Кому выгоден арест Дурова? - Exclusive
Поддержать

Кому выгоден арест Дурова?

Вечером 24 августа во Франции задержали директора Telegram Павла Дурова. Одни называют задержание актом цензуры, другие считают это закономерным шагом для борьбы с преступностью в сети. Однако в этой истории лукавят все – начиная с самого Дурова, заканчивая главой Минцифры Казахстана, который успел высказаться в поддержку предпринимателя.

Обвиняют Дурова во всей смертных грехах – распространении наркотиков, детской порнографии, киберпреступлениях и мошенничестве. Французская полиция считает, что Telegram отказывался от сотрудничества с правоохранителями, а следовательно, был соучастником перечисленных преступлений.

По всей видимости, от предпринимателя требуют соблюдение недавно принятого в ЕС закона о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA), который обязывает владельцев крупных цифровых платформ самим заниматься модерацией противоправного контента, а также вводит четкие определения такого контента.

В Telegram уже заявили, что требования закона соблюдают, а предъявленные обвинения абсурдны. Однако ранее Русская служба BBC писала, что приложение уклоняется от его соблюдения, ссылаясь на то, что количество зарегистрированных европейских пользователей в мессенджере составляет 41 миллион, а законодательство распространяется на платформы, в которых более 45 миллионов пользователей. Возможно, на это и намекала администрация Telegram – закон никак не нарушается.

Правда, еще до принятия этого закона существовали разрозненные ограничения на публикацию контента в сети. В любом случае, часть обвинения французской полиции состоит в том, что Дуров не удалял противоправный контент, связанный с терроризмом (во Франции регулярно происходят теракты исламистов), педофилией, наркотиками и далее по списку. В последние годы к ним добавилась еще одна категория – сторонники теорий заговоров, праворадикальных идей (неонацизма, например), антипрививочников и других персонажей, которые во время карантина заметно активизировались.

Другая часть претензий касается вопросов шифрования. Пока нет никаких материалов дела, нельзя точно сказать, что именно хотела полиция от Дурова – возможно, выдавать содержание переписок. Но ясно, что это тревожит французских правоохранителей, поскольку в их официальном заявлении одно из обвинений звучит так: «Незаконное предоставление средств криптографии сверх необходимых для обеспечения конфиденциальности». «Можно было какими-то данными с нами и поделиться, а то с конфиденциальностью перебор», – как бы говорит полиция.

Может, договоримся?

На самом деле Дуров напрягает не только французских властей – в Европе уже давно говорят о том, что Telegram стал одной из главных площадок для черного рынка всего на свете, рупором прокремлевской пропаганды, политизированных конспирологов и ковид-скептиков. Например, министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер еще в 2021 году, по сути, называла «усмирение» Telegram своей ключевой задачей. Кроме того, к Telegram были претензии у властей Бразилии и попытки, по словам Дурова, установить слежку со стороны США.

Но самый главный враг Telegram, конечно, его родина – Российская Федерация. Правда, отношения Дурова с российскими властями не такие однозначные, как может показаться, и как сам предприниматель хочет их представить.

С одной стороны, на Дурова оказывалось давление еще когда он управлял соцсетью «ВКонтакте». Так, во время протестов 2011-2012 годов власти требовали заблокировать оппозиционные сообщества, но он отказался. А когда в 2013 году начался Евромайдан в Украине, от соцсети потребовали выдать персональные данные участников и организаторов протестов, на что администрация также ответила отказом. По словам Дурова, в итоге его вынудили продать «ВКонтакте» и уехать из России, тогда же он начал заниматься Telegram.

Но и с новым приложением вскоре начались проблемы, хотя оно не было зарегистрировано в России. В 2016 году в РФ был принят «закон Яровой», который среди прочего требовал от различных интернет-компаний иметь собственные сервера в России и раскрывать переписку по запросу ФСБ. Поскольку Telegram эти требования не выполнял, в 2018 году российские власти пытались его блокировать. Но получалось это совсем плохо – у большинства россиян не было проблем с доступом к мессенджеру, а если они и были, то решались встроенным в само приложение прокси-сервером.

Однако эта ситуация, по-видимому, не вполне устраивала Дурова. Кроме того, российские власти успешно совершенствовали способы блокировки как отдельных приложений, так и доступа к интернету в целом. И вот в июне 2020 года Роскомнадзор объявляет о снятии блокировки и об отсутствии претензий к Telegram. И вряд ли причина этого в том, что российские власти просто отчаялись в войне с Дуровым.

Скорее все куда прозаичнее – сторонам конфликта удалось «договориться». Так, 9 июля 2020 года Илья Перекопский, вице-президент и публичное лицо Telegram, принял участие в круглом столе с премьер-министром России Михаилом Мишустиным в очень непринужденной обстановке. А в самом Роскомнадзоре «позитивно оценили» готовность Павла Дурова «противодействовать терроризму и экстремизму».

Независимых данных о том, что Telegram стал передавать ключи от шифрования силовикам нет до сих пор, за исключением отдельных свидетельств. Тем более, что технологии сквозного шифрования не позволяют это сделать чисто технически. Стоит оговориться – речь только о «секретных» чатах, которые нужно включать отдельно и в которых могут переписываться только два человека. Базово сообщения в мессенджере не шифруются, как и сообщения в групповых чатах.

Тем не менее свидетельств о блокировке оппозиционных групп с 2020 года накопилось довольно много – по-видимому, Telegram стал просто точечно блокировать отдельные сообщества по требованиям властей. Например, в 2021 году приложение заблокировало чат-бот «Умное голосование», созданный командой Алексея Навального. Дуров тогда намекнул, что, если бы он этого не сделал, в России больше не было бы Telegram. Уже после начала полномасштабной войны в Украине блокировалась группа «Останови вагоны», участники которой рассказывали, как устраивать диверсии на железных дорогах. Во время протестов в Башкортостане внезапно исчезали все сообщения в оппозиционных сообществах и СМИ, освещавших митинги с места событий. Еще один примечательный кейс – появление плашки FAKE на канале «Путь домой», который ведут родственники мобилизованных, выступающие за их возвращение с войны.

Кстати, еще в 2018 году, уже после начала блокировки, Telegram принял новую политику конфиденциальности – с тех пор приложение может выдавать силовикам IP-адрес и номер телефона пользователей. Причем объяснялось это обновлением европейского законодательства об охране данных, в то время как российские силовики требовали большего – выдавать содержание зашифрованных переписок. Для российских активистов уже этой совокупности фактов оказалось достаточно, чтобы отказаться от Telegram в пользу других, более защищенных мессенджеров, вроде Signal, Element или DeIta Chat.

Zа Дуро

После ареста предпринимателя многие начали высказываться в его поддержку, вплоть до таких персонажей как Владислав Даванков, вице-спикера Госдумы. Другие представители российской власти в основном заявили о «лицемерии Запада», – Россию обвиняют в цензуре, а сами занимаются тем же. Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова считает, что «истинной причиной ареста Павла Дурова является попытка закрыть интернет-площадку, где можно узнать правду о происходящих событиях в мире». Маргарита Симоньян и Дмитрий Медведев высказались в духе «нужно было сотрудничать с нами, а не рассчитывать на свободолюбивый Запад».

Задержание Дурова вызвало возмущение и у Z-блогеров, поскольку Telegram является основным мессенджером российских военных, и вся информация теперь может оказаться у западных спецслужб.

Кстати, накануне задержания Дурова в России тестировали блокировку Telegram – у многих российских пользователей приложение не работало. Очень в духе российских властей: лицемерно обвинять в лицемерии. Но они в этом не одиноки. В поддержку Дурова высказался и глава Минцифры Казахстана Жаслан Мадиев. Как известно, глава Telegram недавно посещал Казахстан и общался с нашими чиновниками (А мы делали об этом материал «Есть ли чем хвастаться Казахстану перед Павлом Дуровым?»).

– Хочу выразить поддержку Павлу Дурову и команде Telegram в связи с недавними событиями. <…> От лица Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан хочу подчеркнуть, что у нас сложился положительный опыт взаимодействия с командой Telegram. Мы не раз успешно и оперативно решали вопросы, связанные с утечкой персональных данных, борьбой с наркотрафиком и пресечением других незаконных действий в мессенджере, – сказал Мадиев.

Напомним, что мессенджер блокировался во время Кантара. Да и поборниками свободы слова казахстанские власти назвать сложно. Но в одном Мадиев прав – Дуров умеет договариваться и «решать вопросы».

28 августа власти Франции должны будут выдвинуть официальное обвинение и выбрать меру пресечения либо выпустить Дурова на свободу. Насколько вопрос модерации Telegram решаемый, мы узнаем в ближайшее время. Однако сомнительно, что стороны не смогут найти компромисс – если Дурову удалось урегулировать конфликт даже с российскими властями.

А вообще тот факт, что предприниматель решил приехать в Европу, понимая, что к нему там есть много вопросов, выглядит странно. Если еще вспомнить, что накануне Дуров давал два больших интервью, хотя делает он это крайне неохотно и очень редко, то может закрасться подозрение, что это был его сознательный ход. И, возможно, имидж борца за свободу слова, который он рисовал в разговоре с консервативным журналистом Такером Карлсоном, является частью политической игры главы Telegram. Так что неудивительно, если выгоду от всей этой истории в итоге получит сам Павел Дуров.

Руслан Ибрагим




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *