Креатив по-казахски – это качественно и круто! - Exclusive
Поддержать

Креатив по-казахски – это качественно и круто!

«Задача 1. Создание условий для открытия и развития собственного дела». За этой короткой строчкой в Национальном проекте по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы – тысячи, а то и миллионы судеб казахстанцев: тех, кто однажды решил открыть собственное предприятие. И мы сегодня не о молодых людях, еще в старших классах школы или на первых курсах вуза придумавших стартапы – мы о тех, кто в достаточно зрелом возрасте задумался о том, что может изменить свою жизнь – а потом, по мере развития дела, и не только свою.

Жолаушы Турдыгулов в советское время работал художником-реставратором в объединении «Казреставрация», потом, в начале 1990-х, начал преподавать на факультете художественной графики в педагогическом институте — сегодня это Казахский государственный педагогический университет имени Абая. И все это время, параллельно с основной работой, художник делал казахские национальные инструменты – очень скоро его кобызы и домбры стали популярны у музыкантов. Но понадобилось немало лет, и, конечно, появление в государстве необходимых условий, чтобы мастер решился открыть собственное дело – цех, где сегодня он и его ученики создают музыкальные инструменты. Это о том, что Жолаушы Турдыгулову удалось изменить не только свою жизнь.

Похожая судьба у ювелира Сериккали Кокенова – он не только сам создает великолепные казахские украшения, но и обучает молодых людей.   

Истории этих двух мастеров – это прекрасная иллюстрация к положению из Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы «развитие малого бизнеса в целях повышения занятости населения». Это с одной стороны. А с другой – это продолжение старинных степных традиций, когда у каждого настоящего мастера обязательно были ученики.

Сегодня изделия их мастерских – результат предпринимательской и творческой деятельности Жолаушы Турдыгулова и Сериккали Кокенова — получили признание не только в Казахстане, но и за рубежом.      

«”Сделано в Казахстане” – это крутой бренд», – говорит мне американский музыкант, бережно держа в руках только что купленный кобыз. Он знает что говорит: несколько лет назад его коллега был у нас в стране и привез сразу несколько инструментов – домбру, кобыз, сазсырнай. С тех пор его музыка (коллега не только исполнитель, но и композитор) приобрела совсем новое звучание. «Я тоже хотел попробовать, – рассказывает мой новый знакомый по имени Майкл. – И все думал, как бы мне купить кобыз, а здесь – такая удача! Казахский инструмент сам приехал ко мне».

Мы разговариваем в Америке, на фестивале, куда мастера декоративно-прикладного исскусства со всего мира привозят свои работы. Из казахстанцев на этот раз — ювелир Сериккали Кокенов и мастер музыкальных инструментов Жолаушы Турдыгулов. Сказать, что их работы вызвали ажиотаж – ничего не сказать. И если казахские украшения просто всем нравятся («вот это кафф!» — восхищенно произносит дама, примеряя браслет в западно-казахстанском стиле), то около музыкальных инструментов надолго задерживаются профессионалы. И пробуют играть. И их реакция – когда древний казахский кобыз даже в неопытных руках демонстрирует свою мощь – дорогого стоит.

«”Сделано в Казахстане” – это круто, – повторяет довольный музыкант, унося кобыз. – У вас очень, очень качественные музыкальные инструменты. Звучание, глубина, дизайн… Я уже знаю, какое произведение я первым сыграю на этом кобызе».

После этих слов сразу вспомнилось о том, что в Казахстане в последнее время много говорят о необходимости повышения качества и конкурентоспособности наших товаров и услуг. При этом прежде всего упоминают о Национальной системе сертификации – и это на самом деле очень важно. Но, кроме этой системы, есть международное признание – и это, в том числе, о мастерах-ремесленниках. Многие казахстанские мастера являются обладателями наград на зарубежных конкурсах и фестивалях, или «Знака качества ЮНЕСКО», то есть международного сертификата, подтверждающего высокое качество их продукции: это изделия из войлока и кожи, ювелирные украшения и музыкальные инструменты и т.д. И, главное, все это – made in Kazakhstan. От начала и до финала, то есть от сырья до конечного продукта – прекрасного ковра, чудесного украшения, музыкального инструмента, роскошного шапана и т.д.

Ремесла — в том числе и изготовление традиционных национальных инструментов — относятся к креативным индустриям. В своем послании «Экономический курс Справедливого Казахстана» президент страны Касым-Жомарт Токаев отдельно остановился на этом секторе.

«В современном мире именно «креативное производство», основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоящему инклюзивной экономики, — сказал президент. — Более того, креативная экономика становится движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей.

В Казахстане данный сектор до сих пор не развит. Вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает и до 1%, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка. При этом у нас есть целая плеяда соотечественников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене».

Многие из этой плеяды у всех на слуху – певец Димаш Кудайберген, заслуженный деятель Казахстана, «Самый популярный зарубежный певец» на Музыкальном гала в Tencent MTV Asia; диджей Иманбек, обладатель музыкальной премии «Грэмми» в категории «лучший ремикс года» (2021 г.); режиссер, клипмейкер Айсултан Сеитов, названный «Лучшим режиссером» на 25-м Шанхайском международном кинофестивале, и многие, многие другие.

В отличие от артистов, казахстанские мастера-ремесленники мало известны широкой публике. И это, наверное, большая ошибка, потому что казахстанские мастера тоже работают на репутацию нашей страны, создавая прекрасные произведения – качественные музыкальные инструменты, ковры ручной работы, войлочные изделия, ювелирные украшения и т.д.

«Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране, — подчеркнул президент в своем Послании. — В том числе правовыми инструментами защитить интеллектуальную собственность. Это принципиально важный момент. Интеллектуальная собственность – такое же имущество, как оборудование или технологии.

Сейчас центры креативной индустрии сосредоточены в трех крупных городах (Астана, Алматы, Шымкент), регионы остаются без должного внимания. Это нужно исправить. Точки притяжения талантов – Центры креативной индустрии – должны быть в каждом областном центре, в каждом крупном городе. Там же следует помогать участникам с вопросами коммерциализации своих продуктов. Особенности производственного процесса субъектов креативной индустрии не позволяют им полноценно участвовать в программах поддержки предпринимательства, получать финансирование. Считаю необходимым разработать отдельный пакет мер поддержки «креативщиков».

Работники креативного сектора восприняли эти слова президента «на ура». Потому что – и в этом отличие креативной индустрии от любой другой – творческие люди, настоящие таланты могут появиться в любом городе или ауле, для этого не нужны какие-то особенные условия: они просто появляются – и все. Так 135 лет назад в Семипалатинской области тогдашней Российской империи родился великий певец Амре Кашаубаев, который потом покорил Париж, так через много лет в Актобе появился на свет другой казахский музыкант, которого сегодня знает весь мир – Димаш Кудайберген. И они оба играли и играют на домбре – великом казахском инструменте, который создают казахские ремесленники и который сегодня высоко ценят во всем мире. Результаты продаж на зарубежных ярмарках – тому подтверждение. Потому что, как сказал американский музыкант Майкл (см.выше): «Made in Kazakhstan – это круто!».

…В  Национальном проекте по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы говорится, что необходимо «создание условий, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы». Многие казахстанские мастера-ремесленники – такие, как Жолаушы Турдыгулов и Сериккали Кокенов – уже это сделали.

Гульнара Маликова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.