Кто был секс-символом казахстанского кино? - Exclusive
Поддержать

Кто был секс-символом казахстанского кино?

В советском кино секс-символов не было. Вернее, не было такого слова в арсенале журналистов и зрителей. Но за прошедшие после развала СССР 30 лет не одно издание пост-фактум составило свой рейтинг советских актеров и актрис, которые вполне могли бы претендовать на этот «титул». Татьяна Самойлова, Василий Лановой, Наталья Варлей, Любовь Полищук, Николай Еременко… Раиса Мухамедьярова. Ослепительно красивая актриса нашего кино запомнилась с первой же роли: такое лицо нельзя было забыть. А ведь она могла и не попасть на съемочную площадку: просто работники «Казахфильма» очень удачно зашли в Алматинский институт иностранных языков в поисках красивых девушек…

Именно английский язык стал поводом для нашего знакомства с актрисой театра и кино Раисой Мухамедьяровой.

Однажды на кинофестивале «Евразия» в Астане мой друг, замечательный актер и режиссер Олег Ли сказал:

– Я хочу представить тебя Раечке Мухамедьяровой, чтоб она убедилась, что ты не англичанин.

Познакомились. Я сказал, что давний ее поклонник, Раиса Мажитовна ответила:

– Приятно слышать.

Ей, видимо, просто хотелось с кем-нибудь поговорить по-английски, ведь она окончила Алматинский институт иностранных языков. А интервью не входило ни в ее, ни в мои планы, потому что Сергей Азимов только что снял документальный фильм об актрисе, а мои коллеги-журналисты опубликовали о ней не по одному очерку. Но если все же «отмотать кинопленку» лет на 45 назад, то я действительно однажды договорился с актрисой об интервью для Казахского радио, пришел с диктофоном к ней домой – она жила в микрорайоне Коктем. Но домочадцы сказали, что из-за обильного снегопада Раиса Мажитовна не может выбраться из санатория в горах. В гостиной с портрета на стене на меня смотрела хозяйка квартиры – работа кисти, кажется, Гульфайрус Исмаиловой.

Второй раз актриса прошла мимо, когда я разговаривал в фойе ТЮЗа с Аминой Умурзаковой. Помню, Амина апай посетовала: «Раечка талантливая, но редко снимается, потому что красота ее очень пикантная для нашего кино». И это правда. Видел однажды, как она шла по Жибек жолы, а народ узнавал ее и расступался в восхищении. Мне тогда показалось, что в жизни она даже красивее, чем на экране.

И ещё одна встреча произошла в селе Большенарымское в Восточном Казахстане. Вечером мы с другом решили купить бутылочку и по дороге увидели в кромешной тьме очень хорошо освещенный ларек. Подошли, а за прилавком – Раиса Мажитовна! Тут на нас зашипели со всех сторон, потому что мы ворвались на съёмочную площадку фильма «Человек-Олень» по повести Оралхана Бокеева.

Ну, а если серьезно, то актрису я приметил в раннем детстве. Популярной она стала после первой же роли, снявшись у Шакена Айманова в музыкальной комедии «Песня зовёт». Успех закрепили последующие работы: у Александра Карпова в производственной драме «Сплав», у Эмира Файка в комедии «Мальчик мой!» и у Абдуллы Карсакбаева в детском фильме «Меня зовут Кожа».

После рождения двух дочерей актриса перешла на характерные роли второго плана. Среди них Акбала в историко-революционном фильме «Однажды и на всю жизнь» по одноименной повести Габита Мусрепова, Карашаш в «Сказке о прекрасной Айсулу».

А по большому счету, «Казахфильм» актрису просмотрел, не найдя возможности снимать ее как можно чаще. Получается, что почти за шестьдесят лет она сыграла чуть больше тридцати ролей. Иногда она просто была в кадре. Как бы для красоты: в телефильме «Парус» Раиса Мажитовна прошла с зонтиком по пляжу. Иногда появлялась в образах сельских жительниц. Самая удачная роль из этой «галереи» – мачеха в фильме-воспоминании Абдуллы Карсакбаева «Путешествие в детство» – о временах коллективизации.

Но Мухамедьяровой всё же интереснее были современницы. И такие роли ей время от времени выпадали. В молодости она даже сыграла двух острохарактерных персонажей – мещанку Шолпан в новелле «Молодожены» из киноальманаха «И в шутку, и всерьез», и городскую высокомерную Дину в телефильме «У подножья Найзатас».

В последующие годы было ещё несколько замечательных картин с участием Раисы Мажитовны. Прежде всего это драма киргизского режиссера Толомуша Океева «Золотая осень», в которой она играла заместителя редактора Рахиму Караевну, а ее мятущимся подчинённым в фильме был великолепный Досхан Жолжаксынов. Другая роль – Айша в чудесной лирической комедии Болата Шманова «Невеста для брата».

Ещё одно «амплуа» актрисы – роли мам и учительниц в фильмах для детей. Тут после фильма «Меня зовут Кожа» открытий не случилось, о чем можно лишь пожалеть…

11 июля заслуженной артистке Казахской ССР Раисе Мухамедьяровой могло бы исполниться 84 года.

Сергей Лесковский




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *