Кто был секс-символом казахстанского кино?
В советском кино секс-символов не было. Вернее, не было такого слова в арсенале журналистов и зрителей. Но за прошедшие после развала СССР 30 лет не одно издание пост-фактум составило свой рейтинг советских актеров и актрис, которые вполне могли бы претендовать на этот «титул». Татьяна Самойлова, Василий Лановой, Наталья Варлей, Любовь Полищук, Николай Еременко… Раиса Мухамедьярова. Ослепительно красивая актриса нашего кино запомнилась с первой же роли: такое лицо нельзя было забыть. А ведь она могла и не попасть на съемочную площадку: просто работники «Казахфильма» очень удачно зашли в Алматинский институт иностранных языков в поисках красивых девушек…
Именно английский язык стал поводом для нашего знакомства с актрисой театра и кино Раисой Мухамедьяровой.
Однажды на кинофестивале «Евразия» в Астане мой друг, замечательный актер и режиссер Олег Ли сказал:
– Я хочу представить тебя Раечке Мухамедьяровой, чтоб она убедилась, что ты не англичанин.
Познакомились. Я сказал, что давний ее поклонник, Раиса Мажитовна ответила:
– Приятно слышать.
Ей, видимо, просто хотелось с кем-нибудь поговорить по-английски, ведь она окончила Алматинский институт иностранных языков. А интервью не входило ни в ее, ни в мои планы, потому что Сергей Азимов только что снял документальный фильм об актрисе, а мои коллеги-журналисты опубликовали о ней не по одному очерку. Но если все же «отмотать кинопленку» лет на 45 назад, то я действительно однажды договорился с актрисой об интервью для Казахского радио, пришел с диктофоном к ней домой – она жила в микрорайоне Коктем. Но домочадцы сказали, что из-за обильного снегопада Раиса Мажитовна не может выбраться из санатория в горах. В гостиной с портрета на стене на меня смотрела хозяйка квартиры – работа кисти, кажется, Гульфайрус Исмаиловой.
Второй раз актриса прошла мимо, когда я разговаривал в фойе ТЮЗа с Аминой Умурзаковой. Помню, Амина апай посетовала: «Раечка талантливая, но редко снимается, потому что красота ее очень пикантная для нашего кино». И это правда. Видел однажды, как она шла по Жибек жолы, а народ узнавал ее и расступался в восхищении. Мне тогда показалось, что в жизни она даже красивее, чем на экране.
И ещё одна встреча произошла в селе Большенарымское в Восточном Казахстане. Вечером мы с другом решили купить бутылочку и по дороге увидели в кромешной тьме очень хорошо освещенный ларек. Подошли, а за прилавком – Раиса Мажитовна! Тут на нас зашипели со всех сторон, потому что мы ворвались на съёмочную площадку фильма «Человек-Олень» по повести Оралхана Бокеева.
Ну, а если серьезно, то актрису я приметил в раннем детстве. Популярной она стала после первой же роли, снявшись у Шакена Айманова в музыкальной комедии «Песня зовёт». Успех закрепили последующие работы: у Александра Карпова в производственной драме «Сплав», у Эмира Файка в комедии «Мальчик мой!» и у Абдуллы Карсакбаева в детском фильме «Меня зовут Кожа».
После рождения двух дочерей актриса перешла на характерные роли второго плана. Среди них Акбала в историко-революционном фильме «Однажды и на всю жизнь» по одноименной повести Габита Мусрепова, Карашаш в «Сказке о прекрасной Айсулу».
А по большому счету, «Казахфильм» актрису просмотрел, не найдя возможности снимать ее как можно чаще. Получается, что почти за шестьдесят лет она сыграла чуть больше тридцати ролей. Иногда она просто была в кадре. Как бы для красоты: в телефильме «Парус» Раиса Мажитовна прошла с зонтиком по пляжу. Иногда появлялась в образах сельских жительниц. Самая удачная роль из этой «галереи» – мачеха в фильме-воспоминании Абдуллы Карсакбаева «Путешествие в детство» – о временах коллективизации.
Но Мухамедьяровой всё же интереснее были современницы. И такие роли ей время от времени выпадали. В молодости она даже сыграла двух острохарактерных персонажей – мещанку Шолпан в новелле «Молодожены» из киноальманаха «И в шутку, и всерьез», и городскую высокомерную Дину в телефильме «У подножья Найзатас».
В последующие годы было ещё несколько замечательных картин с участием Раисы Мажитовны. Прежде всего это драма киргизского режиссера Толомуша Океева «Золотая осень», в которой она играла заместителя редактора Рахиму Караевну, а ее мятущимся подчинённым в фильме был великолепный Досхан Жолжаксынов. Другая роль – Айша в чудесной лирической комедии Болата Шманова «Невеста для брата».
Ещё одно «амплуа» актрисы – роли мам и учительниц в фильмах для детей. Тут после фильма «Меня зовут Кожа» открытий не случилось, о чем можно лишь пожалеть…
11 июля заслуженной артистке Казахской ССР Раисе Мухамедьяровой могло бы исполниться 84 года.
Комментариев пока нет