главное, чтобы культурные традиции действительно имели значение для общества. Если они важны, если молодежь вовлечена в них и чувствует, что традиции имеют значение – она, скорее всего, передаст их следующему поколению. Но также свою роль играют государственная политика, образование, признание национальной эстетики. И, конечно, для поддержки культуры вообще и особенно народного традиционного искусства, очень важны ресурсы. Союзу ремесленников помогает компания «Шеврон»: и то, что делает «Шеврон» для поддержки мастеров в Казахстане – это замечательно. Мне нечасто приходится видеть такие примеры».
Серия мероприятий в Вашингтоне стала не только великолепным завершением программы сотрудничества между компанией «Шеврон», Союзом ремесленников Казахстана и Центром фольклора и культурного наследия Смитсоновского института, но и не менее эффектным празднованием важной даты – 30-летия успешного партнерства Республики Казахстан и компании «Шеврон». Этот своеобразный «трибьют» многостороннему партнерству между странами, институциями, мастерами еще раз напомнил: «Шеврон» продолжает содействовать всемирному признанию Казахстана и его культурного наследия.
Комментариев пока нет