Кому выгоден непрозрачный и зарегулированный страховой медицинский фонд - Exclusive
Поддержать

Кому выгоден непрозрачный и зарегулированный страховой медицинский фонд

Недофинансирование целевых взносов в ФСМС в 2024 году составило 400 млрд тенге. В прошлые годы была примерно та же самая картина. И несмотря на то, что расходы на одного человека за последние 10 лет выросли с 55 до 125 тысяч тенге, по факту казахстанское здравоохранение находится на уровне беднейших африканских стран.

Главная проблема отечественной медицины, которой недовольны и врачи, и пациенты, заключается в ее чрезмерной зарегулированности, непрозрачных принципах принятия решений и устаревших подходах к планированию и финансированию отрасли, – считает врач-эксперт, менеджер здравоохранения, руководитель Ассоциации телемедицины и цифрового здравоохранения (QazТЕН) Лейла Даирбаева.

«Здравоохранение у нас всегда финансировалось по остаточному принципу»

– У нас остались очень большие гарантии государства, которые ни одна система страхования в мире не оказывает, – утверждает Даирбаева. – Я имею в виду услуги по ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи), хотя, если следовать примеру других стран, туда должны входить только экстренные ситуации. Понятно, что это связано с доходами населения, но даже внутри этих денег ($270 на человека), как выясняется, царят хаос в планировании, тарифообразовании и оплате.

Внедрение ОСМС в зарегулированной системе не уменьшило проблем бенефициаров – поставщиков услуг (клиник) и населения. Несмотря на то, что минздрав проводил объяснительную работу при его внедрении, население до сих пор не совсем понимает важность страховой медицины и особенности социального страхования, тем более что явных улучшений большинство так и не заметило.

Здравоохранение у нас всегда финансировалось по остаточному принципу, начиная еще с советских времен. С приобретением независимости ситуация не улучшилась. Я очень хорошо помню те времена. Первые два года после начала своей трудовой карьеры (я закончила мединститут в 1992 году) работала практически без зарплаты. Выплачивая крохотные авансы, ее задерживали по 9-12 месяцев. Чтобы оказать пациентам экстренную помощь, врачи приходили на дежурства со своими лекарствами.

Вот тогда-то из-за больших проблем с финансированием и была предпринята первая попытка медицинского страхования, но из-за того, что не был продуман ряд механизмов, в том числе защита собранных с населения денег, она быстро провалилась, и страна вновь перешла на государственное здравоохранение, которое по-прежнему финансировалось по остаточному принципу.

Начиная с 2010 года, расходы на него стали составлять 1,7-1,9% от ВВП. Эта цифра до 2020 года практически не менялась. Вернее, суммы увеличивались, но с учетом того, что у нас было несколько девальвации, по факту количество денег в системе здравоохранения оставалось прежним. Внедрение обязательного социального медицинского страхования предполагало увеличение расходов на нее за счет средств ФСМС (фонда социального медицинского страхования).

Минздрав, конечно, проводил работу по изучению и анализу систем страхования в разных странах, но, учитывая, что у нас имеется большой процент людей, чей доход находится на уровне минимальной заработной платы, то было принято решение о внедрении социального страхования, предполагающего солидарную ответственность. Это означает, что все граждане вкладывают свои взносы как бы в один котел, где аккумулируются деньги и ГОБМП, и ОСМС. Из него (этого общего двойного котла) с 2020 года оплачиваются медицинские услуги всем гражданам, независимо от диагноза. То есть работает принцип «здоровый платит за больного».

После того, как в системе здравоохранения за счет ОСМС появились дополнительные деньги, начали активно развиваться новые медицинские технологии. К примеру, такие направления как кардиохирургия, сердечно-сосудистая хирургия и нейрохирургия. Если раньше с такими диагнозами люди уезжали лечиться за границу, то теперь появилась возможность проводить МРТ и другие виды диагностики многим группам пациентов для последующего лечения.

Но ситуация сложилась таким образом, что и новые технологии, и сложные, дорогостоящие операции проводились без учета того, что при внедрении ОСМС расходы на здравоохранение увеличились на самом деле ненамного. В этом году они достигли где-то около 2,5-2,8% от ВВП. Но на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) люди по-прежнему не чувствуют улучшений в системе здравоохранения. Дело в том, что расходы на названный вид медпомощи не достигает даже 20% при огромных гарантиях в условиях ПМСП (диагностика, наблюдение диспансерных больных, скрининги, профосмотры и т.д.). Если взять названные 2,8% от ВВП, то на оплату именно этих услуг уходит не более 2%, потому что львиную долю денег съедают проекты и программы, эффект от которых мы увидим не в этом и даже не в следующем году.

Лечение в долг

Известные экономисты Расул Рысмамбетов (член общественного совета Фонда ОСМС) и Алмас Чукин говорят о том, что помимо проблем со сбором взносов из-за большого количества самозанятых и безработных, за 15 групп населения (пенсионеры, дети, беременные, инвалиды и т.д.) государство в силу разных причин не до конца вносит целевые взносы. Его долг перед ФОМС в этом году составляет 400 млрд тенге.

Получается, что два эти направления тянут нас сегодня назад, но министерство здравоохранения считает расходы, исходя из своих планов. Говоря проще, оно планирует бюджет следующего года по итогам прошлого, не учитывая ежегодного разрыва в 400 млрд тенге.

В итоге с введением ОСМС лучше не стало никому – ни пациентам, ни клиникам, которые последние два года варятся в собственном соку из-за постоянной задержки выплат по обязательствам фонда. Поставщики услуг (клиники), куда ФСМС переводит деньги по итогам месяца, в этом году получали деньги за январь в мае-июне.

– Вот и получается, что сама модель страхования, может быть, и неплохая, но все настолько зарегулировано, что чтобы что-то изменить, например тарифы за услуги, надо практически вручную менять порядка 4 тысяч тарификаторов, – продолжает Лейла Даирбаева. – Вот так, к сожалению, в нашей стране происходит цифровизация здравоохранения. С другой стороны – все губит чисто бухгалтерский подход к планированию и финансированию, когда все информсистемы, независимо от результата, привязаны к системе оплаты без учета клинической эффективности, пациентоориентированности и т.д.

Много вопросов вызывает и то, что в наших условиях одна и та же клиника оказывает и платные, и бесплатные услуги. Но такой подход существует везде, в том числе и за рубежом. Надо смотреть не на форму собственности клиники, а на то, участвует ли клиника в системе медицинского страхования. За рубежом услуги ПМСП до 90% оказываются частными клиниками. В Великобритании, например, время ожидания консультации врача (узкого специалиста) может составлять от 12 до 36 недель. Но если пациент хочет попасть к нему пораньше, то может сделать это за счет частной страховки и расходов из собственного кошелька. Весь вопрос в том, как это администрируется.

У нас, к сожалению, минздрав до сих пор делит клиники на государственные и частные. При этом частные могут работать в системе ГОБМП и ОСМС, а государственные клиники официально оказывать платные услуги. Самый яркий пример – онкологические центры. Если открыть сайт любого из них, то можно увидеть огромное количество платных услуг. Это только по прайсу, а есть еще теневые платежи, о которых мы не знаем.

Опять же минздрав, приводя разные цифры – якобы от 60 до 65% частных клиник участвуют в системе ГОБМП и ОСМС – ставит себе это в заслугу, забывая о том, что дело не в количестве клиник, а в финансировании. Участие частных клиник в этих системах не превышают 25% от общего объема денег, которые выделяются по двум этим каналам – ГОБМП и ОСМС. Возможно, в этом году их количество даже и снизилось. Из-за постоянных задержек по выплатам многие клиники выходят из названных систем.

Поэтому сегодня многие и задаются вопросом: «А зачем нам нужен ОСМС, коль все так плохо?». Но я считаю, что система социального страхования нам все-таки нужна. Других путей для увеличения расходов на здравоохранение и повышения ответственности населения за свое здоровье я не вижу. Другой вопрос – как это все должно администрироваться. Так как проблемы во всех профилях медицины одни и те же, мы, эксперты, предлагаем администрировать профили здравоохранения и изменить финансирование ПМСП – первичной медико-санитарной помощи, но нас не слышат.

Есть еще дискуссия по поводу частичного фондодержания. Это когда увеличивается финансирование ПМСП за счет того, что она будет администрировать какие-то заболевания. Отмечу: при полном фондодержании его владелец имеет в своем распоряжении средства на оплату всего объема медицинских услуг, оказываемых за пределами учреждения. При частичном фондодержании – лишь части помощи (например, только специализированную амбулаторную помощь).

Правда, в неконкурентной среде, когда идет усиление государственного регулирования, контроля и давления на поликлиники, частичное фондодержание не будет работать по понятной причине – клиники не могут пойти против минздрава, так как зависят от него.

За рубежом при переводе системы ПМСП на частичное фондосодеражание была параллельно сделана приватизация этого сектора. Там до 80% (сейчас, может быть, уже и около 90%) организации ПМСП не находятся под ведомом государства. Вернее, они регулируются государственными приказами и системой страхования, но тем не менее являются собственниками или управляются частными компаниями. Только так, считают там, можно добиться прозрачности и снижения роли разных коррупционных схем.

Мерей Сугирбаева




22 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Здравствуйте. Вы очень доступно прописали и объяснили. Мы частные клиник страдаем больше . Нас никто не слышит ! Я очень Вами довольна .

  2. Ясно конечно кому выгодна непрозрачность , кто может оттуда брать или направлять куда надо за определённые блага.

  3. Заказная статья что-ли. Вы о чем? Призыв заплатив за Осмс..ещё раз нужно платить за консультацию врачу узкого профиля? Дайте советскую систему здравоохранения за те деньги собранные с народа ..они покроют все…если не брать себе премии с семи и десяти значными цифрами для себя любимых….нет прозрачности использования денег….они уплывают как вода в песок у неумелых управленцев..а потом не могут найти куда все ушло и кто прибрал их ..они не воровали, а просто взяли с кармана народа……..

  4. Заказная статья что-ли. Вы о чем? Призыв заплатив за Осмс..ещё раз нужно платить за консультацию врачу узкого профиля? Дайте советскую систему здравоохранения за те деньги собранные с народа ..они покроют все…если не брать себе премии с семи и десяти значными цифрами для себя любимых….нет прозрачности использования денег….они уплывают как вода в песок у неумелых управленцев..а потом не могут найти куда все ушло и кто прибрал их ..они не воровали, а просто взяли с кармана народа……..

  5. Сколько можно дурачиться народ и воровать.. 92 год это уже не советское время а перестройка, тогда все выживали, ну а уж «бедные » частные клиники!! это о чем вообще…

  6. Да ее поставь замом Минздрава, будет брать как миленькая, поменяешь одного, придет другой, но система сломает, никто кроме нас самих о себе не позаботится, каждый за все ответит

  7. Считаю,что ОСМС может быть и прогрессивная модель в здравоохранении,но у узкому специалисту идти и снова платить не согласна,нужно больше специалистов узкого профиля( отмечается рост и сахарного диабета,и глаукомы и заболеваний сердца,а эндокринологов, окулистов, кардиологов — не хватает),почему не учитывается менталитет населения почему бы не создать свою модель здравоохранения ,можно же взять хорошее и из советской модели. Теперь почему ни один представитель ОСМС не отчитался в поликлинике на что были выделены средства,кроме МРТ,КТ, анализы.., сколько было пролечено пациентов по О СМС,живы ли они.

  8. Конечно заказная статья, бобольше содрать с нищего народа, в гос клиники идут пенсионеры и бедные, а побогаче они не платятваше Осмс, они идуи к часникам. А содрать надо с пенсионеров.

  9. Конечно заказная статья, бобольше содрать с нищего народа, в гос клиники идут пенсионеры и бедные, а побогаче они не платятваше Осмс, они идуи к часникам. А содрать надо с пенсионеров.

  10. Почему эту ОСМС не проверяют компетентные органы. Тут на лицо коррупция и увод денег из организации, растрата и незаконное обогащение. Кому это выгодно, первым делом тех кто эту сферу контролирует, присосались к кормушке и зубами держаться.

  11. В 1992 году не было уже Советского Союза. Заказная статья. 5% Фонд медицинского страхования от фонда заработной платы. И куда деньги уходят? Все платят своевременно. Я плачу каждый месяц по 20000 и не хожу в поликлинику. Спрашивается куда уходят деньги? Надо может уже расстреливать за коррупцию. Тогда и деньги появятся.

  12. Громоздкие с огромными зарплатами, премиями и бонусами, расходами на аренду помещения и т.д. аппараты ФСМС в каждой области РК, зачем они нужны, они большое и ненужное бремя системы здравоохранения.

  13. ОСМС деген, менинше ДенМин отырған шенеуніктер үшін жыл аяғында берилетин премияга кетеді, мен жумыстан усталынып төленеді және ИП ушин тағы толеймин, неге өйткені заңмен солайша бектип койган, мен сегиз сағат азаннан кешкі алтыға дейін жумыстан шыға алмаймын, поликлиникага Даумед аркылы жазылып барсаң уакытымен еш врач кабылламайды, тағы терапевт аркылы барлық врачка жазыламыз, ол аздай баска врачка жазылсан ол еки аптадан кейін ғана бос болады, немесе бир айдан кейін, ауырып ол кездерде уже үйде бар даримен немесе коршилер айткан способппен әйтеуір жазылған болып жүре береміз, заң бойынша үш күн әлеуметтік скринингке уакыт бериледи, күлкі келеді осындайда, кандай үш күн үш ай жүріп өтесің куанасын ғой дәрігерлік тексеруден

  14. Меня волнует, что бы записаться к узкому специалисту нужно обязательно зайти к терапевту, чтобы взять направление. А списывается с нашего осмс. И отношение наших врачей желает знать лучшего. Приходишь на прием, а он сидит смотрит в компьютер и печатает. А ты сидишь и распинаешься. Не всегда получаешь помощь в полном объёме. А терапевты -участковые меняются как «перчатки» почему не держаться?
    Только появится толковый врач на следующий приём приходишь уже его нет.

  15. Сказочники, где полис , где договор на мед лечение? Полное бесконтрольное расходование средств и как всегда спросить не с кого!!!!

  16. НАДО СОЗДАТЬ ПЕТИЦИЮ О ,, ПРИРАВНИВАНИИ КОРРУПЦИОННЫХ СТАТЕЙ К СТАТЬЕ ОБ ИЗМЕНЕ РОДИНЕ,, БЕЗ ПРАВА ПОМИЛОВАНИЯ, ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЛИ ЗАМЕНЫ НА ШТРАФ. С ПОКАЗОМ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ.

  17. Вот читаю комментарии и вижу что не до конца поняли о чем автор пишет. Она как раз и пишет что: ПМСП выполняет огромную работу, оказывая как экстренную помощь, так и плановую, хотя должна оказывать экстренную помощь как в других странах, а плановую помощь пациент должен оплатить сам.У нас же получается что большая часть работы выполняется по советским меркам: бесплатно оказать помощь, хотя мы уже давно находимся в капиталистическом строю.Давно вышли из социалистического строя.Получается мы не здесь и не там.Врачей хаят, хотя они как раз то гуманно относятся к пациентам работая по старой системе здравоохранения. У нас население большая часть не богатая, поэтому не в полном об’еме получает помощь со стороны медработников. Я имею в виду обследование: МРТ и т.д., так как врач не всегда может дать направление, так как нет финансирования во время обращения пациента. В общем, если работать в настоящее время, то надо ПМСП оказывать только экстрненную помощь, остальное платно, но это не возможно, так как население не сможет оплатить .

  18. Честно говоря с момента назарбаевсской независимости казахстанских медицина превратилась в коммерческую и конечно в компанию мошенников. Я, не знаю ни одного медика который не думал бы о обагпщении и о том чтобы набрать пациенту. Заплатишь окажут помощь, не заплатишь не помогут.
    Честно говоря медикам Казахстана надо одеть крававокоасный халат, экипировка обязана соответствовать их кровавым деяния.
    Они забыли клятву Гипократа и у них нет ни грамма совести и чести. Конченные люди работают в сфере.
    С момента ублюдка назарбаева, в Казахстане самые конченные представители это медицина, журналистика и культура. Лиц работающих в этих сферах надо просто живьём закапывать и расстреливать прилично.
    Нет ни капли уважения этим трём профессия и их представителям. Просто скажу пусть будут прокляты эти три представителя профессий.

  19. Это так удобно, все платежи (за медицину, дороги, парковки, товары, образование) взвалить на граждан, да еще с них налоги иметь на свое содержание.