Крушение Embraer 190: Путин принёс извинения, но вопросы остались - Exclusive
Поддержать

Крушение Embraer 190: Путин принёс извинения, но вопросы остались

По всем представленным фактам о крушении в Актау гражданского самолёта Azerbaijan Airlines уже очевидно, что трагедия произошла из-за применения российской системы ПВО. Российская власть даже частично признала свою ответственность: в субботу президент России Владимир Путин извинился за то, что инцидент произошёл в воздушном пространстве России, и выразил соболезнования семьям погибших. Он подчеркнул, что в момент трагедии российские средства ПВО отражали атаки украинских беспилотников.

Напомним, предположение, что трагедия с пассажирским самолётом Embraer 190 произошла из-за того, что он был подбит российским ПВО, появилась в тот вечер, когда стало известно о крушении. Уже тогда на это указывало сразу множество деталей – от совпадения с работой в тот же день в Чечне системы «Ковёр» до наличия на уцелевшем хвосте самолёте повреждений, характерных для воздействия снаружи осколков.

К тому же, многие эксперты задавались вопросом: почему самолёт направился в Актау, если вблизи Грозного на территории России есть много других аэропортов? Высказывалась версия, что перенаправление самолёта в Актау могло быть умышленным, – чтобы он упал в воду и тем самым скрылись улики преступления.

Тем не менее, в день крушения активно распространялись и другие версии причин трагедии: потеря управления из-за столкновения с птицами и взрыв газового баллона. Российская пропаганда называла эти версии «достаточно правдоподобными». Но оба этих варианта потеряли состоятельность уже к пятнице, когда появились различные подробности, прямо указывающие на достоверность версии о причастности к катастрофе российских ПВО.

Так, уже в четверг издания Euronews и AnewZ сообщили со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана, что предварительное расследование установила: самолет Embraer 190, упавший под Актау, сбила российская ракета класса «земля-воздух». По их данным, ракету выпустили по самолёту во время налёта беспилотников на Грозный, она взорвалась рядом с самолётом, а осколки снаряда ранили пассажиров и членов экипажа.

– Альтернативные версии, которые распространяются в российских СМИ, — это спекуляции, направленные на введение общественного мнения в заблуждение. Видеозаписи из салона самолета показывают, что двое пассажиров получили осколочные ранения. Все показания, в том числе и о взрывах за бортом, указывают на работу ПВО, – писало AnewZ.

Выжившие бортпроводники и пассажиры, оправившись от шока, также рассказали казахстанским журналистам, что самолёт сначала испытал на себе первый удар, после которого в салоне выпали кислородные маски, что происходит при разгерметизации судна. А затем, по их сведениям, случился второй, после которого пилоты приняли решение об экстренной посадке из-за нарушения работы двигателей. Более того, один из бортпроводников в ходе данных ударов получил ранение руки. Аналогичные факты рассказал пассажир Субхонкул Рахимов.

В пятницу глава Росавиации официально подтвердил, что в день трагедии воздушное пространство аэропорта Грозного было закрыто из-за атак беспилотников, хотя ранее утверждалось, что причиной невозможности посадки был исключительно туман. А Azerbaijan Airlines и министерство транспорта Азербайджана распространили заявление о предварительных итогах расследования, в которых говорится, что причиной трагедии стало «физическое и техническое внешнее воздействие» на самолёт.

Все эти факты по-сути прямо опровергли версии о птицах и газовом баллоне (которые, к слову, изначально были распространены именно Россией) и сделали версию о применении российской ПВО более убедительной. После их распространения жители Азербайджана стали массово публиковать в соцсетях посты с хештегом #rusiyaüzristə (#россияизвинись). На официальном политическом уровне требование к России признать свою вину и извиниться озвучил депутат парламента Расим Мусабеков.

В итоге российская власть не смогла больше скрывать эту информацию. Если сначала она всё ещё пыталась продолжать юлить и создавать новые абсурдные фейки («Царьград», например, буквально в ночь с пятницы на субботу в своей публикации обвинил в трагедии Киев, заявив, что «по информации российских спецслужб, в аэропорту Азербайджана на корпус лайнера по согласованию с западными и украинскими спецслужбами установили бомбу с часовым механизмом, которая должна была сработать в момент захода «Эмбрайера» на посадку в Грозном»), то в субботу Владимир Путин сам позвонил Алиеву и Токаеву для принесения своих извинений и соболезнований.

– Владимир Путин принёс свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошёл в воздушном пространстве России, и ещё раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим. В разговоре было отмечено, что следовавшее чётко по расписанию азербайджанское пассажирское воздушное судно неоднократно пыталось зайти на посадку в аэропорт города Грозный. В это время Грозный, Моздок и Владикавказ атаковали украинские боевые беспилотные летательные аппараты, и российские средства ПВО отражали эти нападения, – сообщил Кремль 28 декабря.

Примечательно, что такое развитие событий предсказывали уже на следующий день после трагедии в некоторых анонимных российских Telegram-каналах, освещающих «инсайды» политической жизни «северного соседа».

– Самое неприятное в этой ситуации это перспектива испортить отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, но в политбюро есть надежда, что он всё «поймёт и простит». Извинения принесёт собственно сам Путин, в телефонном разговоре, и этого будет достаточно. Забот у российского руководства хватает и так, чтобы сильно переживать по поводу сбитых случайно или специально самолётов, – писал Telegram-канал «Генерал СВР» утром 26 декабря.

Впрочем, стратегия не сработала: в воскресенье Ильхам Алиев потребовал от Путина и раскритиковал российскую сторону за попытки «замять ситуацию» и вбрасывание «бредовых версий» произошедшего.

– Российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Должна признать свою вину. Виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации. Это наши условия. Первое из них уже было выполнено вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты. Все эти условия справедливы, здесь нет каких-либо чрезвычайных требований или вопросов, это основано на международном опыте и принципах нормального человеческого поведения, – объявил президент Азербайджана.

При этом, в России объявили, что следственный комитет всё-таки возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Сейчас по данному факту проводятся первичные следственные действия и допрашиваются гражданские и военные специалисты.

Но всё же к трагедии остаются ряд вопросов. Почему самолёт при атаке был перепутан с беспилотником? Кто именно отдал самолёту указ лететь в Казахстан, не позволяя приземлиться в других соседних аэропортах? По чьей инициативе в России пытались скрыть применение по самолёту ПВО? Для чего Россия в первый день трагедии распространила фейки о версиях причины трагедии? И, самое главное, возможно ли было всё же избежать взрыва при приземлении судна?

Всё это, похоже, предстоит выяснить международному расследованию.

– Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что российские официальные структуры выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести. Окончательная версия станет известна после вскрытия чёрных ящиков. Но и первоначальные версии достаточно обоснованы и опираются на факты. А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолёт получил повреждения извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. К сожалению, первые три дня мы не слышали от России ничего, кроме бредовых версий, – подчеркнул в воскресенье Ильхам Алиев.

Отметим, что Казахстан объявил о начале расследования сразу после того, как стало известно про трагедию, и подчеркнул, что оно будет проводиться в рамках международных стандартов. На первом брифинге правительственной комиссии руководитель Канат Бозумбаев отметил, что оба бортовых самописца уже найдены, и они будут изучены экспертами. Он тогда заявил, что делать выводы преждевременно.

– Официально мы никакой версии ни от какой стороны не получали. Ни от России, ни от Азербайджана. Сегодня склониться к какой-либо версии невозможно. Это будет безответственно, – подчёркивал вице-премьер.

Всего сейчас, по словам Бозумбаева, расследование причин катастрофы ведут 17 международных экспертов, из которых шесть из Азербайджана, двое – от Embraer, трое – из бразильского CENIPA, ещё трое – от Межгосударственного авиационного комитета, двое – из Российской Федерации. Также в воскресенье в страну прибыл аккредитованный наблюдатель – глава секции расследования авиационных происшествий ИКАО Тормодур Тормодсон.

– Устанавливаем всех очевидцев. Произведена выемка записи переговоров по радиостанции между диспетчерами и экипажем. На стадии завершения осмотр места происшествия – более четырёх тысяч квадратных метров, – рассазал в четверг транспортный прокурор Мангистауской области Абылайбек Ордабаев.

28 декабря президент Казахстана, вернувшись из России после заседания Высшего Евразийского экономического совета (о котором, к слову, на фоне катастрофы было распространено нетипично ограниченное количество информации), провёл совещание с правительственной комиссией. Он дополнительно поручил обеспечить объективное расследование и избежать информационных провокаций.

Тем временем, к отдельному расследованию крушения по запросу Азербайджана присоединилась Турция. По данным близкого к азербайджанским властям издания Caliber, в Баку прилетит группа из восьми турецких специалистов.

– Наша команда отправится в Баку в ближайшие несколько часов и продолжит работу в координации с властями Азербайджана по расследованию всех аспектов инцидента в соответствии со своей сферой компетенции, – рассказал в субботу министр транспорта Турции Абдулкадира Уралоглу.

Помимо этого, накануне Азербайджану и Казахстану предложила помощь в расследовании крушения самолета США. Координатор Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби заявил, что США «видели первичные признаки того, что могло бы указывать на возможность того, что самолет был сбит российской системой ПВО», но не стал конкретизировать заявление. Пока что реакции на данное предложение со стороны властей не было.

В целом, важно отметить, что даже на фоне данного инцидента Касым-Жомарт Токаев сохраняет дипломатический баланс, прямо называя Россию «дружественной страной».

– Весь мир стал свидетелем самоотверженной работы наших спасателей, врачей и волонтеров. Особую благодарность высказывают граждане соседних дружественных стран: Азербайджана, России, Кыргызстана, – говорил он в ходе совещания.

Более того, в тот момент, когда президенту Казахстана позвонил Владимир Путин, чтобы принести свои извинения и соболезнования за случившееся, Касым-Жомарт Токаев даже поблагодарил его за гостеприимство (по крайней мере, согласно пресс-релизу Кремля, – в сообщении Акорды об этом уже не говорится). Хотя, казалось бы, о каком «гостеприимстве» может идти речь, если фактически по вине России погибло шесть граждан Казахстана?

В общем, похоже, что в условиях, когда любое неосторожное слово может повлиять на сложный баланс отношений с Россией, ключевой тактикой становится избежание прямого осуждения до самого завершения расследования…

Однако долго сдерживать язык за зубами не получится. Казахстану в любом случае предстоит озвучивать итоги расследования, так как по правилам Международной организации гражданской авиации его проводит та страна, на территории которой произошел инцидент. И в любом случае, расшифровка «чёрных ящиков» обязана всё расставить по своим местам.

При этом, ряд политических экспертов сейчас высказывают опасения, что часть информации о содержимом «ящиков» могут утаить, – ведь в постсоветском пространстве дешифровка бортовых регистраторов осуществляется только в России, которая прямо заинтересована в наличии «правильной» для её репутации данных.

Тем не менее, по информации Кремля, к расшифровке «чёрных ящиков» будут также приглашены эксперты из Азербайджана и Бразилии.

– Эта работа, проводимая на территории Казахстана, будет носить объективный и прозрачный характер, – уверяет Кремль.

Впрочем, экс-командир воздушного судна Airbus 320 Тоты Амирова, напротив, уверяет, что скрыть реальную причину авиакатастрофы даже при всём желании какой-либо стороны не получится.

– В эти несколько лет технологии шагнули достаточно далеко, и в современных самолетах информация из «чёрного ящика» дублируется на серверах, а в некоторых авиакомпаниях сразу ведется онлайн-запись «чёрных ящиков», так что уничтожить их вряд ли получится. Записи переговоров между диспетчером и пилотами даже можно послушать в реальном времени, они записываются на электронных носителях. Волокитить тоже нет резона, так как есть законные сроки, которые надо соблюдать, чтобы ИКАО не прислало замечание, – высказалась Тоты Амирова у себя на странице в Facebook.

UPD. В воскресенье ближе к ночи министерство транспорта Республики Казахстан объявило, что бортовые самописцы будут направлены в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA).

Отметим, заместитель министра транспорта Талгат Ластаев ранее заявлял, что расшифровка начнётся «сразу же после приезда экспертов из бразильского авиационного конгломерата Embraer и будет вестись в рамках международного алгоритма расследования». Представители Embraer прилетели в Казахстан вечером 27 декабря, а 28 декабря прибыли уполномоченные по расследованию от CENIPA (Центра расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии – полномочного органа по расследованию авиационных происшествий в гражданской авиации).

То есть, вскоре изучение информации «чёрных ящиков» уже должно начаться. По мнению экспертов в сфере гражданской авиации, расследование авиакатастрофы должно завершиться в течение месяца.

Ну а пока расследование продолжается, очевидно одно: хоть российская сторона и косвенно признала факт своей вины в трагедии, её детали ещё нуждаются в прояснении. При этом, конечные выводы международных экспертов могут сильно повлиять на отношения между странами. И поэтому Казахстану в новом году предстоит сделать сложный выбор: смириться с нечаянным убийством шести своих граждан ради сохранения дипломатической нейтральности, либо же заставить всех виновных без исключения официально понести наказание ради отстаивания своих национальных интересов?




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *