Кому выгоден рост цен на газ, бензин и дизель?
Цены на бензин и дизель власти уже отпустили в свободное плавание, а цены на сжиженный газ вырастут с начала февраля. В правительстве уверены, что меры эти неизбежны, альтернативы им нет, и резких скачков они не допустят. Однако те, кого «либерализация» цен реально касается, мягко говоря, не в восторге от изменений. По уже сложившейся традиции к ним относится большая часть общества.
С 30 января в Казахстане официально отменили госрегулирование цен на дизельное топливо и бензин марки АИ-92/93 (цены на другие марки не фиксировались).
Как заверили в Министерстве энергетики, «шокового повышения цен» они не допустят. Первый раз цены поднимут на 5 тенге, но сколько будет таких повышений и с какой периодичностью их будут проводить, в ведомстве не уточнили. До либерализации предельная розничная цена за литр бензина Аи-92/93 составляла 205 тенге и 295 тенге за литр дизтоплива.
Однако, как отметил министр энергетики Алмасадам Саткалиев, цена на бензин может дойти до 290-300 тенге за литр. Главный ориентир – цена на топливо в России, а также в других странах ЕАЭС. А главная причина для повышения цен на бензин и дизель – пресечение контрабанды в соседние страны, которая возникает из-за того, что цены в Казахстане сильно ниже. Кроме того, в министерстве говорили о том, что эта мера подготовит нас к включению в единый рынок энергоресурсов ЕАЭС с 2027 года. А если цена останется такой же низкой, то все наше топливо из страны утечет к соседям.
В целом, на внутреннем рынке есть угроза дефицита бензина и дизеля. Одновременно с решением об отмене госрегулирования цен, власти полностью запретили вывоз этих видов топлива из страны, даже в страны ЕАЭС (частичный запрет действовал и раньше, но ЕАЭС не касался). В разных частях Казахстана периодически вводили ограничения на потребление топлива и отпускали его по талонам. Одна из причин – изношенность и низкие мощности НПЗ, работа которых постоянно останавливается на ремонт. При этом растет и уровень потребления топлива. Но из-за того, что цены на внутреннем рынке низкие, инвесторам не выгодно вкладывать деньги в нефтепереработку, поэтому НПЗ не совершенствуются.
Риск дефицита сжиженного нефтяного газа в Казахстане еще выше. Поэтому цены на газ тоже вскоре вырастут. Рыночными их пока не делают (хотя к этому все и идет), но с февраля повысят предельные цены. В зависимости от региона рост может составить от 6 до 21 тенге за литр. Например, в Алматы цены вырастут с 89 до 102 тенге; в ЗКО – с 70 до 77 и от 75 до 82 в районах, отдаленных от областного центра на 200 и более километров; в Актюбинской и Атырауской областях – с 59 до 77 и с 64 до 82 в отдаленных районах: в Мангистауской области – с 59 до 65 и с 64 до 70 в отдаленных районах.
Мотивация у Министерства энергетики та же – нужно привлечь инвесторов для модернизации инфраструктуры. Ключевой игрок на рынке, компания QazaqGaz, терпит убытки, торгуя на внутреннем рынке, и закрывает их за счет экспорта. Больше ни на что денег не хватает, как уверяют в Минэнерго. Опять же, из-за низкой стоимости казахстанским газом закупаются соседи, которые проезжают транзитом через территорию Казахстана.
Частичный запрет на экспорт сжиженного газа был введен в ноябре 2024 года на шесть месяцев. Впрочем, он не касается газа, добытого на Карачаганакском месторождении и в рамках соглашения о разделе продукции (и других специфических контрактов), то есть обязательства перед иностранными инвесторами по-прежнему остаются предпочтительнее внутренних потребностей.
И вроде бы все логично и правильно, вот только почему-то у общества совсем не радостная реакция на инициативы Минэнерго.
Слово недовольным
В комментариях к проекту приказа о снятии ограничений на цены на бензин и дизель люди выражают негодование. Основной посыл комментаторов – в Казахстане и так низкий уровень зарплат и жизни в целом, так еще и автомобильное топливо будет дороже. А если вырастут цены на топливо, то вырастут цены на большинство товаров и услуг, потому что перевозка вносит заметный вклад в их стоимость.
– В пояснительной записке указано: «Положения проекта не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых и иных последствий, а также не повлияет на обеспечение национальной безопасности». Это ложь и неправда! После отмены государственного регулирования цен на бензин и дизель, они вырастут значительно, что повлечет за собой резкий рост цен на все товары, проезд в общественном транспорте вырастет. Ни один работодатель не индексирует зарплаты. Цена топлива всегда закладывается в цену отпуска продукции. Я КАТЕГОРИЧЕСКИ против этого приказа, – написала пользователь Саблина Юлия.
Также недовольные ставят под сомнение осмысленность сравнения цен с соседними странами.
– В указанных странах нет своей нефти, поэтому они закупают сырье для переработки. В России всегда топливо было дороже, потому что большая часть нефтепродуктов и газа идёт на экспорт. Но в России развито производство и заработные платы выше, чем у нас, а продукты дешевле и разнообразнее. Поэтому сравнение некорректно, некомпетентно и несопоставимо! Требую отзыва приказа! Против! – объяснил причину несогласия с приказом Игнатенко Дмитрий.
Еще один пользователь предположил, кто несет ответственность за рост цен и за контрабанду топлива.
– Подобные инициативы, я уверен, проталкивают производители топлива, которым всё кажется, что они получают малые доходы. Если наше дешёвое топливо утекает за границу, то это в первую очередь вопрос к соответствующим органам и их руководителям, которые, видимо, плохо справляются со своими обязанностями, – написал Виталий Левченко.
Тут нечего и добавлять, представленные аргументы понятны и близки почти любому казахстанцу. Кроме тех, кто проводит подобные реформы и поддерживает их. А если точнее, – тех, кто получает от них выгоду.
В чьих интересах?
Кроме очевидных аргументов против, есть и очевидные вопросы, которые неизбежно возникают как реакция на принятое решение. Например: а что изменилось после Кантара? Получается, январские протесты ничему властей не научили?
Кажется, единственный урок, который власти извлекли из протестов – нужно навязывать свои решения плавно, без резких движений, чтобы народ внезапно не взбунтовался, и наоборот, постепенно свыкался с изменениями. А еще – что с Мангистау спрос должен быть чуть меньше, чем с других регионов, поэтому и повышение цены на газ (но не на другие виды топлива) там тоже ниже.
Сейчас почему-то все говорят, что цена на газ перед Кантаром выросла резко в два раза, с 60 до 120 тенге в Мангистау, именно в январе 2022-го. Однако на самом деле дерегуляция началась еще в марте 2021 года, а стремительный рост начался осенью. Так, в Магистау до нововведения газ стоил 50 тенге за литр, в сентябре – 63 тенге, в ноябре приблизился к 90 тенге. А с 1 января 2022 года торги по цене на сжиженный нефтяной газ полностью перевели на электронную торговую площадку. И вот тогда уже рыночные цены достигли пика в 120 тенге. То есть весь цикл занял 10 месяцев.
Насколько в действительности повышение цен на топливо будет плавным в этот раз, неизвестно. Но если к 2027 году нужно будет достичь уровня российских тарифов, то срок в два года выглядит не таким уж и долгим. Сейчас цена газа в России чуть выше 30 рублей за литр, или чуть выше 150 тенге за литр… Кстати, там стоимость ГСМ тоже постепенно растет. А в Казахстане также увеличится НДС, который включен в цену на топливо. Иными словами – рынок (при помощи государства) может в этот раз порешать так, что мало не покажется.
Другой очевидный вопрос: а насколько вообще Казахстану выгоден единый рынок энергоресурсов с ЕАЭС? Зачем это вообще нужно? Как известно, от этого экономического союза выигрывает в основном Россия, поэтому логично уточнить, зачем же нам под них подстраиваться.
И еще вопрос: почему за те годы, пока цены фиксировались государство не вкладывалось в развитие НПЗ? Ограничение цен предполагает обычно субсидии со стороны государства, которые могут идти и на развитие инфраструктуры, но почему-то не шли. Неужели никто не ожидал, что потребление топлива вырастет, а НПЗ самим себя не восстановят?
Эти риторические вопросы говорят о главном: экономическая политика – это тоже политика, и, как и любая политика, она проводится в чьих-то интересах. Вместе с планами увеличить НДС до 20%, а также повышением коммунальных тарифов, создается впечатление, что люди, которые принимают решения в государстве, совсем не знают страну, в которой живут. Однако этих людей волнует не страна в целом, а интересы собственного политического класса. Их они знают очень хорошо, и жертвовать ими они не намерены. А значит, жертвовать придется кем-то другим.
Но готов ли противоположный класс, то есть народ, жертвовать собой? Или, как и в январе 2022 года, он захочет принести в жертву кого-то другого?
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Хозяева заколебались в минус свое добро раздавать
Вывозится контрабандой. Абсурд. А на что у нас силовики,таможня ипр.
Всё это делается все ведении нашего президенті. Он бы этого не допустил.!!!
Дармоеды
Очень хорошая статья! Полностью согласна. Нам не нужны такие экономические союзы, от которых страна нищает, никакого благосостояния, и за счёт простого народа решать потом экономические проблемы-это безграмотность и некомпетентность правительства! За январь на пенсионных вкладах минусовой инвестиционный доход! Это ещё неумение распоряжаться вкладам граждан, которых принудительно принуждает вкладывать в эту пенсионную систему! Позор!
Враги народа
Во всем виновата власть и олегархи, а многим беднякам придется пешком ходить
Уважаемые депутаты и министры может вам пора работать, поднимайте зпл людям и контролируйте цены, куда все катится! Не ужели не стыдно ????
Сволочи лучше бы так зарплаты поднимали
Давайте будем перенимать у соседних стран другие примеры.
Как насчёт выплат материнского капитала казахстанским семьям?
Дорожает, дорожает когда для людей будет это правительство работать ,сокрашайте правительство зам у зама зам зачем столько,гос закупки контролируйте ещё много чего можно написать чтобы бюджет страны жил ну и народ жил не в нищете,я понимаю что без России не как ну надо своими мозгами думать искать решение,а если не можете слушайте народ, людей и будет решение а то каждый день новости дорожает, дорожает ну мы вкладке всё изношено , ГСМ вывозят если не решаете значит в доли или просто слова сказать что то надо
Новый казахстан новые цены про нпз тридцать лет нам эту лабуду на уши вешают ичто а воз и ныне там если соседи обосрутся нам тоже последовать их нему примеру видн минимтры наши далеки от бога и темболее от простых граждан нашейстраны
Аноним 100%
Если процветает контрабанда, то виновны в этом погранцы, таможня и др. силовые структуры которые не работает, изношенность заводов вина самих хозяев заводов, неужели нельзя было заставить нефтедобывающие компаний за 30 лет построить по одному нефтегазо перерабатывающих заводов как скажем в странах арабского полуострова,почему в упущениях правительства должен народ нести ответственность своим тонким кошельком.
Если процветает контрабанда, то виновны в этом погранцы, таможня и др. силовые структуры которые не работает, изношенность заводов вина самих хозяев заводов, неужели нельзя было заставить нефтедобывающие компаний за 30 лет построить по одному нефтегазо перерабатывающих заводов как скажем в странах арабского полуострова,почему в упущениях правительства должен народ нести ответственность своим тонким кошельком.
Как вьезжаешь в Бишкек,огромная очередь из машин с каз номерами,везущими топливо на продажу в киргизию,где контроль?
А бензин то даже не 66, я же помню какой он был, а сей качества ноль,только добавки…
Если вывозят ГСМ куда смотрят пограничники и таможня. Если не справляется распустить.
Если вывозят ГСМ куда смотрят пограничники и таможня. Если не справляется распустить.
Перед последним повышением нам тоже говорили что все вывозится, контрабанда. Повысили, у становили предельные цены. Для иностранных машин лимиты и цены. И опять тоже самое творят. Хоть что нибудь новое придумали. Все три завода прошли модернизацию и снова ничего не хватает. Наши министры кроме повышения цен ничего не могут предложить населению