Кому выгоден рост цен на газ, бензин и дизель? - Exclusive
Поддержать

Кому выгоден рост цен на газ, бензин и дизель?

Цены на бензин и дизель власти уже отпустили в свободное плавание, а цены на сжиженный газ вырастут с начала февраля. В правительстве уверены, что меры эти неизбежны, альтернативы им нет, и резких скачков они не допустят. Однако те, кого «либерализация» цен реально касается, мягко говоря, не в восторге от изменений. По уже сложившейся традиции к ним относится большая часть общества.

С 30 января в Казахстане официально отменили госрегулирование цен на дизельное топливо и бензин марки АИ-92/93 (цены на другие марки не фиксировались).

Как заверили в Министерстве энергетики, «шокового повышения цен» они не допустят. Первый раз цены поднимут на 5 тенге, но сколько будет таких повышений и с какой периодичностью их будут проводить, в ведомстве не уточнили. До либерализации предельная розничная цена за литр бензина Аи-92/93 составляла 205 тенге и 295 тенге за литр дизтоплива.

Однако, как отметил министр энергетики Алмасадам Саткалиев, цена на бензин может дойти до 290-300 тенге за литр. Главный ориентир – цена на топливо в России, а также в других странах ЕАЭС. А главная причина для повышения цен на бензин и дизель – пресечение контрабанды в соседние страны, которая возникает из-за того, что цены в Казахстане сильно ниже. Кроме того, в министерстве говорили о том, что эта мера подготовит нас к включению в единый рынок энергоресурсов ЕАЭС с 2027 года. А если цена останется такой же низкой, то все наше топливо из страны утечет к соседям.

В целом, на внутреннем рынке есть угроза дефицита бензина и дизеля. Одновременно с решением об отмене госрегулирования цен, власти полностью запретили вывоз этих видов топлива из страны, даже в страны ЕАЭС (частичный запрет действовал и раньше, но ЕАЭС не касался). В разных частях Казахстана периодически вводили ограничения на потребление топлива и отпускали его по талонам. Одна из причин – изношенность и низкие мощности НПЗ, работа которых постоянно останавливается на ремонт. При этом растет и уровень потребления топлива. Но из-за того, что цены на внутреннем рынке низкие, инвесторам не выгодно вкладывать деньги в нефтепереработку, поэтому НПЗ не совершенствуются.

Риск дефицита сжиженного нефтяного газа в Казахстане еще выше. Поэтому цены на газ тоже вскоре вырастут. Рыночными их пока не делают (хотя к этому все и идет), но с февраля повысят предельные цены. В зависимости от региона рост может составить от 6 до 21 тенге за литр. Например, в Алматы цены вырастут с 89 до 102 тенге; в ЗКО – с 70 до 77 и от 75 до 82 в районах, отдаленных от областного центра на 200 и более километров; в Актюбинской и Атырауской областях – с 59 до 77 и с 64 до 82 в отдаленных районах: в Мангистауской области – с 59 до 65 и с 64 до 70 в отдаленных районах.

Мотивация у Министерства энергетики та же – нужно привлечь инвесторов для модернизации инфраструктуры. Ключевой игрок на рынке, компания QazaqGaz, терпит убытки, торгуя на внутреннем рынке, и закрывает их за счет экспорта. Больше ни на что денег не хватает, как уверяют в Минэнерго. Опять же, из-за низкой стоимости казахстанским газом закупаются соседи, которые проезжают транзитом через территорию Казахстана.

Частичный запрет на экспорт сжиженного газа был введен в ноябре 2024 года на шесть месяцев. Впрочем, он не касается газа, добытого на Карачаганакском месторождении и в рамках соглашения о разделе продукции (и других специфических контрактов), то есть обязательства перед иностранными инвесторами по-прежнему остаются предпочтительнее внутренних потребностей.

И вроде бы все логично и правильно, вот только почему-то у общества совсем не радостная реакция на инициативы Минэнерго.

Слово недовольным

В комментариях к проекту приказа о снятии ограничений на цены на бензин и дизель люди выражают негодование. Основной посыл комментаторов – в Казахстане и так низкий уровень зарплат и жизни в целом, так еще и автомобильное топливо будет дороже. А если вырастут цены на топливо, то вырастут цены на большинство товаров и услуг, потому что перевозка вносит заметный вклад в их стоимость.

– В пояснительной записке указано: «Положения проекта не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых и иных последствий, а также не повлияет на обеспечение национальной безопасности». Это ложь и неправда! После отмены государственного регулирования цен на бензин и дизель, они вырастут значительно, что повлечет за собой резкий рост цен на все товары, проезд в общественном транспорте вырастет. Ни один работодатель не индексирует зарплаты. Цена топлива всегда закладывается в цену отпуска продукции. Я КАТЕГОРИЧЕСКИ против этого приказа, – написала пользователь Саблина Юлия.

Также недовольные ставят под сомнение осмысленность сравнения цен с соседними странами.

– В указанных странах нет своей нефти, поэтому они закупают сырье для переработки. В России всегда топливо было дороже, потому что большая часть нефтепродуктов и газа идёт на экспорт. Но в России развито производство и заработные платы выше, чем у нас, а продукты дешевле и разнообразнее. Поэтому сравнение некорректно, некомпетентно и несопоставимо! Требую отзыва приказа! Против! – объяснил причину несогласия с приказом Игнатенко Дмитрий.

Еще один пользователь предположил, кто несет ответственность за рост цен и за контрабанду топлива.

– Подобные инициативы, я уверен, проталкивают производители топлива, которым всё кажется, что они получают малые доходы. Если наше дешёвое топливо утекает за границу, то это в первую очередь вопрос к соответствующим органам и их руководителям, которые, видимо, плохо справляются со своими обязанностями, – написал Виталий Левченко.

Тут нечего и добавлять, представленные аргументы понятны и близки почти любому казахстанцу. Кроме тех, кто проводит подобные реформы и поддерживает их. А если точнее, – тех, кто получает от них выгоду.

В чьих интересах?

Кроме очевидных аргументов против, есть и очевидные вопросы, которые неизбежно возникают как реакция на принятое решение. Например: а что изменилось после Кантара? Получается, январские протесты ничему властей не научили?

Кажется, единственный урок, который власти извлекли из протестов – нужно навязывать свои решения плавно, без резких движений, чтобы народ внезапно не взбунтовался, и наоборот, постепенно свыкался с изменениями. А еще – что с Мангистау спрос должен быть чуть меньше, чем с других регионов, поэтому и повышение цены на газ (но не на другие виды топлива) там тоже ниже.

Сейчас почему-то все говорят, что цена на газ перед Кантаром выросла резко в два раза, с 60 до 120 тенге в Мангистау, именно в январе 2022-го. Однако на самом деле дерегуляция началась еще в марте 2021 года, а стремительный рост начался осенью. Так, в Магистау до нововведения газ стоил 50 тенге за литр, в сентябре – 63 тенге, в ноябре приблизился к 90 тенге. А с 1 января 2022 года торги по цене на сжиженный нефтяной газ полностью перевели на электронную торговую площадку. И вот тогда уже рыночные цены достигли пика в 120 тенге. То есть весь цикл занял 10 месяцев.

Насколько в действительности повышение цен на топливо будет плавным в этот раз, неизвестно. Но если к 2027 году нужно будет достичь уровня российских тарифов, то срок в два года выглядит не таким уж и долгим. Сейчас цена газа в России чуть выше 30 рублей за литр, или чуть выше 150 тенге за литр… Кстати, там стоимость ГСМ тоже постепенно растет. А в Казахстане также увеличится НДС, который включен в цену на топливо. Иными словами – рынок (при помощи государства) может в этот раз порешать так, что мало не покажется.

Другой очевидный вопрос: а насколько вообще Казахстану выгоден единый рынок энергоресурсов с ЕАЭС? Зачем это вообще нужно? Как известно, от этого экономического союза выигрывает в основном Россия, поэтому логично уточнить, зачем же нам под них подстраиваться.

И еще вопрос: почему за те годы, пока цены фиксировались государство не вкладывалось в развитие НПЗ? Ограничение цен предполагает обычно субсидии со стороны государства, которые могут идти и на развитие инфраструктуры, но почему-то не шли. Неужели никто не ожидал, что потребление топлива вырастет, а НПЗ самим себя не восстановят?

Эти риторические вопросы говорят о главном: экономическая политика – это тоже политика, и, как и любая политика, она проводится в чьих-то интересах. Вместе с планами увеличить НДС до 20%, а также повышением коммунальных тарифов, создается впечатление, что люди, которые принимают решения в государстве, совсем не знают страну, в которой живут. Однако этих людей волнует не страна в целом, а интересы собственного политического класса. Их они знают очень хорошо, и жертвовать ими они не намерены. А значит, жертвовать придется кем-то другим.

Но готов ли противоположный класс, то есть народ, жертвовать собой? Или, как и в январе 2022 года, он захочет принести в жертву кого-то другого?

Руслан Ибрагим




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *