Кому платит цифровой оброк казахстанский МСБ?
Информация о казахстанских предпринимателях – данные о товарообороте, доходах и поставщиках, – с большой долей достоверности введена в информационную систему российского происхождения.
Об арендаторах и арендодателях
Exlusive.kz писал о том, что деятельность Единого оператора – АО «Казахтелеком» – не соответствует требованиям Закона РК «О регулировании торговой деятельности», который требует от оператора самостоятельной разработки ИС МПТ (Информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров).
По словам независимого юриста Айнур Кайдаровой, представляющей интересы группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане, оператор взял эту систему у ТОО «Казахстанская марка», обладающей, якобы, правом интеллектуальной собственности на это ИС. Однако в Казахстане такое право за этим товариществом, которому казахстанский бизнес платит 3 тенге за единицу товара, не зарегистрировано.
Предположительно, ИС МПТ является или имеет прямое отношение к платформе «Честный знак», а это продукт российского происхождения. Справочно: в РФ оператором системы «Честный знак» распоряжением правительства РФ без конкурса назначена компания ЦРПТ (совместное предприятие Алишера Усманова, ГК «Ростех» Сергея Чемезова и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого).
– Но если Единый оператор АО «Казахтелеком» взял в пользование эту ИС, а казахстанское правительство обязало весь бизнес вводить в нее свои данные, составляющие коммерческую и конфиденциальную информацию, то доступ к ним третьих лиц никак не ограничен, – говорит юрист. – Следовательно, оплата за пользование такой системой идет ее правообладателям. То есть, получается, нас обязывают платить 3 тенге с единицы товара АО «Казахтелеком», а тот из этих средств какую-то часть платит владельцам ИС – россиянам и прочим.
Причем этот цифровой налог, который легче назвать оброком, введен мерами государственного регулирования, но средства идут в карманы олигархов – тех, кто являются владельцами этого самого российского «Честного знака», и наших, которые арендуют у них эту систему.
Но и это еще не все. Видя, что большинство обувников, чтобы не передавать конфиденциальную информацию неизвестным частным лицам, да еще и платить им за этот слив, выступают против маркировки, правительство решило ввести административную ответственность за отсутствие маркировки на товаре. Сейчас законопроект об этом находится на заключительном этапе разработки. Насколько мне известно, эту норму в КОАП инициировали депутаты, а им пропихнули государственные органы, которые лоббируют маркировку. Кстати, хочу напомнить: за контрабанду и контрафакт существует ответственность, и уголовная, и административная.
– Слышит ли ваши аргументы правительство?
– Мы (в частности, обувная отрасль) делаем все, чтобы нас услышали. Когда все вышесказанное было озвучено на разных встречах, нам удалось донести до нашего правительства, что для борьбы с контрабандой нужна интеграция с таможенными системами. Есть протокол премьер-министра (им тогда еще был Алихан Смаилов) от 30 декабря 2023 года об этом, но практических шагов до сих пор нет: маркировку, как незаконный инструмент, не приостановили до сих пор. При этом все госорганы зачем-то ринулись интегрировать ИС МПТ иностранного (российского) происхождения с вновь разрабатываемой государственной ИС «Кеден». Но это противоречит и Таможенному, и Налоговому законодательству, а также Закону РК «О персональных данных и их защите» и Предпринимательскому кодексу.
Доноры российского бюджета
– Тогда зачем тем же лекарственным средствам маркироваться с 1 июля, если правительство еще с прошлого года знает, что прослеживаемость до сих пор не обеспечена, но есть угроза экономического ущерба с помощью контрабанды и контрафакта?
– Потому что информационную безопасность у нас «запинали» далеко в угол, о ней никто и не думает. А в нашей ситуации конфиденциальная, защищаемая законом информация о казахстанских предпринимателях – данные о товарообороте, доходах, поставщиках, введена в систему российского происхождения. Этот страшный механизм по сути создает условия для возможного промышленного шпионажа. Но правительство продолжает лоббировать маркировку. Сейчас этим занимается лично вице-премьер Серик Жумангарин. По его мнению, «если на башмаке имеется QR-код «Казахтелекома», то это не контрабанда».
На самом деле, контрабанда – это тот товар, который пройдя нелегально через границу, но не пройдя «очистку» на таможне и не оплатив обязательные платежи в бюджет, введен в товарооборот. При этом такой товар вполне может получить марку Единого оператора (АО «Казахтлеком»).
То есть при наличии существоваваших и существующих механизмов прослеживаемости товара, на которые выделены миллиарды из бюджета страны, правительство дополнительно внедрило этот сомнительный механизм, обязав платить за него не только бизнес, но и покупателей, так как затраты на марку все равно лягут в стоимость товара, а значит рост цен на него ощутит каждый казахстанец.
Более того, говоря о выводе экономики из тени благодаря маркировке, правительство исходит из того, что сравнивает нынешний период с пандемийным и постпандемийным, не учитывая изменения геополитической ситуации после российско-украинского военного конфликта, санкций в отношении РФ и прочие факторы, повлиявшие на товаропоток и условия торговли. Все это сказалось и на ценах на товары, и на транспортировке. А значит, данные о якобы возросших в связи с маркировкой доходах – очередная ложь чиновников.
Еще один возмутительный факт. У стран-участниц ЕАЭС есть договор об едином экономическом пространстве: товары внутри Союза должны вращаться беспрепятственно.
Но если так, тогда почему обязывают маркировать в том числе и тот товар, который завозится из стран ЕАЭС? Ведь между нашими странами нет таможенной границы и, соответственно, – понятия контрабанды? А все опять же просто. Для «Казахтелекома» и олигархов, наших и российских, – это источник дохода. Если будут маркировать только те товары, которые ввезены вне пределов ЕАЭС, суммы будут куда меньше. То есть ни о каком свободном перемещении товаров внутри союза речи не идет.
Воруют все!
– А как осуществляется электронная торговля, которая сегодня так популярна среди населения?
– Для нее на нет никаких препятствий, чтобы торговать на рынке Казахстана без налогов и маркировки российским и прочими иностранными товарами. Но различные интернет-продажи тоже относятся к торговле. Следовательно, они не должны отличаться по условиям продажи и иметь преимущество перед традиционными видами торговли.
К сожалению, большинство наших производителей, не понимая смысла этой маркировки, изначально подхватили эту идею: хотим маркироваться, чтобы выйти на рынок ЕАЭС. Но некоторые из них даже при наличии казахстанской маркировки так и не вышли на рынок России, а производители обуви, выступавшие на совещаниях против нас, противников маркировки, сами не маркируют обувь в этой системе.
Дело в том, что для выхода на рынок той же России, они должны маркироваться через российский «Честный знак». Но и Россия, и Беларусь, чьими товарами сейчас Казахстан завален, настолько жестко стоят на защите своих рынков, что едва ли пустят к себе наших производителей. Проблемы с этим существовали всегда, не только сейчас.
– А какие еще дополнительные издержки несет маркировка?
– Россия, как мы знаем, находится под санкциями. Если через внедренную у нас систему маркировки и прослеживаемости казахстанские марки могут получать в том числе и российские товары, чтобы уходить от санкций и выходить на рынки Европы, Казахстану также могут грозить санкции. А россиянам и белорусам это только на руку, тогда весь их товар хлынет к нам и они, возможно, будут диктовать нам ценовую политику.
Впрочем, это видно уже сейчас. Если на заре ЕАЭС на товары оттуда были одни цены, то сейчас они выросли даже не в разы, в десятки, а кое-где и в сотни раз, хотя все ожидали удешевления их товаров в связи с появлением ЕАЭС.
Судя по действиям нашего правительства, оно не заинтересовано в защите казахстанского бизнеса. Межведомственная комиссия по вопросам ИС МПТ практически бездействует.
– Почему Единым оператором назначили именно АО «Казахтелеком»?
– На мой взгляд, только потому, что более или менее подходит под требования казахстанского законодательства. Вернее, закон «О регулировании торговой деятельности» подгоняли под него в этой части. На самом деле, всеми вопросами маркировки занимаются два ТОО – «Центр развития цифровой экономики» и «Казахстанская марка». Последний, если верить переписке с госорганами, якобы правообладатель ИС МПТ. Но поверить в это трудно, так как минюст не подтвердил, что это товарищество зарегистрировало в РК право интеллектуальной собственности на эту информационную систему. Следовательно, наши подозрения, что эта система имеет российское происхождение, подтверждаются.
Кстати, минюст также подтвердил, что у «Казахстанской марки» в 2019 году отозван патент на способы производства желтого сахара. Интересно было бы узнать, где это пересеклись сахар и программное обеспечение, которое внедрило целое правительство целой независимой страны, игнорируя поручения президента Казахстана о защите и поддержке отечественного МСБ?
Нашим чиновникам, которые часто производят впечатление то ли некомпетентных, то ли стоящих на службе у другого государства людей, не мешало бы поучиться у российских и белорусских коллег защищать свои рынки. А пока мы, предприниматели, вынуждены защищать себя от правительства, которое своими действиями создает проблемы бизнесу, бесцеремонно вмешиваясь в предпринимательскую деятельность.
Печально, что нас не пустили на совещание у вице-премьера Жумангарина, которое состоялось 6 июня. Хотя НПП «Атамекен» включил нас, по нашему настоянию, в список участников, но профильное министерство – МТИ РК – исключило нас из этого списка. Нам не оставалось ничего другого, как стоять в дверях и ждать. НПП «Атамекен», к сожалению, очень слабо защищает наши интересы. Заместитель председателя правления Мурат Амрин, который участвовал в этом совещании, еще накануне заявил, что он поддерживает маркировку.
– А как осуществляется маркировка в других странах ЕАЭС?
– В их механизме маркировки существуют одноступенчатая иерархия, а у нас она трехступенчатая, а возможно и более. На МСБ в Казахстане сегодня зарабатывает и АО «Казахтелеком», и ЦРЦЭ – Центр развития цифровой экономики, и ТОО «Казахстанская марка» – компании предположительно с российским участием.
11 Комментариев
Горькая правда как она есть. Правительство не для народа, одним словом. Печально.
Законы государства должны облегчать жизнь гражданам и бизнесу Казахстана ,особенно малому ,а что в итоге ,государство добивает его своими маркировками .
Нет маркировке !!! Отмена !!!
Надеюсь что добьемся отмены Маркировки, хотя внутренний голос говорит что бороться с гос машиной и правительством бесполезно, слишком уж силы не равны…
Когда правительство будет слушать своих граждан, почему всё против народа? Хочется верить что что то изменится.. Маркировке НЕТ..
Мы против маркировки оставьте малый бизнес в покой у нас в Казахстане делают всё 🆘️Но не для народа 🆘️🆘️🆘️🆘️
Как они уже все эти министры надоели !!!!! Думать не хотят!!! Народ в лужу сажают !! Маркировка не нужна народу, уберите этот узаконенный проект!!!
Долой маркировку
Всё против народа! Лоббируют интересы олигархов другой страны. Я против маркировки обуви в Казахстане. За счёт МСБ решили с контрафактом бороться. Этим должны заниматься государственные службы.
Всё против народа. Лоббируете интересы отдельных лиц. За счёт МСБ решили бороться с контрафактом. Этим должны заниматься государственные службы.
Сколько можно кошмарить народ никому не нужными введениями?!?!?!Дайте спокойно работать и платить налог Государству,а не кучке монополистов,набивающих свои карманы!!!!долой маркировку!!!
[…] Это еще раз подтвердило либо некомпетентность, либо заинтересованность правительства, игнорирующего поручения Президента Казахстана о недопущении вмешательства в предпринимательскую деятельность, в лоббировании маркировки в интересах олигархата, как отечественного, так и иностранного (российского и узбекского). […]